Налогообложение Республики Армения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание

На ранних стадиях развития государства взимание налогов оправдывалось различными религиозными и светскими причинами. Только на стадии капитализма налоги приобрели современную форму обязательных регулярных безвозмездных денежных взносов физических и юридических лиц, устанавливаемых государством.
Налоги выступают в качестве своеобразной кровеносной артерии финансовой системы любого общества.

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

История налогообложения  насчитывает несколько тысячелетий. Налоги известны с момента появления  первых в истории человечества государств. Уже тогда налоги в качестве регулярной и обязательной повинности населения  выделялись среди других источников пополнения государственной казны, носящих случайный и непостоянный характер (контрибуции, конфискации, доходы от государственного имущества и т.д.). На ранних стадиях развития государства взимание налогов оправдывалось различными религиозными и светскими причинами. Только на стадии капитализма налоги приобрели современную форму обязательных регулярных безвозмездных денежных взносов физических и юридических лиц, устанавливаемых государством.

Налоги выступают  в качестве своеобразной кровеносной  артерии финансовой системы любого общества.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с  формированием денежных доходов  государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов.

Современные налоговые  системы развитых стран характеризуются  необычайной изощрённостью форм, методов обложения и многообразием применяемых налогов (в некоторых странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные принципы и характеристики едины, но в их применении и налоговой политике имеются существенные различия.

В качестве объекта  в данной работе выбраны системы  налогообложения двух стран —  Армении и России. Обе налоговые  системы являются очень молодыми, они существуют с 1992 г. и находятся  в стадии реформирования. В то же время Армения и Россия — это разные страны, которые существенно отличаются по своим размерам, численности населения, государственному устройству, системе социально-экономических показателей и проч.

Сравнивая системы  налогообложения двух стран, главной  целью является  выявление плюсов и минусов разных систем налогообложения и возможность использования накопленного положительного опыта для их совершенствования.

 

Глава 1 Общие сведения о налоговой системе

 

В Республике Армения  налоговая система находится  в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, которая направлена на развитие свободы предпринимательской деятельности.

Действующая налоговая  система Республики Армения прошла несколько этапов становления:

1. Создание новой  налоговой системы (1992–1995).

2. Принятие отдельных  законов о налогах (1995–2000).

3. Продолжение  налоговых реформ (до 2010).

  Налоговые отношения в Республике  Армения регулируются:

1.Законом Республики  Армения «О налогах» № 3Р-107 от 14.04.1997 г 

2. Постановлениями Правительства Республики Армения - в случаях и пределах, определяемых налоговым законодательством;

3. Актами, принятыми Налоговой инспекцией Республики Армения.

Под налогом  понимается обязательная и безвозмездная  плата в целях удовлетворения государственных и общественных нужд, взимаемая с физических и юридических лиц, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством и в установленные им сроки. Налоги уплачиваются в государственный и муниципальные бюджеты Армении.

Под налоговым  агентом понимается любое юридическое  лицо, а также индивидуальный предприниматель, выплачивающие доходы налогоплательщикам, на которого в соответствии с законом  при выплате доходов налогоплательщикам возлагается обязательство по исчислению, удержанию и уплате налогов с их доходов в бюджет.

Изменение ставки налога, установление либо отмена налога производятся только с начала финансового  года. Один и тот же объект налогообложения  за отчетный период может быть обложен тем же видом налога только один раз. Сумма дохода налогоплательщиков в Армении, полученная за ее пределами, стоимость принадлежащего им по праву собственности имущества включаются в общую сумму дохода, общую стоимость имущества, подлежащих налогообложению в Армении, и учитываются при определении размера налогов.

Налоги, взимаемые  в Армении с суммы дохода налогоплательщиков, со стоимости принадлежащего им на праве собственности имущества, сокращаются на сумму налогов, взимаемых  с налогоплательщиков Армении в иностранных государствах в соответствии с их законодательством. При этом размер сокращаемых сумм не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Армении с полученного в иностранных государствах дохода (прибыли), со стоимости находящегося в этих государствах имущества.

В Армении  установлены следующие виды налогов: налог на прибыль; подоходный налог; акцизный налог; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; земельный налог; упрощенный налог.

Законом могут  устанавливаться фиксированные  платежи или упрощенные налоги, заменяющие вышеперечисленные налоги.

Налоговым законодательством устанавливаются  следующие виды налоговых льгот:

- уменьшение  объекта налогообложения,

- сокращение  ставки налога,

- сокращение  налога,

- отсрочка срока  исчисления налога,

- отсрочка срока  уплаты налога,

- освобождение, сокращение, отсрочка срока уплаты  установленных налоговым законодательством  пени и штрафов, начисленных  за нарушение налогового законодательства  и других правовых актов, регулирующих  налоговые отношения в Армении.

В порядке, установленном  налоговым законодательством, налогоплательщикам компенсируется сумма уплаченного  налога. При прекращении или изменении  действующей налоговой льготы устанавливается  порядок ее применения в отношении  налогоплательщиков, пользующихся данной льготой.

Налоги уплачиваются в армянских драмах.

 

Глава 2 Основные бюджетообразующие налоги

 

2.1 Налог  на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную  стоимость - косвенный налог, который  уплачивается в государственный  бюджет при ввозе товаров, на всех стадиях их производства и обращения, а также оказания услуг на территории Армении.

Плательщиками НДС считаются физические и юридические  лица, ведущие самостоятельную хозяйственную  деятельность. Граждане Армении и  иностранные граждане, которые согласно заключенным с работодателями договорам являются наемными работниками и одновременно не осуществляют хозяйственные сделки, не являются плательщиками НДС.

Объектом обложения  НДС считается стоимость сделок, осуществляемых плательщиками НДС  на территории Армении.

Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается  в размере 20% к облагаемому обороту  товаров и услуг.

Местом поставки товаров считается место нахождения товаров, с которого они фактически поставляются. Товары в Армении считаются  поставленными, если они:

а) отгружены  или доставлены покупателю на территории Армении;

б) экспортированы из Армении. Импортированные товары считаются поставленными в Армению  с момента их ввоза.

Услуга считается  оказанной в Армении, если место  оказания услуг находится на ее территории. Местом оказания услуг считается такое место, где лицо, оказывающее услугу, осуществляет предпринимательскую деятельность, а в случае отсутствия такого места или невозможности его определения - место нахождения лица. Местом оказания услуг, связанных с недвижимым имуществом, считается такое место, где находится недвижимое имущество или предусмотрено его сооружение. Местом оказания транспортных услуг считается такое место, с которого начинается перевозка грузов, почты, пассажиров и багажа.

При аренде транспортных средств местом оказания услуг считается  такое место, где арендодатель осуществляет предпринимательскую деятельность, или при его отсутствии - его  юридический адрес или место  проживания.

Освобождением от НДС является его неначисление на облагаемый оборот. От НДС освобождаются сделки и операции:

1) плата за  обучение в общеобразовательных  школах, профессионально-технических  училищах, средних профессиональных  и высших учебных заведениях  подготовки и переквалификации.

2) реализация школьных тетрадей для письма и нотных тетрадей, альбомов для рисования, детской и школьной литературы, школьных учебных изданий; реализация научных и учебных изданий, выпущенных вузами, специализированными научными организациями, Национальной академией наук Республики Армения;

3) научно-исследовательские  работы;

4) реализация  произведенной в Армении сельскохозяйственной  продукции ее производителем;

5) радиопередачи  и неоплачиваемые потребителями  телевизионные передачи, включая  получение средств от третьих  лиц для осуществления этих передач;

6) реализация  газет и журналов;

7) религиозные  обряды, реализация поставляемых  религиозным организациям культовых  принадлежностей, а также реализация  этих принадлежностей религиозными  организациями;

8) реализация  лотерейных билетов по номинальной стоимости;

9) операции по  страхованию, финансовые операции;

10) безвозмездное  потребление общественными и  религиозными организациями;

11) операции, связанные  с получением и выдачей патентов, авторского права, лицензий;

12) реализация драгоценных и полудрагоценных камней, указанных в перечне, установленном Правительством Армении.

По налоговому законодательству Армении налогообложением по нулевой ставке является необложение  налогом на добавленную стоимость  экспорта товаров и услуг на территории страны-экспортера и полное возмещение (зачет) экспортирующему товары и услуги лицу сумм, подлежащих уплате за экспортируемые товары и услуги, НДС. Нулевая ставка НДС применяется:

1) в отношении  облагаемого оборота товаров,  вывозимых в таможенном режиме "вывоз товаров для свободного обращения" за пределы таможенной границы Армении;

2) в отношении  розничной продажи товаров для  отбывающих по международным  маршрутам пассажиров в аэропортах  в специально отведенных местах  за таможенной территорией и  территорией паспортного контроля;

3) в отношении  облагаемого оборота услуг, место  оказания которых в соответствии  с законодательством не находится  на внутренней территории Армении;

4) в отношении  товаров, ввозимых или приобретаемых  на территории республики в целях официального пользования дипломатических представительств и консульских учреждений, оказываемых им услуг;

5) в отношении  транзитных перевозок иностранных  грузов через территорию республики.

При осуществлении  облагаемых по нулевой ставке сделок (операций) у плательщиков НДС суммы НДС по линии связанных с ними приобретенных товаров и оказанных услуг, выделенные в представленных поставщиками налоговых счетах, подлежат возврату (зачету) в общем порядке, установленном законодательством.

Плательщики НДС  при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, обязаны выписывать налоговые счета. Налоговым счетом считается расчетный документ установленного образца, подтверждающий поставку товаров или оказание услуг.

При покупке  товаров в сфере розничной торговли и приобретении услуг в сфере обслуживания лица, являющиеся плательщиками НДС, обязаны по требованию покупателей (клиентов) выписать налоговый счет.

Лица, уплачивающие НДС, обязаны вести учет в хронологическом  порядке и не менее трех лет со дня выписки хранить все выданные ими копии налоговых счетов и иные касающиеся НДС документы.

В государственный  бюджет уплачивается сумма НДС, исчисленная  в отношении облагаемого оборота  по осуществленным в налоговом периоде  сделкам, из которой вычитаются:

1) поставщиками  товаров, приобретенных в отчетном  периоде на внутреннем пространстве  республики для производственных  и иных коммерческих целей,  и оказанных услуг - в размере  суммы НДС, выделенной в налоговых  счетах;

2) по ввезенным  на территорию республики товарам - в установленных законом порядке и размерах, в размере сумм НДС, изъятых таможенными органами Армении.

Платежи в государственный  бюджет исчисленных сумм НДС производятся до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, включительно.

2.2 Акцизный  налог

 

Акцизный налог - это косвенный налог, уплачиваемый в установленном законом порядке  и размере в государственный  бюджет за ввоз товаров или за отчуждение этих товаров лицами, производящими  их на территории Армении.

К товарам, подлежащим обложению акцизным налогом, относятся: пиво, виноградные и прочие вина, виноматериалы, спирт и спиртные напитки, промышленные заменители табака, сигары, и сигареты из табака или его заменителей, бензин, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное топливо, нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа). Акцизный налог в Армении уплачивают юридические лица и физические лица, ввозящие или производящие вышеуказанные товары.

Информация о работе Налогообложение Республики Армения