Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью данной работы является проанализировать теоретические аспекты налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Данная цель определила задачи исследования:
Определить подходы к понятию налоговых категорий;
Проанализировать содержание, принципы налоговой политики;
Проанализировать влияние фискальной политики на экономику страны;
Определить общие направления налоговой реформы в России.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы налогообложения и налоговой политики как инструмента государственного регулирования 4
1.1 Методологические подходы к определению основных налоговых категорий 4
1.2 Принципы построения налоговой системы РФ 8
1.3 Кривая Лаффера 10
Глава 2. Влияние налоговой политики на макроэкономическое равновесие. 14
2.1 Фискальная политика государства. 14
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 16
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 18
2.2 Модель IS-LM. 18
Глава 3. Налогообложение в Российской Федерации 22
3.1 Налоговые реформы 90-х гг. XX века в России 22
3.2 Общие направления налоговой реформы в России 24
Заключение 26
Модель IS-LM представляет собой полную кейнсианскую модель, которая рассматривает процессы взаимодействия реального и денежного секторов экономики.
Основные уравнения модели IS-LM:
Внутренние переменные модели: Y (доход), C (потребление), I (инвестиции), Xn (чистый экспорт), R (ставка процента).
Внешние переменные модели: G (государственные расходы), Ms (предложение денег), t (налоговая ставка).
Эмпирические коэффициенты: (a, b, e, d, g, m`, k, h, n) положительны и относительно стабильны9.
Графическое представление кривых IS-LM показано на рис. 2.18 (см приложение 2).
Сдвиги кривых IS-LM отражают проводимую экономическую политику. К сдвигу кривой IS приводят мероприятия налогово-бюджетной политики, т.е. изменение государственных расходов и налогов. Кривая LM сдвигается вследствие изменений в денежно-кредитной политике.
Рост государственных
расходов и снижение налогов приводят
к эффекту вытеснения, который
значительно снижает
Снижение налогов в приводит к увеличению к увеличению совокупных доходов и расходов, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение Y и рост числа сделок в экономике приводит к росту спроса на деньги. Т.к. увеличение спроса не сопровождается ростом предложения денег, то процентная ставка R также растет. Увеличение R вызывает сокращение уровня инвестиций и чистого экспорта. В конечном счете повышение уровня занятости и выпуска вследствие действия стимулирующей фискальной политики оказывается частично элиминированным за счёт вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.
Величина эффекта вытеснения определяет эффективность фискальной политики. Фискальная политика считается эффективной в том случае, если эффект роста выпуска превышает эффект вытеснения.
Приложение 210
Приложение 311
Механизм обязательного
изъятия финансовых средств предприятий
и граждан СССР служил потребностям
существовавшей тогда в стране жесткой
административно-командной
Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость сохранения сложившегося ранее уровня доходов, поскольку невозможно было отказаться от бюджетного финансирования целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. Решение этих проблем усложнялось, с одной стороны, падением уровнем производства и снижением в связи с этим налоговой базы, с другой стороны – необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, связанных с компенсацией социальных издержек реформ.
Сохранению минимально необходимого
уровня доходов способствовали введение
налога на добавленную стоимость
с весьма высокой ставкой, очень
жёсткий, негибкий режим налогообложения
прибыли, предусматривающий
Блок необходимых
Данный пакет налоговых
документов включал в себя прежде
всего базовый Закон «Об
Для действующей в РФ в 90-е гг. XX века налоговой системы характерны следующие особенности. Весьма высокий удельный вес косвенных налогов, в частности пошлин и акцизных сборов. Относительно небольшая доля прямых налогов и сборов. Ориентация при выборе приоритетов между объектами налогового изъятия на обложение предприятий и организаций, в меньшей степени – на физических лиц. База налогообложения расширялась за счет привлечения к уплате налогов ранее освобожденных физических и юридических лиц. Введен ряд новых налоговых платежей, распространявшихся на такие объекты налогообложения, как имущество, наследство, операции с ценными бумагами и др. На федеральном уровне введен широкий перечень разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование производства жизненно важных товаров для населения, и т.п.
В начале 2000-х гг. XX века промышленные предприятия всех форм собственности должны были платить налог на прибыль по единой ставке 24% (до этого ставка составляла 35%). Одновременно с этим отменены многочисленные налоговые льготы. В результате изменения с преобладанием фискальных целей привели к тому, что давление на прибыль крупных корпораций с участием иностранного капитала стала составлять за счет обязательных налогов и сборов до 80 – 90 коп. с 1 руб. прибыли. Т.о., у предприятий забирается около 13% валового внутреннего продукта страны, что снижает инвестиционные возможности предприятий.
Введена единая ставка подоходного налога с физических лиц – 13%. Сторонники этого подхода утверждают, что эта мера является прогрессивной и будет сдерживать увод доходов «в тень». Противники утверждают, что вопрос о снижении налоговой нагрузки в России не является очевидным. В странах с высокой налоговой нагрузкой на крупные доходы обеспечиваются более высокие социальные стандарты. С этим связаны предложения о введении в России корпоративного социального налога12.
Под налоговой реформой подразумевается укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа – обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими:
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегулирования экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
Налоговая система является
одним из главных элементов рыночной
экономики. Она выступает главным
инструментом воздействия государства
на развитие хозяйства, определения
приоритетов социального и
Налоговая политика - многоаспектная
категория, непосредственно связанная
с взаимоотношениями
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.
В данной работе мы рассмотрели
подходы к определению
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговая политика как инструмент государственного регулирования играет важнейшую роль в экономике государства. Тесно связана с другими отраслями бюджетной, а также социальной, экономической политикой государства. Являясь частью финансовой политики РФ, налоговая политика направлена, прежде всего, на формирование бюджета страны. Помимо решения задач в области бюджетного планирования направления налоговой политики в Российской Федерации позволяют определить для всех участников налоговых отношений ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. В перспективе находятся приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики – это создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы.
Источники:
Литература:
1 Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов. А.Э.Сердюков, Е.С.Вылкова, А.Л.Тарасевич., СПб, 2005 г., с.40
2 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 3-е изд., перераб./под ред. проф. А. Г. Грязновой и проф. Н. Н. Думной, М., 2006, с.276
3 3
http://www.glossary.ru/cgi-
4 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 3-е изд., перераб./под ред. проф. А. Г. Грязновой и проф. Н. Н. Думной, М., 2006, с.282
5 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник/под общей ред. д.э.н. проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004, с. 116.
6
http://www.ereport.ru/
7 Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко, 1999
8 http://ru.wikipedia.org/wiki/
9 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник/под общей ред. д.э.н. проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004, стр. 184.
10 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 3-е изд., перераб./под ред. проф. А.Г.Грязновой и проф. Н.Н.Думной, М., 2006, с. 104
Информация о работе Налоговая политика как инструмент государственного регулирования