Налогообложение страховой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание

Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8
1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе
становления страхового рынка 8
1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10
1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14
2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19
2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19
2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29
3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35
3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49
Заключение 53
Список использованных источников 56

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Совершенствование правовых основ обязательного страхования  предполагает:

- введение новых видов обязательного страхования;

- совершенствование положений действующих законодательных актов по видам обязательного страхования (обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц, обязательное страхование сотрудников налоговых органов, обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств и др.), а также осуществление контроля за проведением обязательных видов страхования, и видов страхования с использованием средств федерального бюджета.

   Совершенствование  положений действующих законодательных актов, регулирующих обязательное страхование или декларирующих их,  должно осуществляться на базе анализа действующих норм, содержащихся в различных «отраслевых» законах, в целях устранения правовых коллизий, несоответствий требованиям страхового законодательства Российской Федерации и оценки последствий их реализации.

Приоритетным направлением государственной политики является дальнейшее совершенствование основ  проведения обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направленное на:

- упрощение процедуры урегулирования убытков;

- установление права потерпевшего, при наличии соответствующих условий, обратиться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор страхования;

- увеличение страховой суммы на каждого потерпевшего по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью;

- принятие мер по созданию и функционированию системы обмена информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Одним из направлений  развития системы обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств является участие профессионального объединения  страховых организаций в международной системе «Зеленая карта». Участие в данной системе будет способствовать решению проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при наступлении страховых случаев за пределами территории Российской Федерации.

Признавая значение обязательных видов страхования, их социальную ориентированность, тем не менее, следует отметить, что основой страховой отрасли, призваны стать  добровольные виды страхования. Поэтому важны меры, направленные на развитие добровольных видов страхования. Их развитие должно способствовать решению социально значимых программ, национальных проектов, предполагающих использование механизмов страхования.

Одним из направлений  развития добровольных видов страхования  является стимулирование развития долгосрочного страхования жизни.

Страхование жизни, позволяет  привлечь средства, являющиеся, источником долгосрочных инвестиционных ресурсов, компенсирует недостаточность предоставляемых  населению государством социальных гарантий. Долгосрочное  страхование  жизни и пенсий обеспечивает получение дополнительных денежных сумм, не зависящих от размера государственных пособий, в том числе по старости и инвалидности.

В настоящее время  для  сектора личного страхования, включая страхование жизни, характерны следующие проблемы:

- низкий уровень доходов населения;

- отсутствие доверия со стороны населения к страхованию;

- отсутствие инструментов для надежного инвестирования активов страховых организаций в долгосрочные инвестиционные инструменты;

- отсутствие экономических стимулов, в том числе налоговых, для участия  населения и работодателей в долгосрочном страховании жизни.

Работодатели, при наличии  соответствующих условий, могут  и  должны быть заинтересованы выступить  в качестве страхователей по страхованию  на случай смерти, страхованию дополнительной пенсии и по страхованию на дожитие своих сотрудников.

В условиях снижения темпов роста рождаемости, повышения уровня смертности, реформирования пенсионной системы, особое значение приобретает  развитие видов страхования жизни с обеспечением регулярных страховых выплат (страхования рент, пенсий и аннуитетов).

Развитие страховой  отрасли  в целом и сектора  личного страхования, в частности, во многом зависит от развития других финансовых институтов и предлагаемых ими инструментов, в которые могут быть инвестированы активы страховых организаций. Потенциальные возможности фондового рынка, рынка ценных бумаг позволяют диверсифицировать активы страховых организаций по рискам, срочности инструментов и их ликвидности. Однако отсутствие долгосрочных инструментов для размещения средств страховых резервов не позволяет по договорам страхования жизни получить доход от инвестирования активов, способный конкурировать с другими источниками накопления (депозиты в банках, паи в ПИФах) и превысить уровень инфляции.

 Следует уделить  особое внимание развитию новых  страховых продуктов, которые  представляют страхователям возможность  выбирать и изменять условия  договора в течение срока его  действия с учетом экономической  ситуации, управлять своими вложениями в виде страховых взносов.

Для достижения целей  в сфере развития личного страхования, в том числе страхования жизни, необходимы следующие меры:

- дополнить страховое законодательство Российской Федерации положениями, касающимися определения специфики видов страхования жизни, медицинского страхования, страхования от несчастных случаев и болезней;

-   создать гарантии сохранности накоплений страхователей в компаниях, осуществляющих страхование жизни (формирование гарантийных фондов, обеспечивающих ответственность страховщиков за выполнение обязательств  перед  клиентами), в том числе на случай их неплатежеспособности и банкротства; 

- усовершенствовать и скорректировать режим налогообложения страховщиков и страхователей, таким образом, чтобы он стимулировал развитие долгосрочного (накопительного) страхования в первую очередь по договорам, заключенным с гражданами;

- расширить направления для долгосрочных инвестиций страховых организаций, осуществляющих страхование жизни;

- предусмотреть меры по повышению уровня доходов населения;

- создать условия, стимулирующие разработку на основе анализа и маркетинговых исследований новых видов страхования;

- выработать меры, позволяющие использовать страховые отношения в социальной сфере.

Возрастание экономического потенциала крупных корпораций, расширение сферы малого бизнеса, рост частной собственности граждан обуславливают перспективы дальнейшего развития страхования имущества, которые могут быть обеспечены за счет:

  - уточнения в страховом законодательстве Российской Федерации понятий страховой стоимости, восстановительной стоимости и др.;

  - страхования имущества от всех, реально существующих рисков, включая риск терроризма (в общем, пакете рисков или отдельным договором страхования);

  - предоставление страховой защиты гражданам, в том числе и с невысоким уровнем дохода, за счет предоставления им возможности заключения договора страхования в отношении выбранных рисков и объектов наиболее соответствующих их страховым интересам;

 - большей полноты возмещения реальных убытков при наступлении страховых случаев;

- оптимизации соотношения уровня страховых выплат и страховых премий страхователей на основе актуарной обоснованности расчетов страховых тарифов, страховых резервов и рыночной конкуренции между страховыми организациями;

- выработка единых подходов к определению размеров убытков и стоимости восстановления имущества;

- разработка методик оценки рисков страховой организации с учетом видов страхования и объектов страхования.

Особое внимание следует  уделить развитию имущественного страхования:

- в сфере строительства жилья;

- на случай стихийных бедствий и природных катастроф;

- в сфере агропромышленного комплекса (АПК) (страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений).

Страхование в сфере АПК осуществляется с государственной поддержкой, направлениями его совершенствования является оптимизация механизма субсидирования с использованием механизмов страхования, исключающего неэффективное использование бюджетных средств.

Разработка и освоение новых технологий, инновационные проекты, обновление предприятием основных фондов, модернизация не должны оставаться без обеспечения страховой защитой.

В страховании имущества  нельзя не учитывать территориальные  факторы, влияющие на возникновение  тех или иных чрезвычайных ситуаций, которые определяются социальной обстановкой, географическим положением, климатическими особенностями и т.д. В этой связи, органы власти субъектов Российской Федерации должны быть наделены правом введения на своей территории субсидирования из бюджета при страховании того или иного вида имущества.

Страхование гражданской  ответственности является наиболее перспективным видом страхования. Особое внимание необходимо уделять  видам страхования:

- профессиональной ответственности отдельных категорий лиц: врачей, застройщиков, перевозчиков и т.д. при исполнении ими своих обязанностей;

- владельцев источников повышенной опасности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц.

Необходимо создание основ и механизмов для применения на практике такого вида страхования, как страхование ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение  договоров (сделок).

В условиях ограниченных возможностей национальных страховщиков по принятию на страхование особо  крупных рисков многократно возрастает роль сострахования и перестрахования.

Совместное страхование  одного риска несколькими страховыми организациями (страховым пулом), так  называемое сострахование, обеспечивая  финансовую стабильность страховых  организаций, позволяет принимать на страхование   крупные, включая катастрофические и малоизученные новые риски.

Перестрахование также  является одним из эффективных механизмов повышения уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых  организаций, предоставляет дополнительные возможности для принятия страховой организацией  рисков на страхование.

Страховые (перестраховочные) пулы должны найти широкое применение при введении новых видов обязательного  страхования, например, ответственности  предприятий, эксплуатирующих   опасные производственные объекты, когда размеры ущерба могут достигать значительных величин, превышающих финансовые возможности отдельных  страховых организаций произвести по ним выплаты в полном объеме.  

Существует  необходимость  развития и уточнения нормативной правовой базы, регламентирующей условия осуществления сострахования страховыми (перестраховочными) пулами, в том числе порядка заключения договора страхования, определения размера страхового риска, распределения ответственности между сторонами, организации взаиморасчетов.

Необходимо предпринять  ряд мер по нормативному правовому  регулированию механизмов перестрахования, укрепив правовую основу его проведения. В частности, предстоит уточнить определение перестрахования, его  формы и виды, сформировать свод обычаев делового оборота российского рынка перестрахования.     

Вместе с тем широкое  использование механизма перестрахования  делает актуальным вопрос об усилении контроля за перестраховочной деятельностью  в целях предупреждения и исключения использования операций трансграничного перестрахования для незаконного перевода капитала и отмывания денег.  Повышение уровня капитализации страховых организаций и улучшение их финансового состояния позволят страховым организациям увеличить размер лимита собственного удержания, одновременно сокращая зависимость  от зарубежного перестрахования.

 

 

 

3.2 Основные  направления совершенствования  системы налогообложения страховой  деятельности в России

Необходимо продолжить дальнейшее совершенствование налогообложения страховых операций.

Режим налогообложения  операций по долгосрочному страхованию  должен являться стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых рисков.

Эти вопросы следует  рассматривать на основе анализа  практики применения Налогового кодекса Российской Федерации и положений бухгалтерского учета и в связи с переходом на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В перспективе следует  включить в перечень социальных налоговых  вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом).

Информация о работе Налогообложение страховой организации