Налоговая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики на современном этапе.
3. Проанализировать направления налоговой политики России на среднесрочной перспективе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственной налоговой политики 5
1.1. Сущность и значение налоговой политики 5
1.2. Инструменты и типы налоговой политики 9
2. Современное состояние и особенности функционирования налоговой политики в РФ 12
2.1. Анализ налоговой политики СК на современном этапе 12
2.2. Проблемы налоговой политики 16
3. Налоговая политика на 2012 - 2014 годы: основные направления 22
Заключение 28
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.86 Кб (Скачать документ)

На современном этапе  налоговой реформы в России провозглашена  политика экономического развития, она ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса путем ослабления налоговой нагрузки на производителей и используется, как правило, в период экономического оживления.

В краткосрочной перспективе  политика экономического развития имеет целью преодоление циклического спада экономики путем снижения налогов. В дальнейшем данная политика может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сложность практического  осуществления налоговой политики заключается в том, что роль налогов в экономическом механизме рынка часто требует анализа достаточно сложной цепочки экономических следствий. При этом разные, а иногда и противоположные результаты оказываются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Локальная причинная связь для налогов обычно не дает правильного вывода. В реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные процессы [19, с.133].

Методы налоговой политики зависят от тех целей, которые  стремится достичь государство. На практике наиболее широко используются следующие методы:

- изменение налоговой нагрузки налогоплательщика. Можно утверждать, что в настоящее время произошло существенное снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков, учитывая снижение ставок по всем основным налогам. Необходимо отметить наибольшее снижение налоговой нагрузки в сфере малого бизнеса;

- регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

- замена одних способов или форм налогообложения другими. Использование этого метода проявилось в подоходном налогообложении. В настоящее время в России прогрессивное налогообложение заменено пропорциональным;

- введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Государство использует прямые и косвенные методы использования  налоговых инструментов. Примером прямого  воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот. Как правило, это применяется для развития новых отраслей экономики, малого предпринимательства.

В развитых странах редко  используются налоговые льготы в  целях создания благоприятного режима для определенных отраслей экономики, а предоставление льгот отдельным предприятиям запрещено законодательством. Считается, что такие льготы вносят искажения в действие рыночных механизмов распределения финансовых и материальных ресурсной, усложняют налоговую систему и создают неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования.

Важная роль при осуществлении  налоговой политики отводится налоговым ставкам. При реформировании налоговой системы систематически уточняются ставки налогов. Налоговая политика приводится в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой. От формирования налоговой базы зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или ограничения для расширения производства, внедрения проектов и для экономического развития в целом.

Ярким примером влияния налоговой  базы на величину налога на прибыль является порядок отнесения амортизационных отчислений на расходы. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, то есть списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к завышению расходов и соответственно к снижению налоговой прибыли, а значит, и налога на прибыль.

В современной налоговой  политике в области налогообложения  физических лиц снижение налоговой базы проявилось во введении налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных, профессиональных).

 

 

 

 

 

2. Современного  состояния и особенности функционирования  налоговой политики в РФ

2.1. Анализ налоговой  политики СК на современном этапе

 

За 2011 год в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило доходов, администрируемых налоговыми органами Ставропольского края 56836,6 млн. руб., что на 11,1% или на 5636,7 млн. руб. больше, чем за 2009 год (51199,9 млн. рублей).

В федеральный бюджет (без  учета единого социального налога) поступило доходов, администрируемых ФНС России, - 15814,7 млн. руб., что на 33 % или 3922 млн. руб. больше поступлений 2009 года (11892,7 млн. рублей).

 

Таблица1 - Информация о поступлении  налогов и сборов

в федеральный бюджет, млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего:

11892,7

13696,3

15814,7

133

В том числе:

-

-

-

-

НДС

8226,0

9014,2

9989,8

121,4

Платежи за использование  природными ресурсами

2866,5

3430,7

4523,1

157,8

Налог на прибыль организаций

509,0

858,1

745,7

146,5


 

Основная доля поступлений  федерального бюджета приходится на: налог на добавленную стоимость  – 63,2% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 28,6 процента.

Увеличение объемов поступления  НДС обусловлено, в первую очередь, существенным увеличением объемов  отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности крупными и средними организациями и составило порядка 17%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

В 2011 году доходы по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование  природными ресурсами  сформированы как за счет налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, так и налога на добычу прочих полезных ископаемых.

Значительное увеличение объема налога на прибыль обусловлено  улучшение финансово-хозяйственной  деятельности крупнейших налогоплательщиков региона [24].

За 2011 год в бюджет Ставропольского  края (краевой) поступило доходов, администрируемых налоговыми органами, 28918,1 млн. рублей, или 135,6 % к поступлениям 2009 года (21320 млн. рублей).

 

Таблица2 - Информация о поступлении  налогов и сборов

в краевой бюджет Ставропольского  края, млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего:

21320,0

26074,9

28918,1

135,6

В том числе:

-

-

-

-

НДФЛ

8920,1

9352,2

10121,1

113,5

Налог на прибыль

организаций

7232,0

10887,4

11714,6

162

Акцизы на алкогольную  продукцию

1961,2

2126,1

3036,3

154,8

Налог на имущество организаций

3206,7

3709,2

4046,1

126,2


 

Основная часть доходов  краевого бюджета (89,5%) была сформирована за счет, налога на прибыль организаций  – 11714,6 млн. руб. или 40,5% от общего объема поступлений в краевой бюджет, налога на доходы физических лиц – 10121,1 млн. руб. (35,0%), налога на имущество организаций – 4046,1 млн. руб. (14,0 процента).

На поступление НДФЛ в 2011 году повлияло увеличение на 6,5%: с 01.04.2011 – денежного довольствия сотрудникам правоохранительных органов, с 01.06.2011 – оплаты труда работникам бюджетной сферы и государственным служащим, а также общее повышение средней заработной платы на одного работника в крае.

Поступление акцизов по подакцизным  товарам (продукции) на 2011 год основано на увеличении показателей объемов реализации подакцизных товаров, ставок акцизов, установленных главой 22 «Акцизы» НК РФ, с учетом изменений, вступающих в действие с 01.01.2011, и нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленных БК РФ.

В доходы бюджетов муниципальных  образований за 2011 год поступило 12103,8 млн. руб. или 121 % к поступлениям аналогичного периода 2009 года (9999,4 млн. рублей).

 

 

 

 

 

Таблица3 - Информация о поступлении  налогов и сборов

в бюджеты муниципальных  образований Ставропольского края, млн. руб.

Виды налогов и платежей

Фактически поступило

Темп роста, %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего:

9999,4

11428,8

12103,8

121

В том числе:

-

-

-

-

НДФЛ

5952,6

6486,9

7378,6

124

Налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности

832

977,3

1122,6

135

Земельный налог

1384,7

1610,3

1380,3

99,7

Налог, взимаемый в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения

663,5

735,5

832,8

125,5


 

Основная часть доходов  местного бюджета (88,6%) сформирована за счет поступлений: налога на доходы физических лиц – 7378,6 млн. рублей или 61,0% от общего объема поступлений в местный  бюджет, земельного налога – 1380,3 млн. рублей (11,4%), единого налога на вменённый доход – 1122,6 млн. руб. (9%) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 832,8 млн. руб. или 6,9 процента.

Рост поступлений по ЕНВД достигнут, прежде всего, за счет постоянного повышения в регионе размера базовой доходности на единицу основного физического показателя по отдельным видам деятельности. Также на величине поступлений отразилось изменение коэффициента-дефлятора К1, который с 1 января 2011 г. стал равным 1,372 [1].

На положительную динамику поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения оказало  влияние, как увеличение налоговой нагрузки, так и положительная финансово-экономическая ситуация.

 

2.2. Проблемы налоговой политики

 

Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня  стали предметом повышенного  внимания со стороны и высшего  политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков  на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов.

За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х  годов до сегодняшних дней налоговая  система России прошла несколько  этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без  реформирования и отладки налоговой системы [3, С 30].

Важно отметить, что для  новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом  проб и ошибок, без учета исторического  опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного  опыта, без учета конкретной экономической  ситуации. При принятии экономических  решений нередко превалировали  политические эмоции. Новая налоговая  система рождалась в жестких  дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения  прибыли, доходов работников, косвенных  налогов.

В ходе модернизации налогов  в 2002-2006 гг. многие из них были приведены  в соответствие с экономическими реалиями – был снижен уровень  многих налогов; введен налог на добычу полезных ископаемых (заменивший плату  за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть  и стабильный газовый конденсат); серьезные шаги были предприняты  в направлении совершенствования  налогового администрирования. Все  это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось  на сборах налогов. Достаточно отметить, что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную  систему, включая государственные  внебюджетные фонды, возросли в 2011 г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 2 месяца 2012 г. соответственно на 50,8%.

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации