Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:47, реферат

Описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Основные понятия налоговой политики государства……………………...…5
1.1 Цели, задачи и методы налоговой политики государства………………….5
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма………..…..….7
1.3 Принципы налогообложения…………………………………………….….10
2 Изменение положений налоговой политики в 2010 году……………...……14
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………...……………26

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 56.42 Кб (Скачать документ)

 

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию  построения национальной экономики, характерны следующие черты:

  1. четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
  2. ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;
  3. проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
  4. оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
  5. анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
  6. корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих  пред ней целей налоговая политика носит стратегический и тактический  характер.

Налоговая стратегия - решение крупон масштабных задач связанных с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны. Она рассчитана на длительную перспективу и представляет долговременный курс.

Налоговая тактика - направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижения путем своевременного изменения налогового механизма.

 

1.3 Принципы налогообложения

  1. соотношение прямых и косвенных налогов
  2. принципы прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание ставок
  3. методы формирования налоговой базы
  4. широта применения налоговых льгот
  5. дискретность непрерывность налогообложения
  6. использование системы скидок и вычетов
  7. степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков.

Практика налогообложения, исчисляемая не одним столетием, разработала основные принципы налогообложения. Эти принципы или правила были сформулированы А. Смитом в 19 веке.

Первый принцип – равномерность. Он требует, чтобы граждане каждого  государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто этот принцип называют принципом  справедливости, предполагающим обложение  налогом,  для обеспеченный слоев  населения, и щадящим для социально  слабозащенных слоев населения.

Второй принцип – определенность. Согласно этому принципу налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е. плательщику точно должно быть известны время, сумма и способ платежа.

Третий принцип – удобство. Он определяет то. Что каждый налог  взимается в такое время, таким  способом, которое наиболее удобно для плательщика.

Четвертый принцип - экономичность  правило предписывает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору  налогов должны быть минимальными.

На основе четырех принципов  Адама Смита налогообложения  к настоящему времени сложились  два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические  лица должны уплачивать налоги, пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто  получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг  должны платить налоги, необходимые  для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть  общественных благ финансируется главным  образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются  для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого  принципа связано с определенными  трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог  мы обнаруживаем, что оценить эти  выгоды очень трудно. Отдельные владельцы  автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в  одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно  выигрывают от расширения рынка в  связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого  дохода, т.е. физические и юридические  лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного  принципа заключается в том, что  существует, естественно, разница между  налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в  небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. 

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что  пока нет строгого научного подхода  в измерении чьей-либо возможности  платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью  государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы  используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической  и социальной целесообразности.

Важность грамотного проведения налоговой политики и её значительное влияние на национальную экономику  за последние 30 лет была признана широкими кругами общества и оценена по достоинству. Основы же системного подхода  к налогам были заложены порядка 230 лет назад классиком экономической теории Адамом Смитом.

Налоговая политика имеет  несколько различных форм, каждая из которых, является достаточно эффективной, в то же время, имея свою особенность.

Политика максимальных  налогов: государство устанавливает  высокие налоговые ставки, сокращает  льготы и вводит большее число  налогов, стараясь получить от граждан  как можно большее число финансовых ресурсов, не заботясь о последствиях такой политики, такое построение налоговой политики характерно в  годы: войн, и затяжных кризисов.

Политика экономического развития: когда государство в  максимально возможных  размерах учитывает не только не только фискальные интересы, но и интересы каждого  плательщика, сокращая налоги для организации, и сводя к минимуму социальные программы. Цель дано политики: обеспечить приоритетное развитие капитала компаний, и стимулирование.

Политика разумных налогов: средняя между 1 и 2 формулами суть в том, что бы установить достаточно высокие налоги для юридических и физических лиц, при одновременно высокой социальной защите.

Все эти три модели сходны в одном - даже в странах, экономическая  политика которых исповедует либерализм, существует государственное регулирование  экономики и налоговая политика как его составная часть.

 

 

 

 

2 Изменение положений налоговой политики в 2010 году

Особенностью нынешнего  этапа является внимание к методологическим основам разработки налоговой политики, что предполагает формулирование цели, рациональное применение инструментов и принципов. Цель налоговой политики государства – выработка и  принятие управленческих решений в  области налогообложения. Инструментами  налоговой политики являются: налоговая  ставка, налоговая база, налоговые  льготы.

Основные направления  налоговой политики в России на 2009 год формировались в условиях стабильно растущей экономики и предполагала ряд мер, направленных на совершенствование налоговой системы страны был продекларирован отказ на увеличение номинального налогового бремени в средне срочной перспективе при условии сбалансированности бюджета. Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределяет пересмотр налоговой политики. Курс, а снижение налоговой нагрузки путем перераспределения налогового бремени. Финансовый кризис предопределил поиск мер налогового характера, направленных на стабилизацию экономики, как известно одним из методов борьбы с кризисом является снижение налогов.

Необходимость проведения антикризисных  мер была очевидна уже в 2008 году. Не которые из них из них были реализованы уже с 1 января 2009 года. Почти все изменения связаны с облегчением положения налогоплательщиков. Кризис сказался на поступлениях денежных средств в казну.

В 2009 менее всего изменилось налогообложение по косвенным налогам, поэтому в перспективе намечен  ряд мер по его совершенствованию.

 

 

 

НДС

Для преодоления кризиса  ликвидности в 2008 году был изменен  порядок уплаты налога на добавленную  стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.

В целях совершенствования  порядка применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с  реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерации под  таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной  таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора  документов, обосновывающих правомерность  применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки реестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций.

Согласно вступившим в  силу изменениям в законодательство о налогах и сборах был освобожден от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 сентября 2008 года были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. При этом режим освобождения российских судов применяется до 1 января 2010 года.

Кроме того, с 1 января 2009 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением, при безденежных формах расчетов.

 

НДФЛ

Ставки налога пересматриваться не планируется, однако существует предложение  о том что бы ввести прогрессивную ставку налога, что соответствует мировой практике. Но так как в России существует система теневой выплаты зарплаты, такой подход пока не рационален. Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. В кризисных условиях в целях активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство, либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем это решение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения в 2008 году, смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.

ЕСН

В России развита теневая  экономика, по этой причине предполагаемые   изменения, намеченные на 2010 год, производиться  не будут, и поскольку увеличение ставки, в настоящие время может  стать не посильной ношей. Традиционно стало увеличение социальных вычетов, это можно считать не столько антикризисной мерой сколько реализацией социальной программы. Инфляция делает ряд вычетов формальными , то есть реальной пользы от них нет.

С 1 января 2011 года по УСН  и ЕНВД будут полностью зачисляться  в бюджет субъектов российской федерации  и бюджеты муниципальных образований. Кроме того для отдельных плательщиков (ЕСХН) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 годы. Так с 1 января 2011 года для упрощенцев и временщиков ставка страховых взносов увеличивается на 20%. Причем для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения ставка страховых взносов на  9%, а для плательщиков по льготной ставки увеличивается на 6,2%. Результате с 1 января 2011 года  для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД нагрузка возрастает на 2.4, а для предпринимателей принимающих общий режим налогообложения в 1,3 раза

Информация о работе Налоговая политика РФ