Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью данной работы является проанализировать теоретические аспекты налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Данная цель определила задачи исследования:
Определить подходы к понятию налоговых категорий;
Проанализировать содержание, принципы налоговой политики;
Проанализировать влияние фискальной политики на экономику страны;
Определить общие направления налоговой реформы в России.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы налогообложения и налоговой политики как инструмента государственного регулирования 4
1.1 Методологические подходы к определению основных налоговых категорий 4
1.2 Принципы построения налоговой системы РФ 8
1.3 Кривая Лаффера 10
Глава 2. Влияние налоговой политики на макроэкономическое равновесие. 14
2.1 Фискальная политика государства. 14
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 16
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 18
2.2 Модель IS-LM. 18
Глава 3. Налогообложение в Российской Федерации 22
3.1 Налоговые реформы 90-х гг. XX века в России 22
3.2 Общие направления налоговой реформы в России 24
Заключение 26
Сторонниками снижения налогов
и стимулирования инвестирования являются
представители школы
Теория налогового бремени
А. Лаффера предполагает, что фискально
государство воздействует на увеличение
или уменьшение национального производства
путем варьирования налоговых ставок
и осуществления
На рис. 1.1 по оси абсцисс откладывается величина налоговой ставки r, а по оси ординат – величина налоговых поступлений R. Если r = 0, государство никаких налоговых поступлений не получит. Коль скоро r = 100%, начисто отпадают всякие стимулы к производству, т.е. результат для государства аналогичный – нулевой. При любых же других значениях r государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки общая сумма этих поступлений становится максимальной. Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0>R1, R0>R2.
Кривая Лаффера отражает объективную зависимость роста доходов государства от снижения налоговых ставок.
Налоговая ставка – абсолютная или относительная величина, характеризующая размер налогового платежа, приходящегося на стоимостную или физическую единицу налогообложения3.
Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35 – 40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширения производства, что равносильно попаданию в т.н. «налоговую ловушку».
Отношение налогоплательщиков
к системе налогообложения
Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий. Не случайно стремление правительства РФ снизить налоговую нагрузку (налог на прибыль предприятий 24%) вызвало негативную реакцию ряда экономистов, обеспокоенных скудностью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы. Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием образования, здравоохранения, НТП, на инновационный сектор, заменить индивидуальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом4.
Кроме того, в России возникли
и другие проблемы. Растёт теневой
сектор, уменьшается объём отчислений
в федеральный бюджет рчядом регионов
(Татарстан, Челябинская обл. и др.
отчисляют менее 20% требуемых сумм).
Еще одним недостатком
Приложение 1
Рис. 1.1. Кривая Лаффера
Фискальная (налогово-бюджетная)
политика – это система регулирования
правительством экономики с помощью
изменения государственных
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклических спадов экономики. Она предполагает увеличение госрасходов (G) и снижение налогов (T) или же комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и оптимизацией структуры государственных расходов5.
Сдерживающая фискальная политика использует при перегреве экономики, преследует цель сокращения инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.
Кроме того различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует
следующим образом: при спаде
уровень деловой активности (Y) сокращается,
а поскольку налоговая функция
имеет вид: Т = tY (где Т – величина
налоговых поступлений, t – ставка
налога, а Y – величина совокупного
дохода (выпуска)), то величина налоговых
поступлений уменьшается, а при
«перегреве» экономики, когда величина
фактического выпуска максимальна,
налоговые поступления
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по
безработице и по бедности, то общая
сумма их выплат увеличивается при
спаде (по мере того, как люди начинают
терять работу и нищать) и сокращаются
при буме, когда наблюдается «
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов6.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также
увеличивает совокупный спрос. С
одной стороны, поскольку при
увеличении социальных трансфертных выплат
увеличивается личный доход домохозяйств,
а, следовательно, при прочих равных
условиях растет располагаемый доход,
что увеличивает
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Причем, из простой кейнсианской модели (модели «кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
Кейнсианский крест - название экономической концепции, согласно которой повышение налога на одну денежную единицу ведет к сокращению реального объема производства на несколько денежных единиц7.
Следует иметь в виду,
что такие инструменты
Модель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), спрос на деньги (предложение ликвидности) (L), предложение денег (M)) – макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путём комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках8. Данная модель была разработана английским экономистом Дж. Хиксом в 1937 г. в статье «Мистер Кейнс и классики», однако широкое распространение получила после выхода книги А. Хансена «Денежная теория и фискальная политика» (1949 г.). Поэтому в литературе её часто называют моделью Хикса – Хансена.
Информация о работе Налоговая политика как инструмент государственного регулирования