Налоговая политика как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проанализировать теоретические аспекты налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Данная цель определила задачи исследования:
Определить подходы к понятию налоговых категорий;
Проанализировать содержание, принципы налоговой политики;
Проанализировать влияние фискальной политики на экономику страны;
Определить общие направления налоговой реформы в России.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы налогообложения и налоговой политики как инструмента государственного регулирования 4

1.1 Методологические подходы к определению основных налоговых категорий 4

1.2 Принципы построения налоговой системы РФ 8

1.3 Кривая Лаффера 10

Глава 2. Влияние налоговой политики на макроэкономическое равновесие. 14

2.1 Фискальная политика государства. 14

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 16

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 18

2.2 Модель IS-LM. 18

Глава 3. Налогообложение в Российской Федерации 22

3.1 Налоговые реформы 90-х гг. XX века в России 22

3.2 Общие направления налоговой реформы в России 24

Заключение 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая чистовик.docx

— 109.79 Кб (Скачать документ)
    1. Кривая  Лаффера

Сторонниками снижения налогов  и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они полагали, что необходимо отказаться от прогрессивной шкалы налогообложения (т.к. именно получатели крупных доходов  являются лидерами производства), снизить  налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату, дивиденды. Необходимо стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительный доход. В своих рассуждениях теоретики  опирались на теорию налогового бремени  Лаффера.

Теория налогового бремени  А. Лаффера предполагает, что фискально  государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных  расходов. Налоговое бремя – общая  величина налогов в доходах физического  или юридического лица. Математическими  расчетами он доказал, что результатом  снижения налогов является экономический  подъем и рост доходов государства. Графически зависимость величины налогов  от  процентной ставки представлена на рис. 1.1. (см. приложение 1)

На рис. 1.1 по оси абсцисс  откладывается величина налоговой  ставки r, а по оси ординат –  величина налоговых поступлений R. Если r = 0, государство никаких налоговых  поступлений не получит. Коль скоро r = 100%, начисто отпадают всякие стимулы к производству, т.е. результат для государства аналогичный – нулевой. При любых же других значениях r государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки общая сумма этих поступлений становится максимальной. Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0>R1, R0>R2.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость роста  доходов государства от снижения налоговых ставок.

Налоговая ставка – абсолютная или относительная величина, характеризующая  размер  налогового платежа, приходящегося  на стоимостную или физическую единицу  налогообложения3.

Если исходить из концепции  Лаффера, изъятие у производителей более 35 – 40% добавленной стоимости  провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширения производства, что равносильно попаданию в  т.н. «налоговую ловушку».

Отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину средств, сосредоточенных  в этом секторе по отношению к  ВВП. Для налогоплательщика более  привлекательной является низкая налоговая  нагрузка, однако, государство при  этом располагает минимальными возможностями  управления развитием экономики. Поэтому  высокоразвитые государства стремятся  поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в  экономику, социально-культурную сферу  части средств, поступивших в  бюджет. Это определяет рост уровня жизни населения. В странах с  большой налоговой нагрузкой  обеспечиваются более высокие социальные стандарты. В качестве примера можно  привести Швецию, где налоговая нагрузка составляет 51% ВВП и действует  тенденция снижения экономического расслоения общества.

Эффективное государственное  управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий.  Не случайно стремление правительства  РФ снизить налоговую нагрузку (налог  на прибыль предприятий 24%) вызвало  негативную реакцию ряда экономистов, обеспокоенных скудностью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы. Они прямо предлагают перенести  налоговую нагрузку, связанную с  поддержанием образования, здравоохранения, НТП, на инновационный сектор, заменить индивидуальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом4.

Кроме того, в России возникли и другие проблемы.  Растёт теневой  сектор, уменьшается объём отчислений в федеральный бюджет рчядом регионов (Татарстан, Челябинская обл. и др. отчисляют менее 20% требуемых сумм). Еще одним недостатком сложившейся  налоговой системы является неравномерность  налоговой нагрузки по различным  отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее  в тяжелые условия налогоплательщиков.

 

 

Приложение 1

 

Рис. 1.1. Кривая Лаффера

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Влияние налоговой политики на макроэкономическое равновесие.

2.1 Фискальная политика государства.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это система регулирования  правительством экономики с помощью  изменения государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения  реального объёма производства и  занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста. Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные  расходы. 

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в краткосрочном  периоде преследует цель преодоления  циклических спадов экономики. Она  предполагает увеличение госрасходов (G) и снижение налогов (T) или же комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и оптимизацией структуры государственных расходов5.

Сдерживающая фискальная политика использует при перегреве  экономики, преследует цель сокращения инфляционного разрыва выпуска  и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.

Кроме того различают дискреционную  и недискреционную (автоматическую) фискальную политику. Дискреционная  фискальная политика представляет собой  законодательное (официальное) изменение  правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие  которых (встроенность их в экономическую  систему) автоматически стабилизирует  экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при  перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия  по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия  встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует  следующим образом: при спаде  уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция  имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного  дохода (выпуска)), то величина налоговых  поступлений уменьшается, а при  «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это  изъятия из экономики, сокращающие  поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика  как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается»  при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике  подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при  отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку  НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении  объема продаж налоговые поступления  от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления  от косвенных налогов. Экономика  автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая  сумма их выплат увеличивается при  спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются  при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для  того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти  пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата  способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при  буме оказывает сдерживающее влияние  на экономику.

В развитых странах экономика  на 2/3 регулируется с помощью дискреционной  фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов6.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных  закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к  уменьшению совокупного спроса, так  как государственные закупки  является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также  увеличивает совокупный спрос. С  одной стороны, поскольку при  увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские  расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего  финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту  инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует  в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается  располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается  нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает  совокупный спрос. Снижение налогов  ведет к сдвигу кривой AD вправо, что  обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для  стабилизации экономики на разных фазах  экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «кейнсианского креста») следует, что все инструменты  фискальной политики (государственные  закупки, налоги и трансферты) имеют  мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Кейнсианский крест - название экономической концепции, согласно которой повышение налога на одну денежную единицу ведет к сокращению реального объема производства на несколько  денежных единиц7.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов  и увеличение трансфертов могут  использоваться для стабилизации экономики  и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую  активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что  в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска  снижение налогов и рост трансфертов  обусловливает рост уровня цен, т.е. провоцирует инфляцию. Поэтому в  период бума в качестве антиинфляционной меры и инструментов снижения деловой  активности и стабилизации экономики  может использоваться увеличение налогов  и снижение трансфертов. Однако поскольку  фирмы рассматривают налоги как  издержки, то рост налогов ведет  к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту  деловой активности и объема производства.

2.2 Модель IS-LM.

Модель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), спрос на деньги (предложение ликвидности) (L), предложение денег (M)) – макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путём комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках8. Данная модель была разработана английским экономистом Дж. Хиксом в 1937 г. в статье «Мистер Кейнс и классики», однако широкое распространение получила после выхода книги А. Хансена «Денежная теория и фискальная политика» (1949 г.). Поэтому в литературе её часто называют моделью Хикса – Хансена.

Информация о работе Налоговая политика как инструмент государственного регулирования