Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель исследования: исследование теоретических и практических аспектов налогообложения производственных организаций и определение путей его совершенствования. Используемые методы исследования: метод сравнительного анализа, аналитический метод, совокупность экономико-статистических методов. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты, Республики Беларусь, труды белорусских, российских и зарубежных ученых-экономистов. Элементами научной новизны полученных результатов являются предложения по совершенствованию налогообложения производственных организаций.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1.СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАР-СТВА………………………………………………………………………………6
2.МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВЕДСТВЫННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.................................................................................17
2.1.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ……………………………………………………………………………… 17
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 24
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРмИРОВАНИЯ НаЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………… ………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………..
Налоговая составляющая финансовых потоков
играет существенную роль в формировании
финансовых результатов деятельности
субъектов хозяйствования. Поэтому оптимизация
налоговых платежей является важной составной
частью системы планирования деятельности
предприятия и формирования его налоговой
политики на перспективу и предстоящий
период.
Принцип разумности уплаты налогов не
сводится к механическому снижению налоговых
платежей и должен учитывать достижение
стратегических целей предприятия, т.е.
построение такой системы управления
и принятия решений, при которой оптимальной
является вся структура бизнеса, включая
стадию его регистрации. Налоговая нагрузка
конкретной организации отличается от
республиканского и даже среднеотраслевого
уровня, поскольку учитывает индивидуальные
факторы, снижающие или повышающие ее
величину: элементы договорной политики
для целей налогообложения; особенности
первоначального накопления капитала
и формирования финансовых ресурсов с
учетом форм собственности и организационно-правовой
формы; льготы и освобождения, получение
бюджетных ссуд, налоговых кредитов, рассрочек
и отсрочек по налогам и сборам, уникальность
финансовых схем каждой сделки.
Поэтому политика оптимизации налогообложения
должна основываться на глубоком анализе
всей системы налогообложения конкретного
предприятия с учетом изменения основных
показателей его деятельности, стратегии
рационального управления и планов ее
реализации.
Влияние косвенных налогов на финансовые
результаты деятельности должно определяться
с учетом возможностей организации по
переложению налогового бремени на покупателей
и заказчиков
В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов.
Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается.
Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые формы обслуживания населения.
С 1 января 2012 года начало функционировать интеграционное объединение трех постсоветских стран Республики Беларусь, Казахстана, Российской Федерации - Единое экономическое пространство (ЕЭП). Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Однако для сохранения конкурентоспособности в Едином экономическом пространстве Республике Беларусь необходимо модернизировать национальную налоговую систему.
В ежегодном исследовании Всемирного
банка и Международной
Эксперты Всемирного банка оценивают три основных индикатора:
— налоговые выплаты;
— временные затраты;
— налоговая ставка.
Индикатор налоговые выплаты отражает общее число налогов и отчислений, частоту и метод уплаты во второй год работы предприятия. В соответствии с исследованием, наименьшее количество налоговых платежей, которые необходимо уплатить в течение года, установлено в Грузии (4 платежа), Казахстане (7 платежей) и Российской Федерации (9 платежей). По данному показателю Беларусь находится на одном из самых низких положений в рейтинге - 18 платежей в год.
Индикатор временные затраты отражает количество часов, затрачиваемых сотрудниками предприятия на подготовку, подачу налоговой отчётности и уплату трёх типов налогов: налога на доходы юридических лиц, налога с продаж и НДС и налогов «на рабочую силу» (отчисления в фонд социальной защиты населения). В Белоруссии этот показатель составляет 654 ч., в Казахстане 188 часов, в Российской федерации - 290 часов.
Индикатор налоговая ставка отражает величину налоговой нагрузки на предприятие и выражается в процентах от его коммерческой прибыли. Совокупная налоговая ставка, приходящаяся на среднестатистическую компанию в Беларуси, составляет 63%. Это выше среднего мирового показателя - 47,8%. По данному показателю Казахстан находится на 41 месте, размер общей ставки налогообложения - 28.6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ. В Российской Федерации этот показатель равен 47%.
Таким образом, по всем трем показателем РБ отстает от союзников, т.е. на практике мы являемся не привлекательными для инвесторов, и из-за высоких налоговых ставок наша продукция не конкурентоспособна на рынке Единого экономического пространства.
Необходимо отметить, что благодаря проведенной работе по реформированию налоговой системы за последние несколько лет Республика Беларусь улучшила свой рейтинг. Для улучшения положения было предпринято ряд мероприятий.
— отменены оборотные налоги (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и местный налог с продаж в розничной торговле).
— введено электронное декларирование налоговых платежей. Система электронного налогового декларирования существует в Беларуси с 01.04.2009. Данная система способна ускорить и упростить для налогоплательщиков процесс подачи налоговой отчетности, Однако на практике предприятия не спешат переходить на электронную налоговую отчётность из-за неуверенности сотрудников бухгалтерии в правильности применения налогового законодательства и платности данной услуги.
— усовершенствован механизм взимания налога на прибыль и НДС, что привело к уменьшению времени, необходимого для расчёта налогов.
— осуществлен переход на плоскую шкалу уплаты подоходного налога по ставке 12%.
— изменен порядок подачи налоговой отчетности по налогу на прибыль и НДС. Разрешено налог на прибыль и НДС сдавать поквартально, а не помесячно, что позволило в 4 раза уменьшить количество платежей и одновременно существенно уменьшить количество времени, затрачиваемого на налоговый учёт.
Также с 1 января 2012 года уменьшен налог на прибыль с 24 % до 18% и для снижения налоговой нагрузки субъектам хозяйствования будет предоставлено право переноса убытков на будущие периоды.
Налоговая система Республики Беларусь должна совершенствоваться по следующим направлениям:
— необходимо и далее упрощать систему налогового и социального законодательства с тем, чтобы уменьшить количество времени, затрачиваемого сотрудниками предприятия на подготовку, исчисление и уплату налогов и повысить уверенность сотрудников при подготовке и подаче электронных деклараций. Необходимо отметить, что принятие Особенной части Налогового кодекса значительно уменьшило количество нормативных актов, регулирующих налогообложение, однако содержание правовых норм требует дальнейшей оптимизации.
— необходимо сокращать налоговую нагрузку.
Между тем сегодня Беларусь не может позволить себе проигрывать союзникам в инвестиционной привлекательности. Если налоговая нагрузка не будет снижена, в перспективе инвестиции пойдут в другие страны. Там будет развиваться производство, товары будут продаваться на белорусском рынке, а наша продукция будет неконкурентоспособна по цене.
Программой социально-
Основными задачами совершенствования налогообложения являются:
— совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
— радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
— оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
— снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
Реализация указанных направлений налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 %, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 % от ВВП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы.
Налоги являются специфической
формой экономических отношений
государства с хозяйствующими субъектами,
с различными группами населения
и каждым членом общества. Эти отношения
возникают в связи с
Налоги олицетворяют собой ту часть
совокупности финансовых отношений, которая
связана с формированием
Налоговый Кодекс Республики Беларусь предъявляет определенные требования к объектам обложения и условиям исчисления налогов. Например, организация вправе сделать выбор между обычной схемой налогообложения и налогообложением при упрощенной системе ведения учета. Количество объектов налогообложения и условия исчисления налогов могут быть разными, как и формы налоговой и бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду отраслевые особенности отдельных организаций. Практически во всех случаях у налогоплательщика возникает необходимость выбора того или иного варианта налогообложения. Как следствие, возникает необходимость обосновать решение в пользу сделанного выбора и оформить его документально. Такое документальное закрепление выбранного варианта налогообложения фактически определяет налоговую политику организации и предопределяет существенную часть его учетной политики вообще.
Юридические лица, зарегистрированные на территории РеспубликиБеларусь, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:
— налог на добавленную стоимость - НДС, ставки 0%, 0,5%, 10%, 9,09%, 16,67%, 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
— налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
— обязательные страховые взносы ставка 34% от фонда оплаты труда;
Кроме того если это требует законодательство Республики Беларусь:
— налог на недвижимость;
— земельный налог;
— акцизы;
— экологический налог;
— налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
— оффшорный сбор;
— гербовый сбор;
— другие налоги.
На основании проведенного анализа хозяйственной деятельности и налогообложения на ООО можно сделать следующие выводы:
— в течение всего анализируемого периода с 2010 г. по 2011г. произошло незначительное изменение всех показателей деятельности организации. Показатели прибыли, себестоимости продукции, рентабельности продукции характеризуют деятельность организации. Данные показатели за анализируемый период отрицательных значений не принимали, а в 2011 г. увеличились. Соответственно, можно сделать вывод, что в целом организация рентабельна и удовлетворяет своей основной цели – получение прибыли, т. к. показатель прибыли с 2010 г. по 2011 г. увеличился на 36,9%.
— в соответствии с Инструкцией
о порядке расчета
Основными задачами совершенствования налогообложения являются:
— совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
— радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
— оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
— снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;