Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель исследования: исследование теоретических и практических аспектов налогообложения производственных организаций и определение путей его совершенствования. Используемые методы исследования: метод сравнительного анализа, аналитический метод, совокупность экономико-статистических методов. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты, Республики Беларусь, труды белорусских, российских и зарубежных ученых-экономистов. Элементами научной новизны полученных результатов являются предложения по совершенствованию налогообложения производственных организаций.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1.СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАР-СТВА………………………………………………………………………………6
2.МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВЕДСТВЫННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.................................................................................17
2.1.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ……………………………………………………………………………… 17
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 24
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРмИРОВАНИЯ НаЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………… ………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………..
Таблица 1.2. – Состав и структура налоговых доходов бюджета за 2011-2012 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение | ||||
2011 |
2012 | |||||
сумма, млн.рублей |
уд. вес, % |
сумма, млн.рублей |
уд. вес, % |
суммы (+/-) |
уд. веса, п.п. | |
Налог на прибыль |
2 321 941,6 |
7,8 |
4 768 203,6 |
5,7 |
||
Налоги на товары (работы, услуги), в том числе: |
19 072 445,2 |
63,5 |
50 111 710,1 |
60 |
||
-налог на добавленную стоимость |
13 454 119, 7 |
44,8 |
33 426 478,4 |
40 |
||
-акцизы |
5 369 810, 7 |
17,8 |
11 337 215,1 |
13,6 |
||
-налоги и сборы на отдельные виды деятельности |
77 857, 0 |
0,2 |
110 000,0 |
0,1 |
||
-экологический налог |
131 656, 8 |
0,4 |
224 920,0 |
0,3 |
||
-налог за добычу (изъятие) природных ресурсов |
- |
- |
4 908 975,8 |
6 |
||
-другие налоги |
39 000, 9 |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе: |
7 263 913,5 |
24,2 |
25 377 834,7 |
30,4 |
||
-таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины |
4 892 962, 6 |
16,3 |
13 535 621,0 |
16,2 |
||
-вывозные таможенные пошлины |
2 356 825, 0 |
7,8 |
11 830 452,4 |
14,1 |
||
-прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности |
14 126, 3 |
0,1 |
11 761,3 |
0,1 |
||
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы, в том числе: |
1 362 378,4 |
4,5 |
3 258 530,4 |
3,9 |
||
-отчисления в инновационные фонды |
1 019 140, 7 |
3,4 |
2 396 472,6 |
2,9 |
||
-отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий |
36 540, 4 |
0,1 |
76 504,7 |
0,1 |
||
-государственная пошлина |
173 531, 8 |
0,6 |
370 109,3 |
0,4 |
||
-иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы |
133 165, 3 |
0,4 |
415 443,7 |
0,5 |
||
Налоговые доходы, всего |
30 020 678,8 |
100 |
83 516 279,0 |
100 |
Анализируя таблицу 1.1. можно сделать вывод, что налоговые доходы формируют 90% всего бюджета страны, из них наибольшую долю составляют косвенные налоги 48,2%, на доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные сборы и пошлины и др.) приходится 27,4% всех налоговых поступлений. Неналоговые доходы в формировании бюджета участвуют всего на 10%. Эти данные показывают,насколько велика роль налогов в формировании бюджета страны.
С развитием рыночных отношений, расширением
форм собственности, внешнеэкономических
связей большое внимание должно уделяться
оптимизации налоговых платежей с помощью
налогового прогнозирования и планирования.
Разумные и уравновешенные налоговые
решения активно влияют на развитие экономики
и рост благосостояния граждан и всего
общества.
Однако, эффективная налоговая система
требует, с одной стороны, обеспечения
достаточных и стабильных поступлений
в бюджет государства, с другой – снижения
налоговой нагрузки на экономику и реализацию
стимулирующей функции налогообложения.
В мировой и отечественной
В соответствии с теорией Лаффера оптимальная
ставка для изъятия налоговых поступлений
– 30% доходов.
В 2011 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 26,8% к ВВП и по сравнению с 2010 годом сократилась на 0,5% (таблица 1.2).
Таблица 1.2.-Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2010-2011 гг.
в % к ВВП
Показатели |
Годы |
Отклонение (+/-) | ||
2010 |
2011 | |||
Налоговая нагрузка в том числе: |
27,3 |
26,8 |
-0,5 | |
косвенные налоги |
13,5 |
12,4 |
-1,1 | |
прямые налоги |
8,6 |
7,9 |
-0,7 | |
смешанные налоги |
1,4 |
0,8 |
-0,6 | |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины |
3,8 |
5,7 |
+1,9 | |
Источник: материал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь | ||||
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета по отношению к росту ВВП. В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с 2010 годом он снизился на 1,1%.
В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2012 года уменьшены ставки налога на прибыль (с 24 до 18 процентов), налога при упрощенной системе налогообложения (с 8 до 7 процентов – для плательщиков, не уплачивающих НДС; с 6 до 5 процентов – для плательщиков НДС).Таким образом, величина налоговой нагрузки на экономику в текущем году предположительно снизится до 25,5 процента к ВВП.
С 1 января 2012 г. в налоговом законодательстве установлены новые нормы, регулирующие особенности налогообложения, ранее не применявшиеся в Республике Беларусь, – это уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на часть стоимости приобретенных основных средств и (или) нематериальных активов в момент принятия к бухгалтерскому учету и механизм переноса убытков на будущие прибыли. Уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков организации вправе в течение 10 лет, непосредственно следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Воспользоваться правом переноса убытков на будущие прибыли возможно по итогам предпринимательской деятельности за 2011 г. Для определения суммы убытка, который будет перенесен на будущие прибыли, используются не все финансовые результаты организации. Например, внереализационные расходы, превышающие внереализационные доходы, увеличивают сумму возможного к переносу убытка только по операциям, которые привели к отрицательному результату при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)). Увеличивает сумму убытка к переносу также отрицательная разница по курсовым и суммовым разницам.Впервые воспользоваться правом уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму убытка, возникшего по итогам работы в 2011 г., организации смогут при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2012 г.
С 2012 г. внесены изменения в порядок применения льготы в связи с оказанием спонсорской помощи. Если в 2011 г. освобождению от уплаты налога на прибыль подлежала прибыль организаций в размере не более 5 % валовой прибыли, направленной на оказание помощи отдельным организациям, то в 2012 г. ее размер увеличен в 2 раза.В текущем году расширен перечень субъектов, на оказание помощи которым можно направить прибыль и применить льготу по данной операции. С 2012 г. в этот перечень вошли религиозные организации, а также общественные объединения "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", унитарные предприятия, собственниками имущества которых являются эти объединения (подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК).Также с 2012 г. достаточно серьезные льготы при налогообложении прибыли появились по инновационной деятельности, а именно освобождению подлежит прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров (подп. 1.132 п. 1 ст. 140 НК). Освобождают прибыль организаций, полученную от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров по согласованию с Президентом, в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 % общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества (подп. 1.133 п. 1 ст. 140 НК).
Налоги олицетворяют собой ту часть
совокупности финансовых отношений, которая
связана с формированием
Налоговый Кодекс Республики Беларусь предъявляет определенные требования к объектам обложения и условиям исчисления налогов. Например, организация вправе сделать выбор между обычной схемой налогообложения и налогообложением при упрощенной системе ведения учета. Количество объектов налогообложения и условия исчисления налогов могут быть разными, как и формы налоговой и бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду отраслевые особенности отдельных организаций. Практически во всех случаях у налогоплательщика возникает необходимость выбора того или иного варианта налогообложения. Как следствие, возникает необходимость обосновать решение в пользу сделанного выбора и оформить его документально. Такое документальное закрепление выбранного варианта налогообложения фактически определяет налоговую политику организации и предопределяет существенную часть его учетной политики вообще.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Следовательно, налоги, являются мощнейшим инструментом экономического регулирования, тем не менее, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, за счет заранее продуманной налоговой политики предприятия, а также за счет использование различных налоговых льгот предусмотренные законодательством.
С понятием «налоги» тесно связано понятие «налоговая система». Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения. До 1992 г., т. е. до распада СССР, в стране действовала налоговая система, которая больше соответствовала командно-административной системе управления экономикой, жесткому государственному регулированию цен. Одним из главных доходных источников бюджета являлся налог с оборота, который был ориентирован на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. В связи с приобретением Республикой Беларусь экономической и политической самостоятельности, а также распадом СССР возникла необходимость создания собственной налоговой системы, учитывающей настоятельную потребность экономики в переходе к рыночным отношениям. Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь в 1992— 1996 гг., в республике установлена новая налоговая система, включающая следующие виды общегосударственных налогов и сборов:
а) налог на добавленную стоимость (НДС);
б) акцизы;
в) налог на прибыль и доходы;
г) налог за пользование природными
ресурсами (экологический налог);
д) налог на недвижимость;
е) таможенные экспортные и импортные пошлины;
ж) земельный налог (плата за землю);
л) подоходный налог с граждан.
Налог на добавленную стоимость используется во многих странах мира. Преимущества этого налога состоят в том, что он, во-первых, взимается с широкого круга плательщиков по месту создания новой стоимости; во-вторых, отличается относительной простотой исчисления (при наличии правильного учета) как для плательщиков, так и для финансовых органов и, в-третьих, обеспечивает надежной и устойчивой базой формирования доходов бюджета государства независимо от изменения цен, финансового состояния плательщика, уровня инфляции. Он является в настоящее время одним из важнейших источников доходов бюджета Республики Беларусь.
Монопольное положение отдельных производителей и потому чрезмерно высокий уровень их доходов потребовали ввести такую форму доходов (наряду с налогом на добавленную стоимость), как акцизы. Они устанавливаются на отдельные виды товаров, имеющих высокую рентабельность по причинам, не зависящим от работы предприятий (табачные изделия, алкогольная продукция, пиво, легковые автомобили и др.). Акцизы относятся к числу косвенных налогов.
Важнейшим элементом национального богатства государства являются основные производственные и непроизводственные фонды, стоимость которых с каждым годом увеличивается. От того, как они используются, во многом зависят экономические показатели каждого предприятия. С целью экономического стимулирования улучшения использования данных фондов введен налог на недвижимость. Этот налог несет и социальную нагрузку: чем богаче предприятие, тем больше оно должно вносить средств в бюджет на общегосударственные нужды.
К числу платежей, вносимых предприятиями в бюджет, относятся также земельный, экологический налоги и налог за добычу природных ресурсов. Назначение этих налогов в том, чтобы экономически стимулировать более эффективное использование земель и природных ресурсов, мобилизовать средства в бюджет для целевого финансирования мероприятий по землеустройству, повышения качества земель и их охраны, а также на социальное развитие села.
В условиях перехода к рыночным отношениям важное значение имеет введение таких платежей, как таможенные пошлины. Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров. Основная цель введения указанных пошлин — экономическая защита внутреннего рынка.
Одним из источников поступления доходов в бюджет является государственная пошлина, которую уплачивают предприятия и граждане с заявлений и жалоб, подаваемых в суд, за нотариальные действия, совершаемые нотариальными конторами и исполнительными органами городских, поселковых и сельских Советов депутатов и т. п.