Налоговая база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:02, реферат

Описание

Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, направляемой в конечном итоге на удовлетворение личных нужд и потребностей.
В соответствии со ст. 1 Закона « О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство- это инициативная, осуществляемая самостоятельно, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан и их объединений по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью обеспечения постоянного источника доходов.

Работа состоит из  1 файл

АиНО.docx

— 73.76 Кб (Скачать документ)

 

  
  
  
  
  
 

Введение

Целью любой предпринимательской  деятельности является получение прибыли, направляемой в конечном итоге на удовлетворение личных нужд и потребностей.

В соответствии со ст. 1 Закона « О предприятиях и  предпринимательской деятельности» предпринимательство- это инициативная, осуществляемая самостоятельно, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан и их объединений по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью обеспечения постоянного источника доходов.

Таким образом, в основе такой  деятельности лежит удовлетворение личных интересов. Однако, кроме таковых  интересов, в каждом государстве  существуют и интересы всего общества в целом.

Субъектами налогообложения  являются как физические, так и  юридические лица и одним из видов  объекта налогообложения является налог на различные виды деятельности (в том числе на доход и капитал) .

Таким образом, осуществляя предпринимательскую  деятельность, их субъекты обязаны  уплатить налоги в бюджет, после  чего они поступают в государственную казну Российской Федерации. Однако таким образом вопрос будет решаться в том случае, если предпринимательская и иная деятельность (в том числе получение дохода, наличие капитала) , находятся в пределах территории Российской Федерации.

Не редко на практике существуют случаи, когда, субъект  налогообложения, являющийся резидентом Российской Федерации, осуществляет свою предпринимательскую деятельность за её пределами. В данном случае возникает вопрос, какому государству будут уплачиваться соответствующие налоги, по закону какого государства будет рассчитываться сумма налога, какой правовой режим возникает в случае двойного налогообложения, а также пути разрешения возникших вопросов.

Поднятие и  рассмотрение данного вопроса, я  считаю, является необходимым и немаловажным. Это объясняется, прежде всего, тем, что в нашем случае речь идёт о  налогообложение и связанным  с ним развитии предпринимательства, развитие рыночных отношений, от чего в конечном итоге зависит уровень  развития нашего государства.

Развитие экономики сделало  обычным явлением ведение компаниями бизнеса на территориях двух и  более стран. В результате последовательного  обложения доходов компании в  стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) может возникнуть двойное международное налогообложение - одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами. Для России такая ситуация возникает когда:

а) одно и то же лицо признается резидентом в России и еще в одном или  нескольких государствах;

б) один и тот же доход российского  резидента, рассматривается как  имеющий источник происхождения  в двух или более странах и  облагается налогом в каждой из этих стран;

в) один и тот же доход российского  предприятия облагается в Российской Федерации на основе признания резидентства, а в другой стране - в соответствии с законодательством об источнике  дохода;

г) имеются различия между Россией  и другими странами в порядке  и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком;

д) в российском налоговом законодательстве отсутствуют положения о зачете отдельных видов налогов, уплаченных российским резидентом в другой стране.

Причина возникновения двойного налогообложения  состоит в том, что два государства  облагают однородными или сходными налогами один и тот же объект налогообложения  и одного и того же налогоплательщика. Если возникает одновременное двойное  налогообложение, между государствами  заключаются международные договора (соглашения), которые основаны на принципе резиденства. В каждом отдельном  таком договоре стороны указывают, что понимается под этим термином т.к. в различных странах может  трактоваться по-разному.

Глава 1 Международное  налогообложение : общая характеристика.

 

1.1 Понятие налогообложения.

 

Налоги это форма принудительного  изъятия государством в свою собственность  части имущества (в денежной форме- с развитием денежного обращения) , принадлежащего населению.

По А. Смиту, налог- это бремя, накладываемое  государством в форме закона, который  предусматривает и его размер, и порядок уплаты. Право государства  взимать налоги и обязанность  населения их платить вытекают из необходимости существования государства  и его учреждений в интересах  всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться  определёнными принципами: всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке  государства соразмерно платёжной  способности, т.е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством государства) ; определённости (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа) ; удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик обладает максимумом средств) ; законодательной формы учреждения налога как гарантия обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительное изъятиея частной собственности) и др. принципы.

Мировой опыт свидетельствует, что  функции налогов находятся в  постоянном развитии и эволюционируют вместе с развитием государства. Питая бюджет, налоги являются одним  из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в  бюджеты разных уровней и государственные  внебюджетные фонды, установленных  на принципах и порядке, определённых законами РМ и взимаемые на территории РМ, составляют налоговую систему  РМ.

Таким образом, как вытекает из вышесказанного уплата налогов и других платежей является обязанностью граждан, а не их правом.

Такая обязанность вытекает, в первую очередь из Конституции РМ, где  ч. (1) ст. 58 указывает, что: (1) Граждане обязаны  участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и  сборов. [4] Этими лицами, согласно Налоговому Кодексу РМ (далее НК РМ.) [5], являются физические и юридические лица, как  резиденты так и не резиденты  РМ.

Не маловажным является вопрос и  об объекте налогообложения. Ими  являются действия, события, состояния, которые обуславливают обязанность  плательщика заплатить налог (получение  дохода, совершение оборота по реализации товаров (работ и услуг) , получение наследства и т.д.) .

Согласно ст. 3 Закона РМ Об основах налоговой системы от17 ноября 1992г, [6] указывается, что объектами налогообложения выступают доходы, прибыль, стоимость товаров, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, в том числе землёй, виды деятельности, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Статья же 4 указанного Закона, устанавливает, что в РМ взимаются республиканские (государственные) налоги и местные  налоги.

Указанное налогообложение на первый взгляд является понятным и доступным, однако, при более детальном рассмотрении данного вопроса можно выявить  и определённую специфику. Эта специфика  касается именно субъектов налогообложения.

Согласно налоговому Кодексу РМ, а также ст. 2 Закона об основах  налоговой системы, указывается, что  субъектами налогообложения (налогоплательщиками) являются физические и юридические  лица, в том числе иностранные, осуществляющие производственную либо иную предпринимательскую деятельность на территории РМ, или получающие личный доход от работы по найму, творческой и иной индивидуальной деятельности, или имеющие в собственности, владении или пользовании природные  ресурсы, землю, имущество подлежащее налогообложению.

Таким образом, как видно, законодатель указывает достаточно обширный круг субъектов, а также их деятельность подлежащая обязательному налогообложению РМ.

Однако в этом положении необходимо выявить следующий нюанс: являясь  иностранными юридическими либо физическими  лицами у нас, в РМ, они являются своими гражданами в другом государстве, по аналогии, что “наши” субъекты права (граждане РМ) , осуществляя свою деятельность за её пределами либо по другим основаниям, являются в тоже время и иностранцами. В данном случае можно говорить как бы о “двойном” правовом статусе.

На таких лиц распространяются и нормы национального законодательства (резидентами которого они являются) , и нормы иностранного государства, и, при существовании международных соглашений, нормы международного права.

Таким образом, неизбежно возникает  вопрос: какому законодательству должен подчиняться такой субъект права, и какое право применимо в  случае противоречия между этими  нормами?

Ответ на данный вопрос можно дать однозначно-применимыми в данном случае будут все три нормы - и  нормы национального законодательства, и нормы, установленные иностранным  государством, и нормы международного права.

Национальное законодательство регламентирует правовой статус лица (его право- и  дееспособность) , так, согласно ГК РМ[7] правосубъектность граждан РМ определяется национальным законодательством.

Нормы иностранного государства, применяются  к соответствующим правоотношениям, сторонами которого они являются.

Нормы международного права, также  применимы к соответствующим  правоотношениям, урегулированные  государствами. Как правило, они  имеют целью содействие развитию торговых, экономических отношений, установлению стабильных связей.

Однако применение всех указанных  законов должно соответствовать  определённому правилу - их применение не должно нарушать либо создавать  менее благоприятные условия для осуществление предпринимательской деятельности, чем для своих граждан.

Если следовать точному трактованию  налогообложения, то в данном случае можно указать на то, что иностранные  граждане находятся в совсем не перспективном  положении, т.к. они должны будут  уплачивать налоги вдвойне - и в государстве (резидентом которого оно является) , и в государстве осуществления предпринимательской деятельности либо по другому основанию.

Естественно, это не может положительно сказываться на состоянии экономики  государства, а также тенденции  развития рыночных отношений между  странами.

Именно большая часть международных  договоров заключаемых между  государствами имеет своей направленностью  содействия развития рыночных отношений, укреплению дружеских отношений, развитию инвестиций и т.д.

Поэтому для достижения этих целей  заинтересованные государства заключают  взаимовыгодные договора для их достижения.

 

1.2 МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

(двойное налогообложение  на межгосударственном уровне)

обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в  отношении одного и того же объекта  налогообложения в двух или более  государствах за один и тот же период. Крайне негативное явление, сдерживающее рост внешнеторговых связей, затрудняющее перемещение капиталов и лиц, препятствующее развитию интеграционных процессов, прежде всего в области  экономики. Более того, корпорации и  физические лица стремятся избавиться от излишнего налогового бремени, делая  это настолько успешно, причем нередко вполне легальными способами, что вообще избегают какого-либо обложения.

М.д.н. не следует путать с  кумуляцией налога - одновременным  обложением одного и того же источника  несколькими различными налогами - и с повторным обложением. Последнее  имеет место, если налог взимается  с объекта, который уже ранее  был обложен в пользу казны.

М.д.н. необходимо отличать от экономического двойного налогообложения, возникающего в случае обложения  прибыли корпорации как самостоятельного налогоплательщика и взимания налога с распределенной ее части (дивидендов) на уровне акционеров. При экономическом  двойном налогообложении нет  идентичности объектов, субъектов. самих налогов. Однако оно может порождать двойное обложение на международном уровне при переводе компанией распределяемой прибыли в качестве дивидендов своим иностранным акционерам ввиду возможности взимания налога как по месту источника дохода, так и в стране резидентства бенефициара.

Причины возникновения М.д.н. - коллизии налоговых законодательств двух или более стран в отношении прав на налогообложение пересекающих национальные границы товаров и услуг, доходов и капиталов, а также отдельных юридических и физических лиц. Коллизии проистекают из фискального суверенитета государства, в соответствии с которым публичная власть самостоятельно и в полном объеме устанавливает объекты налогообложения, круг своих налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений и способы взимания налогов.

Основные критерии для  определения пределов национальной налоговой юрисдикции - резидентство и территориальность. Первый означает, что налогообложению подлежат все  доходы резидента данной страны, независимо от местонахождения их источников (неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты  облагаются налогами только в отношении  доходов, получаемых из источников в  этой стране (ограниченная налоговая  ответственность). Второй критерий предусматривает, что налогообложению в данной стране подлежат все доходы, извлекаемые  в пределах ее территории, независимо от места проживания налогоплательщика.

Информация о работе Налоговая база