Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности; выделить достоинства и недостатки УСН; обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России при применении специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

1. Сущность малого предпринимательства………………………………..

2. Эволюция системы налогообложения малого

предпринимательства в России………………………………………….

3. Общепринятая система налогообложения………………………………..

4. Упрощенная система налогообложения…………………………………

5. Система единого налога на вмененный доход………………………….

6. Основные проблемы налогообложения субъектов МП в России

и пути их решения…………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.28 Кб (Скачать документ)

       Содержание 

Введение………………………………………………………………………

1. Сущность  малого предпринимательства………………………………..

2. Эволюция  системы налогообложения малого 

    предпринимательства в России………………………………………….

3. Общепринятая система налогообложения………………………………..

4. Упрощенная система налогообложения…………………………………

5. Система единого налога на вмененный доход………………………….

6. Основные  проблемы налогообложения субъектов  МП в России

    и пути их решения…………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………

3

6 

9

13

15

23 

29

33

35

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В настоящее время в экономике  России ключевым источником роста эффективности  производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

       Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

       В России, как самостоятельное социально-экономическое  явление, малое предпринимательство  существует около 15 лет. Действующие  законодательные нормативно-правовые акты направлены на государственную  поддержку предприятий этой сферы с целью создания благоприятных условий для их функционирования, и в первую очередь путем предоставления льгот по налогообложению.

       Предприятия малого бизнеса являются гибкой и  динамичной формой реализации предпринимательской  деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для  достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы  и потребительских услуг. Они  порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и  многообразие форм собственности, противодействие  монополизму крупных фирм. Малые  предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив  ресурсов в сферу малой экономики  влечет за собой перемены во всей структуре  хозяйственного оборота.

       Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

       Однако  малое предпринимательство имеет  также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к  определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

       Опыт  зарубежных стран свидетельствует  о том, что  без  весомой государственной  поддержки невозможно обеспечить  развитие  малого предпринимательства  быстрыми  темпами.

       Одной из форм поддержки малого предпринимательства  является возможность перехода организаций  и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения.

         Актуальность курсовой работы  обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого  предпринимательства является основным  условием становления конкурентной  рыночной среды, от чего зависит  эффективность антимонопольной  политики и успех рыночных  преобразований; во-вторых, малое предпринимательство  не получило в России должного  развития и не полностью выполняет  функции, присущие ему в развитых  рыночных системах - это связано  с высоким налоговым бременем.

       Целью данной работы является охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности; выделить достоинства и недостатки УСН; обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России при применении специальных налоговых режимов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Сущность малого предпринимательства 

       Развитие  малого предпринимательства (МП) в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики, находится на стадии формирования, и его потенциал используется далеко не полностью. МП вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.

       Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних  предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка. Эти предприятия  не входят в состав монополистических  объединений и занимают по отношению  к ним в хозяйственном отношении  подчиненное или зависимое положение.

       Развитие  субъектов МП остается важной проблемой, которая теперь находится лично  под контролем Президента РФ. МП– неотъемлемая часть рыночных преобразований России. Оно способно создать новые рабочие места и обеспечить приток «живых» денег в бюджеты всех уровней. Как ведущий сектор рыночной экономики эти предприятия определяют темпы экономического роста, структуру и качество ВНП, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемирно поощряют деятельность МП.

       Важнейший инструмент государственного воздействия  на предпринимательство в рыночной экономике — налоговая политика. Она выполняет  две основных функции - фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности. В российской экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию.

       Критерии, позволяющие отнести хозяйствующие  субъекты к субъектам МП, имеют  большое значение, т.к. МП могут осуществлять различные виды деятельности – от розничной торговли до научных разработок в сфере высоких технологий. В мировой практике на субъекты МП после присвоения им соответствующего статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения.

       Для российской правовой системы критерии, определяющие предприятие как малое, меняются в зависимости от того, в каком качестве выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на который распространяются меры государственной поддержки, или как субъект налоговых правоотношений. Выделяя лишь два правовых аспекта, касающихся деятельности МП, можно подчеркнуть, что только налоговая сфера и осуществляемые государством меры по поддержке МП имеют особое значение для определения критериев, позволяющих предприятию считаться малым и воспользоваться предусмотренными российским законодательством преимуществами, присущими соответствующим отраслям законодательства.

       Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  МП является численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

       В соответствии с Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" в нашей  стране  статус малого предприятия  могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим  критериям:

       - доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

       - доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

       - средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

      в промышленности – 100 человек;

     в строительстве – 100 человек;

      на транспорте – 100 человек;

      в сельском хозяйстве – 60 человек;

      в научно-технической сфере – 60 человек;

     в оптовой торговле – 50 человек;

      в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

      в остальных отраслях – 50 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Эволюция системы налогообложения  малого предпринимательства в  России 

       Если  обратиться к истории налогообложения  в РФ, можно оценить степень  его влияния на становление и  развитие предпринимательства. Основными  этапами развития законодательства по налогообложению предпринимательской  деятельности в дореволюционной  России являются периоды, связанные  с развитием торговой и иной промысловой  деятельности. Первый период 1721 - 1775 года, когда была установлена система налогообложения в виде частных промысловых сборов и купеческой подушной подати. Второй - с 1775 по 1824 год, когда была введена система гильдейских сборов с объявленных капиталов. Третий - с 1824 по 1865 год – закрепляется сословная патентная система обложения торговли и промыслов. Четвертый период 1865 - 1898 года, когда устанавливается патентно-подоходная система налогообложения.

       Преимущественное  право заниматься предпринимательской  деятельностью в России принадлежало купцам. Иные категории населения, независимо от сословной принадлежности, если занимались такой деятельностью, то чаще всего обязаны были причисляться к купеческому сословию.

       Для устранения недостатков торгового  налогообложения в отношении  мелких торговцев и лиц, начинающих торговлю, была проведена реформа  системы гильдейского обложения  купеческих капиталов, что явилось  новым этапом в развитии русского законодательства о налогообложении  предпринимательской деятельности, принявшего форму патентной системы, заимствованной из Франции.

       Важным  этапом в развитии законодательства по налогообложению мелкой торговли и промышленности явилось принятое в 1898 году «Положение о государственном  промысловом налоге». Положением закреплялось, что принадлежность к купеческому  состоянию определялась наличием как  купеческого, так и промыслового свидетельства, сумма выкупа которого формировала промысловый налог.

       Завершающим этапом системы налогообложения  предпринимательской деятельности в дореволюционной России можно  считать период начала первой мировой  войны. В 1916 году было принято «Положение о государственном подоходном налоге». На основании данного положения  обложению подвергались все формы  прибыли, денежные капиталы, торговые, промышленные и иные предприятия. За основу брался принцип личного обложения. В сумму нового подоходного налога засчитывался новый промысловый налог. Особенностью данного налога явилось введение элементов регрессивной системы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении прибыли, вследствие чего малые предприятия находились в невыгодных условиях.

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства