Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности; выделить достоинства и недостатки УСН; обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России при применении специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

1. Сущность малого предпринимательства………………………………..

2. Эволюция системы налогообложения малого

предпринимательства в России………………………………………….

3. Общепринятая система налогообложения………………………………..

4. Упрощенная система налогообложения…………………………………

5. Система единого налога на вмененный доход………………………….

6. Основные проблемы налогообложения субъектов МП в России

и пути их решения…………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.28 Кб (Скачать документ)

       Эволюция  развития отечественного законодательства в части налогообложения предпринимательской  деятельности показывает стремление законодателя к переходу к европейской системе  подоходного обложения, при которой  основным критерием являлась чистая доходность хозяйствующих субъектов, а не только формальные внешние признаки таких предприятий.

       В советский период российской истории  структура мелкого предпринимательства  претерпевала серьезные изменения, оно было развито в тех отраслях, которые обеспечивали конечное потребление  населением продуктов их деятельности. Постепенно происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу, с одновременным  ростом количества  государственных  и кооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства после революции 1917 года характеризуется  постепенным «наступлением» на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора в  торговом обороте СССР не превышала 6% .

       В самом начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 году, было принято  решение о поддержке малого предпринимательства, и как результат в начале 1990-х  годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению и т. д. Развитие малого бизнеса было тесно связано с реализацией политики его налогообложения.

       За  последние 15 лет можно выделить несколько  заметных событий, произошедших в сфере  налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» малые  предприятия, занимающиеся приоритетными  видами деятельности, были освобождены  на первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в  третий и четвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены  от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

       Результатом проведенного за последние 5 лет совершенствования  налоговой системы стало значительное снижение налоговой нагрузки в целом  на экономику страны при одновременном  увеличении налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки считается  основным показателем качества проводимой налоговой политики. Динамика уровня налоговой нагрузки свидетельствует  о прогрессе в проведении налоговой  реформы, с его снижением связывают  надежды на ускорение экономического роста. Однако, не меньшее значение имеет структура налоговой системы: набор используемых налоговых инструментов, соотношение ставок и формы налогового администрирования. Реализуемая налоговая  политика играет ключевую роль в формировании структуры экономики как за счет распределения между секторами  прибыли, остающейся после налогообложения, так и за счет формирования системы  стимулов.

       Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферу налогообложения, является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с действующим законодательством РФ существуют три подхода к налогообложению субъектов МП:

       - обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;

       - упрощенная система налогообложения учета и отчетности;

       - система налогообложения в виде  единого налога на вмененный доход; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Общепринятая система налогообложения 

       Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из налогового кодекса  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и сборах (п.1 ст. 1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами могут  устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов  и сборов, установленных НК РФ и  иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности  и физическими лицами, следует  считать общим режимом налогообложения.

       Общий режим налогообложения малого бизнеса был по существу оформлен с выходом в свет постановления правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

       Хотя  субъекты малого бизнеса облагались общими налогами, как и все остальные  предприятия, в то же время в целях стимулирования более быстрого их развития им предоставлялись специальные налоговые льготы по основным налогам. Однако в целом эта система налогообложения не может удовлетворить малый бизнес. Можно выделить следующие факторы, определяющие негативное отношение предпринимателей и бухгалтеров предприятий малого бизнеса к этой системе:

       - совокупный процент налогов, которые платит предприятие, непомерно велик. Чрезмерно высокие налоги в массовом порядке толкают плательщиков на нарушение закона;

       - заполнение огромного количества форм отчетности, которые сдаются в разное время в разные организации. Отсюда — неумышленные ошибки в ведении учета и отчетности;

       - непомерно большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз;

       - плохая проработка  законов. Имеющаяся противоречивость законодательной базы влечет возможность неоднозначного толкования законов, вследствие чего предприниматели и бухгалтеры  совершают  ошибки  при  исчислении  налогов  без умысла что-то скрыть;

       - постоянные изменения в законодательной базе. Столь частые изменения в налоговом законодательстве оказываются для малого бизнеса зачастую просто фатальными — предприниматели не успевают следить за ними.

       В целях справедливости и равенства налогообложения малые предприятия, применяющие традиционную систему налогообложения, должны иметь налоговые льготы по налогу на прибыль, НДС, страховым взносам во внебюджетные фонды.

       Для МП необходимо установить следующие льготы:

       в первые 2 года освободить от уплаты данных налогов, если выручка от этих видов деятельности 70 и более процентов;

       в 3 год работы установить ставки в  размере 25% от действующих ставок налогов;

       в 4 год — 50%, при условии, что выручка  составит 90 и более процентов. Высвобождающие средства направить на развитие производства, повышение зарплаты работников, решение  других финансово-хозяйственных и  социальных проблем.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  общепринятая система налогообложения  – это наиболее неблагоприятные  условия для работы малых предприятий. 
 
 
 
 

       4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности 

       Упрощенная  система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

       Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предприятиями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период.

       Сущность единого  налога, уплачиваемого в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых  общим налоговым режимом.

       Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ),
  • налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента),
  • налога на имущество организаций,
  • единого социального налога.

       Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ),
  • налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

       Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников 14% предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

       Следует также обратить внимание, что экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

       Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных  работников - 13% либо 30%), о чем упоминалось  выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при  аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

       Объектом  налогообложения единым налогом  признаются согласно статье 346.14 НК РФ:

       а) доходы;

       б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

       Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. При этом, выбрав тот или иной объект налогообложения, налогоплательщик не сможет его поменять в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

       Порядок определения доходов:

       Организации при определении объекта налогообложения  учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 НК РФ; внереализационные  доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 НК РФ.

       Порядок определения расходов:

       При определение объекта налогообложения  налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

       - расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;

       - расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

       - расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

       - арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства