Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:02, реферат
Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, направляемой в конечном итоге на удовлетворение личных нужд и потребностей.
В соответствии со ст. 1 Закона « О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство- это инициативная, осуществляемая самостоятельно, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан и их объединений по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью обеспечения постоянного источника доходов.
Введение
Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, направляемой в конечном итоге на удовлетворение личных нужд и потребностей.
В соответствии со ст. 1 Закона
« О предприятиях и предпринимательской
Таким образом, в основе такой деятельности лежит удовлетворение личных интересов. Однако, кроме таковых интересов, в каждом государстве существуют и интересы всего общества в целом.
Субъектами налогообложения
являются как физические, так и юридические лица
и одним из видов объекта налогообложения
Таким образом, осуществляя
Не редко на практике существуют случаи, когда, субъект налогообложения, являющийся резидентом Российской Федерации, осуществляет свою предпринимательскую деятельность за её пределами. В данном случае возникает вопрос, какому государству будут уплачиваться соответствующие налоги, по закону какого государства будет рассчитываться сумма налога, какой правовой режим возникает в случае двойного налогообложения, а также пути разрешения возникших вопросов.
Поднятие и рассмотрение данного вопроса, я считаю, является необходимым и немаловажным. Это объясняется, прежде всего, тем, что в нашем случае речь идёт о налогообложение и связанным с ним развитии предпринимательства, развитие рыночных отношений, от чего в конечном итоге зависит уровень развития нашего государства.
Развитие экономики сделало обычным явлением ведение компаниями бизнеса на территориях двух и более стран. В результате последовательного обложения доходов компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) может возникнуть двойное международное налогообложение - одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами. Для России такая ситуация возникает когда:
а) одно и то же лицо признается резидентом в России и еще в одном или нескольких государствах;
б) один и тот же доход российского резидента, рассматривается как имеющий источник происхождения в двух или более странах и облагается налогом в каждой из этих стран;
в) один и тот же доход российского предприятия облагается в Российской Федерации на основе признания резидентства, а в другой стране - в соответствии с законодательством об источнике дохода;
г) имеются различия между Россией и другими странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком;
д) в российском налоговом законодательстве отсутствуют положения о зачете отдельных видов налогов, уплаченных российским резидентом в другой стране.
Причина возникновения двойного налогообложения
состоит в том, что два государства
облагают однородными или сходными
налогами один и тот же объект налогообложения
и одного и того же налогоплательщика.
Если возникает одновременное
Глава 1 Международное налогообложение : общая характеристика.
1.1 Понятие налогообложения.
Налоги это форма
По А. Смиту, налог- это бремя, накладываемое
государством в форме закона, который
предусматривает и его размер,
и порядок уплаты. Право государства
взимать налоги и обязанность
населения их платить вытекают из
необходимости существования
Мировой опыт свидетельствует, что функции налогов находятся в постоянном развитии и эволюционируют вместе с развитием государства. Питая бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды, установленных на принципах и порядке, определённых законами РМ и взимаемые на территории РМ, составляют налоговую систему РМ.
Таким образом, как вытекает из вышесказанного уплата налогов и других платежей является обязанностью граждан, а не их правом.
Такая обязанность вытекает, в первую очередь из Конституции РМ, где ч. (1) ст. 58 указывает, что: (1) Граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов. [4] Этими лицами, согласно Налоговому Кодексу РМ (далее НК РМ.) [5], являются физические и юридические лица, как резиденты так и не резиденты РМ.
Не маловажным является вопрос и
об объекте налогообложения. Ими
являются действия, события, состояния,
которые обуславливают
Согласно ст. 3 Закона РМ Об основах налоговой системы от17 ноября 1992г, [6] указывается, что объектами налогообложения выступают доходы, прибыль, стоимость товаров, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, в том числе землёй, виды деятельности, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Статья же 4 указанного Закона, устанавливает, что в РМ взимаются республиканские (государственные) налоги и местные налоги.
Указанное налогообложение на первый
взгляд является понятным и доступным,
однако, при более детальном
Согласно налоговому Кодексу РМ,
а также ст. 2 Закона об основах
налоговой системы, указывается, что
субъектами налогообложения (налогоплательщиками)
являются физические и юридические
лица, в том числе иностранные,
осуществляющие производственную либо
иную предпринимательскую
Таким образом, как видно, законодатель указывает достаточно обширный круг субъектов, а также их деятельность подлежащая обязательному налогообложению РМ.
Однако в этом положении необходимо выявить следующий нюанс: являясь иностранными юридическими либо физическими лицами у нас, в РМ, они являются своими гражданами в другом государстве, по аналогии, что “наши” субъекты права (граждане РМ) , осуществляя свою деятельность за её пределами либо по другим основаниям, являются в тоже время и иностранцами. В данном случае можно говорить как бы о “двойном” правовом статусе.
На таких лиц распространяются
и нормы национального
Таким образом, неизбежно возникает
вопрос: какому законодательству должен
подчиняться такой субъект
Ответ на данный вопрос можно дать
однозначно-применимыми в
Национальное законодательство регламентирует правовой статус лица (его право- и дееспособность) , так, согласно ГК РМ[7] правосубъектность граждан РМ определяется национальным законодательством.
Нормы иностранного государства, применяются
к соответствующим
Нормы международного права, также применимы к соответствующим правоотношениям, урегулированные государствами. Как правило, они имеют целью содействие развитию торговых, экономических отношений, установлению стабильных связей.
Однако применение всех указанных законов должно соответствовать определённому правилу - их применение не должно нарушать либо создавать менее благоприятные условия для осуществление предпринимательской деятельности, чем для своих граждан.
Если следовать точному
Естественно, это не может положительно сказываться на состоянии экономики государства, а также тенденции развития рыночных отношений между странами.
Именно большая часть
Поэтому для достижения этих целей заинтересованные государства заключают взаимовыгодные договора для их достижения.
1.2 МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
(двойное налогообложение на межгосударственном уровне)
обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период. Крайне негативное явление, сдерживающее рост внешнеторговых связей, затрудняющее перемещение капиталов и лиц, препятствующее развитию интеграционных процессов, прежде всего в области экономики. Более того, корпорации и физические лица стремятся избавиться от излишнего налогового бремени, делая это настолько успешно, причем нередко вполне легальными способами, что вообще избегают какого-либо обложения.
М.д.н. не следует путать с кумуляцией налога - одновременным обложением одного и того же источника несколькими различными налогами - и с повторным обложением. Последнее имеет место, если налог взимается с объекта, который уже ранее был обложен в пользу казны.
М.д.н. необходимо отличать от экономического двойного налогообложения, возникающего в случае обложения прибыли корпорации как самостоятельного налогоплательщика и взимания налога с распределенной ее части (дивидендов) на уровне акционеров. При экономическом двойном налогообложении нет идентичности объектов, субъектов. самих налогов. Однако оно может порождать двойное обложение на международном уровне при переводе компанией распределяемой прибыли в качестве дивидендов своим иностранным акционерам ввиду возможности взимания налога как по месту источника дохода, так и в стране резидентства бенефициара.
Причины возникновения М.д.н. - коллизии налоговых законодательств двух или более стран в отношении прав на налогообложение пересекающих национальные границы товаров и услуг, доходов и капиталов, а также отдельных юридических и физических лиц. Коллизии проистекают из фискального суверенитета государства, в соответствии с которым публичная власть самостоятельно и в полном объеме устанавливает объекты налогообложения, круг своих налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений и способы взимания налогов.
Основные критерии для определения пределов национальной налоговой юрисдикции - резидентство и территориальность. Первый означает, что налогообложению подлежат все доходы резидента данной страны, независимо от местонахождения их источников (неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты облагаются налогами только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность). Второй критерий предусматривает, что налогообложению в данной стране подлежат все доходы, извлекаемые в пределах ее территории, независимо от места проживания налогоплательщика.