Налоговая политика как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проанализировать теоретические аспекты налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Данная цель определила задачи исследования:
Определить подходы к понятию налоговых категорий;
Проанализировать содержание, принципы налоговой политики;
Проанализировать влияние фискальной политики на экономику страны;
Определить общие направления налоговой реформы в России.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы налогообложения и налоговой политики как инструмента государственного регулирования 4

1.1 Методологические подходы к определению основных налоговых категорий 4

1.2 Принципы построения налоговой системы РФ 8

1.3 Кривая Лаффера 10

Глава 2. Влияние налоговой политики на макроэкономическое равновесие. 14

2.1 Фискальная политика государства. 14

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 16

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 18

2.2 Модель IS-LM. 18

Глава 3. Налогообложение в Российской Федерации 22

3.1 Налоговые реформы 90-х гг. XX века в России 22

3.2 Общие направления налоговой реформы в России 24

Заключение 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая чистовик.docx

— 109.79 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические  основы налогообложения и налоговой  политики как инструмента государственного регулирования 4

1.1 Методологические  подходы к определению основных  налоговых категорий 4

1.2 Принципы построения налоговой системы РФ 8

1.3 Кривая Лаффера 10

Глава 2. Влияние  налоговой политики на макроэкономическое равновесие. 14

2.1 Фискальная  политика государства. 14

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 16

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 18

2.2 Модель IS-LM. 18

Глава 3. Налогообложение  в Российской Федерации 22

3.1 Налоговые  реформы 90-х гг. XX века в России 22

3.2 Общие направления  налоговой реформы в России 24

Заключение 26

 

 

Введение

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Первая форма проявления сущности налогов  представляет собой взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти. Налоговая система является важнейшим регулятором экономики, на ней основывается финансово-кредитный  механизм регулирования экономики.

Исторически политика возникает  тогда, когда появляется особый вид  власти – государственная власть, обладающая правом примирения различных  групп населения посредством  государства.

Налоговая политика представляет собой систему мер государства  по целенаправленному использованию  налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов. Налоги помогают решать важные экономические, социальные задачи. Значение и роль налогов в современной жизни РФ трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую. Место налоговой политики в формировании налоговой системы целесообразно представить таким образом, что, базируясь на положениях налоговых теорий, государство осуществляет налоговую политику, воздействуя через налоговый механизм и налогообложение  на формирование и изменение налоговой системы. Эффективное функционирование национального хозяйства напрямую зависит от того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов.

Налоговое регулирование  – это функция управления налогообложением, обеспечивающая функционирование процессов  разработки налогового законодательства; элементов налогов и сборов; определения  прав, обязанности и ответственности  участников налоговых отношений, налогового администрирования, а также взимания налогов и сборов.

В процессе эволюции теорий налогообложения формировались  и изменялись научные взгляды, складывался  понятийный аппарат по налоговым  терминам.

Этим обусловлена актуальность изучаемой нами темы.

Целью данной работы является проанализировать теоретические аспекты  налоговой политики, а также определение  основных направлений и механизма  реализации налоговой политики в  Российской Федерации.

Данная цель определила задачи исследования:

  1. Определить подходы к понятию налоговых категорий;
  2. Проанализировать содержание, принципы налоговой политики;
  3. Проанализировать влияние фискальной политики на экономику страны;
  4. Определить общие направления налоговой реформы в России.

 

Глава 1. Теоретические  основы налогообложения и налоговой  политики как инструмента государственного регулирования

1.1 Методологические подходы к определению основных налоговых категорий

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных  образований1.

Налоги как финансовая категория возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, чиновников и другие общественные нужды. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расхода  государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. В современном мире налоги являются важнейшим источником финансирования государственного бюджета (90% всех поступлений). От правильности организации налоговой  системы зависит эффективность  функционирования национальной экономики.

Изменение налогов и налоговых  льгот позволяет воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы  развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять  и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции  между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая  сущность налогов проявляется через  их функции. Выделяют три важнейшие  функции:

  • Фискальная. Это Налоги служат источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.
  • Вторая функция налогов в рыночной экономике – регулирующая. Налоги служат средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.
  • Третья функция налогов в рыночной экономике – социальная. Налоги должны быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • Объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению;
  • Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • Источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • Единица обложения – единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога (%);
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый минимум);
  • Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и налоговыми льготами.

 

Современная налоговая  система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги. Первый вид – это налоги на доходы и имущество: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на социальное страхование, на фонд заработной платы, поимущественные налоги и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Второй вид  налогов – это налоги на товары и услуги: налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы (налоги, прямо  включаемые в цену товара или услуги), налог на наследство, на сделки с  недвижимостью и ценными бумагами и др. Косвенные налоги переносятся  на потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли предприятия. В долгосрочном периоде эластичность предложения  растёт, и на потребителя перекладывается  большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности2.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается  его суммой, различают государственные  и местные налоги. Государственные  налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

В зависимости от характера  взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные. Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова  для всех облагаемых сумм. Налог, средняя  ставка которого повышается по мере роста  суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. 
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Налоги являются одним  из рычагов экономического воздействия  государства на экономику. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия  на негативные влияния рынка.

С помощью налогов определяются отношения взаимоотношения предприятий  всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, банками. Налоги регулируют внешнеэкономическую деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формирует прибыль предприятия. Через налоги государство может  проводить политику в отношении  развития наукоёмких производств и  ликвидации убыточных предприятий. Стратегию воздействия органов  государственной власти в области  налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую  политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Основным направлением налоговой  политики РФ в целом и ее регионов является деятельность по разработке порядка и контроль поступления  налогов и сборов, взыскания сумм недоимки, проведения камеральных и  выездных налоговых проверок, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, соблюдения законодательств РФ в отношении налогов и сборов, организации работы налоговых органов.

    1. Принципы  построения налоговой системы РФ

Главный принцип налогообложения  заключается в том, что какими бы ни были потребности в финансовых средствах на покрытие дефицита государственных  расходов, налоги не должны подрывать  заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Экономические принципы построения налоговой системы России базируются на постулатах классической политэкономии, сформулированных еще А. Смитом, которые  сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства;
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, таки всякому другому;
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
  4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы, сформулированные А. Смитом, стали аксиомами налоговой политики.

Принципы построения налоговой  системы РФ, дополненные практикой  налогообложения, законодательно закреплены в настоящее время в Налоговом  кодексе РФ:

    1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
    2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
    3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
    4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров или финансовых средств.
    5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов.
    6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
    7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговая система государства  должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Информация о работе Налоговая политика как инструмент государственного регулирования