Налоговая политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание

Формирование налоговой политики зависит прежде всего от роли государства в управлении и регулировании социально-экономическими процессами в обществе. По мере развития рыночных отношений роль государства не только не уменьшается, но и возрастает. Особенно это актуально теперь, когда экономика республики переживает достаточно сложный период. Кроме того, активное государственное вмешательство особенно необходимо для защиты интересов отечественных товаропроизводителей на мировом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……2
1. Налоговая политика как элемент государственного регулирования национальной экономики..........................................................................……….3
2. Роль налогов в государственном регулировании
экономики…………………………………………………………………….……9
3.Налоговая нагрузка на экономику – показатель эффективности налоговой политики:
3.1. Проблемы оптимизации налоговой нагрузки на экономику……………..18
3.2. Характеристика налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь…………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы…………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оценивающих роль налогов. Естественно, что роль системы налогообложения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики.

С распадом плановой экономики возник вопрос о целесообразности, степени и границах государственного регулирования. Появились предложения о введении свободных, ничем не сдерживаемых рыночных отношений, в расчете на то, что рынок сам отрегулирует все и добьется сбалансированности хозяйства. Отсутствие собственного опыта государственного вмешательства именно в рыночную экономику заставляет нас обратиться к опыту развитых зарубежных стран.[4]

Вмешательство государства в экономику имело место практически при всех способах производства. В наибольшей степени оно ощущалось, когда таможенные пошлины устанавливались и взимались не только с фискальной целью, но и с целью защиты интересов производителя, проводилась протекционистская таможенная политика, защищавшая слабые отрасли. В  начале прошлого века английское правительство регулировало уровень заработной платы, цены, условия работы, тарифы в интересах сельского хозяйства и промышленности; устанавливало запреты на экспорт оборудования и выезд за пределы страны квалифицированных рабочих.

В современных условиях государствам свойственно все расширяющееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. В США степень этого вмешательства меньше, чем в других странах, в Швеции — больше, Германия и Япония занимают золотую середину. В США государственное вмешательство в экономику ощущается слабее, чем в европейских странах.[5]

Воздействуя на экономику, государство, как правило, преследует цели:

      достижения постоянного устойчивого экономического роста;

      обеспечения стабильности цен на основные товары и услуги;

      обеспечения полной занятости трудоспособного населения;

      обеспечения определенного минимального уровня доходов населения;

      создания системы социальной защиты населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

      равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение влияния всех рычагов воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства – задача первостепенная.

Такими государственными рычагами и регуляторами являются:

      бюджетное субсидирование цен на потребительские товары;

      государственные инвестиции в экономику;

      прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика;

      установление при необходимости денежно-кредитных ограничений в форме регулирования цен; введение условий выдачи кредита, ограничения кредита, валютного контроля;

      лицензирование;

      подготовка законодательства, касающегося частной торговли: стандартизация продукции, государственный арбитраж и т.д.;

      финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

      налоговая политика.

Через эти сугубо экономические регуляторы, свойственные рыночному хозяйству, государство предлагает варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественным потребностям.

Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую активность, помочь развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек, производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика, от них зависит свобода товарного рынка. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

По итогам I квартала 2010 г. в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 9,8 трлн. руб. (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Платежи, контролируемые налоговыми органами, составили 7,1 трлн. руб., или72,6 % доходной части консолидированного бюджета.

Преобладающая часть поступлений, контролируемых налоговыми органами, — 44,8 % обеспечена плательщиками г. Минска. На долю Витебской области приходится 13,1 % всех платежей, Гомельской — 12,3 %, Минской — 9,7 %, остальных регионов республики — 20,1 % (см. рис. 1)

 

Рис.1. Роль регионов в формировании доходов консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой, за январь-март 2010 г

 

Более 83 % контролируемых налоговыми органами доходов бюджета обеспече­но за счет следующих источников: налог на добавленную стоимость, подоходный налог с доходов физических лиц, налоги на прибыль и доходы,  акцизы,  сбор  в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продо­вольствия и аграрной науки, отчисления в инновационные фонды, налог на недвижи­мость, экологический налог, земельный налог (см. рис. 2).

В формировании доходов консолидированного бюджета приняли участие почти 3 163,9 тыс. плательщиков, в том числе более 134 тыс. организаций, 216,7 тыс. индивидуальных предпринимателей и более 2 813 тыс. физических лиц. Платежи от организаций обеспечили 96,3 % всех контролируемых налоговой службой доходов.

 

 

Рис. 2. Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, а разрезе видов налогов за январь-март 2010 г.

 

Вклад индивидуальных предпринимателей составил 2,4 % контролируемых налоговыми органами доходов бюджета. На долю платежей физических лиц (без учета подоходного налога, перечисляемого налоговыми агентами) приходится 1,3%.

За счет платежей, уплаченных в добровольном порядке, обеспечено 95 % доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами, или 6,8 трлн. руб.

Налоговая политика в развитых странах влияет на решение ряда приоритетных задач. Главными из них, например, в США, являются:

      рост доходной базы городов;

      сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

      достижение сбалансированного качественного роста экономики;

      развитие индустриальной базы;

      помощь беднейшим районам.

Местные органы управления заинтересованы в привлечении на свою территорию частных капиталов и готовы оказывать инвесторам косвенную помощь, которая может выражаться в виде скидок с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий; обеспечения займов; участия в гарантийных фондах; создании промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на выгодных финансовых условиях. Нередко за муниципальный счет строятся специальные производственные помещения, в которых можно развивать новые виды хозяйственной деятельности. И, конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождение инвесторов от местных налогов.

Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным образом обеспечивают повышение прибыли частному капиталу. Прежде всего, это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке и т.д.[6]

В ряде стран через налогообложение практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например, вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выделяется надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Она может составлять до 10 % общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения.

Во многих странах применяются налоговые методы, стимулирующие создание новых высокотехнологичных производств. Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную структуру хозяйства. В прошлом они относились к числу высокоразвитых, но ранее передовые отрасли пришли в упадок и не могут определять экономический рост регионов.

В настоящее время встала задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемое модернизацией инфраструктуры, и переквалификацию рабочей силы. Она решается при активном участии государства, применяющего широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.

Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, Норвегия) использовали в подлежащих развитию районах государственные инвестиции, субсидии и займы целевого назначения, размещали предприятия национализированных отраслей, строили производственные здания широкого назначения, которые сдавались в аренду или продавались предпринимателям на выгодных финансовых условиях с временным освобождением от налога на собственность. В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. Поддерживается льготами убыточная сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования — займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам. В некоторых странах (Германия, Франция) на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут значительную долю расходов по подготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих и служащих, пользуются налоговыми льготами.[7]

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. С задачей ограничения первыми столкнулись Великобритания и Франция, позднее — Япония.

В качестве сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления используются дополнительное налогообложение (Нидерланды, Япония) или лицензирование (Великобритания, Франция и Италия) предпринимательской деятельности. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Лицензирование рассматривается также как форма дополнительного местного налога — лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками земельного налога.

Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком высокую конъюнктуру. Еще один метод — отмена налоговых льгот.[8]

Порой введение новых налогов преследует сугубо регулирующие цели. Так, в Германии с помощью роста налога была решена социальная задача: после резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем после длительной антитабачной кампании.

В США существуют дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие степень экологической чистоты двигателя. В Германии налог на автомобили зависит от мощности двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА ЭКОНОМИКУ – ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

3.1. Проблемы оптимизации налоговой нагрузки на экономику.

 

Современная теория налогов является развитой отраслью экономической науки, широко использующей экономико-математические методы. В основе моделей оптимизации налогов и определения предельного уровня налоговой нагрузки лежит теория Лаффера, сущность которой заключается в следующем: чем выше налоговые ставки, тем сильнее побудительный мотив у производителей для уклонения от уплаты налогов.

Информация о работе Налоговая политика РБ