Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа
Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.
Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8
1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе
становления страхового рынка 8
1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10
1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14
2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19
2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19
2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29
3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35
3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49
Заключение 53
Список использованных источников 56
Существуют законы и иные правовые акты по отдельным видам страхования, такие как Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания (гл. 15), законы, связанные с различными видами обязательного страхования. Среди последних следует отметить Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г.
В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора в пределах своей компетенции. В их числе:
• Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 1 9 мая 1994 г.;
• Положение о порядке ограничения, приостановления и отаыва лицензии на осуществление страховой деятельности, на территории Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 17 июля 2001 г.;
• Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина России от 11 июня 2002 г.;
• Правила размещения страховых резервов, утвержденные приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. (в редакции изменений от 16 марта 2000 г.);
• Приказ Минфина России от 28 ноября 2000 г. «О бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (в редакции приказа Минфина России от 28 ноября 2001 г.);
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г.;
• Положение о порядке
расчета страховщиками
Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика, страхователя, застрахованного и выгоду приобретателя. Кроме того, в страховании участвуют и другие лица, контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти, действующие на основе законов.
Правовые отношения, регулирующие
процесс формирования и использования
страхового фонда, т.е. собственно страхование,
относятся к сфере гражданского
права. В качестве объектов страховых
отношений выступают
Отметим, что нормативная база по страхованию, регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и включающая несколько кодексов (гражданский, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, налоговый, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов, достаточно часто изменяется. Положения отдельных законов не полностью соответствуют современному этапу развития страхового рынка, а в ряде случаев противоречат быстро меняющейся экономической ситуации в России. Поэтому достаточно часто эти законы приходится пересматривать.
Основными законодательными актами о страховании являются гл. 48 ГК РФ и уже известный Закон о страховании.
Основное содержание гл. 48 ГК РФ составляют нормы, регулирующие отношения страхователя и страховщика по договорам страхования. ГК РФ требует письменного оформления договоров страхования. Он определяет понятие обязательного страхования как за счет средств государственного бюджета (обязательное государственное страхование), так и за счет указанных в законе лиц, в том числе и самих страхователей. В ГК РФ указываются интересы, страхование которых не допускается.
Закон о страховании дает основные определения участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом. [39, с. 67]
Отношения в страховом деле регулируются также федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, принятыми в соответствии с Законом о страховании.
Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.
1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования
Законодательство, регулирующее отношения субъектов права в области обязательных налоговых платежей, включает Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Нормы налогового законодательства не всегда совпадают с правилами бухгалтерского учета. Расхождения объясняются отличиями понятий «объекты налогообложения» и «объекты бухгалтерского учета». Для исчисления налоговых обязательств организации рассчитывают специальные показатели. Методы расчета показателей могут отличаться от правил бухгалтерского учета. [25, с. 198]
Страховые организации несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, которая подразумевает правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты налогов.
Налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые страховыми организациями в определенные бюджеты, представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 - Налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые страховыми организациями
Наименование налога, сбора. платежа |
Объект налого- обложения |
Источник уплаты |
Ставки, % |
Распределение* | |
Федеральные налоги и сборы | |||||
Налог на прибыль |
Доход oт страховых и |
Прибыль |
24 |
6,0% — в ФБ 16,0% - в РБ 2% - в МБ | |
Налог на доходы в виде дивиден-дов от российс-ких организаций |
Доход, полученный в виде дивидендов |
Прибыль |
6 |
100% - в ФБ | |
Налог на дохо-ды в виде диви-дендов от инос -транных органи-заций |
Доход, полученный в виде дивидендов |
Прибыль |
1 5 |
100% - в ФБ | |
Налог на дохо-ды по государст-венными муни-ципальным цен-ным бумагам |
Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам |
Прибыль |
6 |
100% - в ФБ | |
Налог на опера-ции с ценными бумагами |
Номинальная сумма выпуска ценных бумаг |
Расходы, учитывае-мые в целях нало-гообложения при-были |
0,8 |
100% - в ФБ | |
Налог на добавленную стоимость |
Продажная цена иму-щественных объектов, нестраховых услуг |
Выручка от реалии-зации имуществен- ных объектов, ока-зания нестраховых услуг |
20 |
100% - в ФБ | |
Единый социальный налог |
Расходы по оплате труда |
Расходы, учитывае-мые в целях нало-гообложения при-были |
35,6 |
28% - ФБ4, 4,0% - ФСС 3,6% - ФОМС | |
Страховой сбор на обязательное социальное стра-хование от нес-частных случаев на производстве и профессиона-льных заболева-ний |
Расходы по оплате труда |
Расходы, учитывае-мые в целях налого-обложения прибыли |
Дифференцированы по классам про-фессиональ-ного риска |
100% - ФСС | |
Государственная пошлина |
Стоимость юридически значимых действий, документов |
Расходы, учитывае-мые в целях налого-обложения прибыли |
Дифференцирована по уровням юр-идической значимости |
100% - в ФБ по делам феде-рального уров; 100% - в МБ по делам, до-кументам об-шей юрисдик. | |
Региональные налоги и сборы | |||||
Налог на имущество |
Среднегодовая стоимость имущества |
Расходы, учитывае-мые в целях налого-обложения прибыли |
2 |
100% - в РБ | |
Транспортный налог |
Вид транспортного средства |
Расходы, учитывае-мые в целях налого-обложения прибыли |
Дифференци- рована в за- висимости от мошности транспортно-го средства |
100% в РБ | |
Местные налоги и сборы | |||||
Земельный налог |
Площадь земельного участка, находящегося в собственности орга-низации |
Расходы, учитывае-мые в целях налого-обложения прибыли |
Дифференци- рована по це-нности терри-тории |
100% - в МБ |
*Обозначения, используемые в табл. 32.3; ФБ — федеральный бюджет; РБ — региональный бюджет; МБ — местный бюджет; ФСС — фонд социального страхования; ФОМС — фонд обязательного медицинского страхования.
Важнейшим налогом, уплачиваемым страховщиками, является налог на прибыль от страховой деятельности. Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Страховые организации относятся к категории налогоплательщиков, которые руководствуются как общим порядком определения и классификации доходов (ст. 249, 250) и расходов (ст. 254—269) в целях налогообложения прибыли, так и особым порядком их определения, связанным с осуществлением страховых операций.
К доходам от осуществления страховой деятельности, согласно ст. 293 НК РФ, относятся:
1) страховые премии (взносы)
по договорам страхования,
2) суммы уменьшения (возврата)
страховых резервов, образованных
в предыдущие отчетные периоды
с учетом изменения доли
3) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;
4) вознаграждения от
страховщиков по договорам
5) суммы возмещения
перестраховщиками доли
6) суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
7) доходы от реализации
перешедшего к страховщику в
соответствии с действующим
8) суммы, полученные в виде санкций за неисполнение условий договоров страхования;
9) вознаграждения за
оказание услуг страхового
10) вознаграждения, полученные
страховщиком за оказание
11) суммы возврата части страховых премий по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения;
12) другие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности. [35, с. 106]
К расходам, понесенным при
осуществлении страховой
1) суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах);
2) страховые выплаты
по договорам страхования,
3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование;
4) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;
5) суммы процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;
6) вознаграждения состраховшику по договорам сострахования;
7) возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора;
8) вознаграждения за
оказание услуг страхового
9) расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:
• услуг актуариев;
• медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществляется страховщиком;
• детективных услуг,
связанных с установлением
• услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;
• услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), бланков строгай отчетности, квитанций и иных подобных документов;
• услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
• услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичных документов;
• инкассаторских услуг;
10) другие расходы, непосредственно связанные со страховой деятельностью. [40, с. 147]
Представленные перечни доходов и расходов от страховой деятельности являются открытыми, страховщик самостоятельно может их дополнить в связи со спецификой страховых операций по заключенным договорам. В соответствии со ст. 265 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а также убытки. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в соответствии с законодательством РФ.