Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики на современном этапе.
3. Проанализировать направления налоговой политики России на среднесрочной перспективе.
Введение 3
1. Теоретические основы государственной налоговой политики 5
1.1. Сущность и значение налоговой политики 5
1.2. Инструменты и типы налоговой политики 9
2. Современное состояние и особенности функционирования налоговой политики в РФ 12
2.1. Анализ налоговой политики СК на современном этапе 12
2.2. Проблемы налоговой политики 16
3. Налоговая политика на 2012 - 2014 годы: основные направления 22
Заключение 28
Список литературы 31
На современном этапе налоговой реформы в России провозглашена политика экономического развития, она ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса путем ослабления налоговой нагрузки на производителей и используется, как правило, в период экономического оживления.
В краткосрочной перспективе политика экономического развития имеет целью преодоление циклического спада экономики путем снижения налогов. В дальнейшем данная политика может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Сложность практического
осуществления налоговой
Методы налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство. На практике наиболее широко используются следующие методы:
- изменение налоговой нагрузки налогоплательщика. Можно утверждать, что в настоящее время произошло существенное снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков, учитывая снижение ставок по всем основным налогам. Необходимо отметить наибольшее снижение налоговой нагрузки в сфере малого бизнеса;
- регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
- замена одних способов или форм налогообложения другими. Использование этого метода проявилось в подоходном налогообложении. В настоящее время в России прогрессивное налогообложение заменено пропорциональным;
- введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Государство использует прямые и косвенные методы использования налоговых инструментов. Примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот. Как правило, это применяется для развития новых отраслей экономики, малого предпринимательства.
В развитых странах редко используются налоговые льготы в целях создания благоприятного режима для определенных отраслей экономики, а предоставление льгот отдельным предприятиям запрещено законодательством. Считается, что такие льготы вносят искажения в действие рыночных механизмов распределения финансовых и материальных ресурсной, усложняют налоговую систему и создают неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования.
Важная роль при осуществлении налоговой политики отводится налоговым ставкам. При реформировании налоговой системы систематически уточняются ставки налогов. Налоговая политика приводится в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой. От формирования налоговой базы зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или ограничения для расширения производства, внедрения проектов и для экономического развития в целом.
Ярким примером влияния налоговой базы на величину налога на прибыль является порядок отнесения амортизационных отчислений на расходы. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, то есть списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к завышению расходов и соответственно к снижению налоговой прибыли, а значит, и налога на прибыль.
В современной налоговой политике в области налогообложения физических лиц снижение налоговой базы проявилось во введении налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных, профессиональных).
2. Современного
состояния и особенности
2.1. Анализ налоговой политики СК на современном этапе
За 2011 год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило доходов, администрируемых налоговыми органами Ставропольского края 56836,6 млн. руб., что на 11,1% или на 5636,7 млн. руб. больше, чем за 2009 год (51199,9 млн. рублей).
В федеральный бюджет (без
учета единого социального
Таблица1 - Информация о поступлении налогов и сборов
в федеральный бюджет, млн. руб.
Виды налогов и платежей |
Фактически поступило |
Темп роста, % | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||
Всего: |
11892,7 |
13696,3 |
15814,7 |
133 |
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
НДС |
8226,0 |
9014,2 |
9989,8 |
121,4 |
Платежи за использование природными ресурсами |
2866,5 |
3430,7 |
4523,1 |
157,8 |
Налог на прибыль организаций |
509,0 |
858,1 |
745,7 |
146,5 |
Основная доля поступлений федерального бюджета приходится на: налог на добавленную стоимость – 63,2% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 28,6 процента.
Увеличение объемов
В 2011 году доходы по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами сформированы как за счет налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, так и налога на добычу прочих полезных ископаемых.
Значительное увеличение
объема налога на прибыль обусловлено
улучшение финансово-
За 2011 год в бюджет Ставропольского края (краевой) поступило доходов, администрируемых налоговыми органами, 28918,1 млн. рублей, или 135,6 % к поступлениям 2009 года (21320 млн. рублей).
Таблица2 - Информация о поступлении налогов и сборов
в краевой бюджет Ставропольского края, млн. руб.
Виды налогов и платежей |
Фактически поступило |
Темп роста, % | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||
Всего: |
21320,0 |
26074,9 |
28918,1 |
135,6 |
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
НДФЛ |
8920,1 |
9352,2 |
10121,1 |
113,5 |
Налог на прибыль организаций |
7232,0 |
10887,4 |
11714,6 |
162 |
Акцизы на алкогольную продукцию |
1961,2 |
2126,1 |
3036,3 |
154,8 |
Налог на имущество организаций |
3206,7 |
3709,2 |
4046,1 |
126,2 |
Основная часть доходов краевого бюджета (89,5%) была сформирована за счет, налога на прибыль организаций – 11714,6 млн. руб. или 40,5% от общего объема поступлений в краевой бюджет, налога на доходы физических лиц – 10121,1 млн. руб. (35,0%), налога на имущество организаций – 4046,1 млн. руб. (14,0 процента).
На поступление НДФЛ в 2011 году повлияло увеличение на 6,5%: с 01.04.2011 – денежного довольствия сотрудникам правоохранительных органов, с 01.06.2011 – оплаты труда работникам бюджетной сферы и государственным служащим, а также общее повышение средней заработной платы на одного работника в крае.
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции) на 2011 год основано на увеличении показателей объемов реализации подакцизных товаров, ставок акцизов, установленных главой 22 «Акцизы» НК РФ, с учетом изменений, вступающих в действие с 01.01.2011, и нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленных БК РФ.
В доходы бюджетов муниципальных образований за 2011 год поступило 12103,8 млн. руб. или 121 % к поступлениям аналогичного периода 2009 года (9999,4 млн. рублей).
Таблица3 - Информация о поступлении налогов и сборов
в бюджеты муниципальных
образований Ставропольского
Виды налогов и платежей |
Фактически поступило |
Темп роста, % | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||
Всего: |
9999,4 |
11428,8 |
12103,8 |
121 |
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
НДФЛ |
5952,6 |
6486,9 |
7378,6 |
124 |
Налог на вмененный доход
для отдельных видов |
832 |
977,3 |
1122,6 |
135 |
Земельный налог |
1384,7 |
1610,3 |
1380,3 |
99,7 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
663,5 |
735,5 |
832,8 |
125,5 |
Основная часть доходов местного бюджета (88,6%) сформирована за счет поступлений: налога на доходы физических лиц – 7378,6 млн. рублей или 61,0% от общего объема поступлений в местный бюджет, земельного налога – 1380,3 млн. рублей (11,4%), единого налога на вменённый доход – 1122,6 млн. руб. (9%) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 832,8 млн. руб. или 6,9 процента.
Рост поступлений по ЕНВД достигнут, прежде всего, за счет постоянного повышения в регионе размера базовой доходности на единицу основного физического показателя по отдельным видам деятельности. Также на величине поступлений отразилось изменение коэффициента-дефлятора К1, который с 1 января 2011 г. стал равным 1,372 [1].
На положительную динамику
поступления единого налога, взимаемого
в связи с применением
2.2. Проблемы налоговой политики
Налоговые проблемы в их
многообразных проявлениях
За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы [3, С 30].
Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов.
В ходе модернизации налогов
в 2002-2006 гг. многие из них были приведены
в соответствие с экономическими
реалиями – был снижен уровень
многих налогов; введен налог на добычу
полезных ископаемых (заменивший плату
за пользование недрами при добыче
полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть
и стабильный газовый конденсат);
серьезные шаги были предприняты
в направлении