Налоговая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики на современном этапе.
3. Проанализировать направления налоговой политики России на среднесрочной перспективе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственной налоговой политики 5
1.1. Сущность и значение налоговой политики 5
1.2. Инструменты и типы налоговой политики 9
2. Современное состояние и особенности функционирования налоговой политики в РФ 12
2.1. Анализ налоговой политики СК на современном этапе 12
2.2. Проблемы налоговой политики 16
3. Налоговая политика на 2012 - 2014 годы: основные направления 22
Заключение 28
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.86 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем в нашем  обществе не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего реформирования налоговой системы – снижения налогового бремени, гармонизации налогов, учета факторов глобализации. Все  это стимулирует проведение дискуссий  по налоговой проблематике, уточнение  роли и места налогов в обществе, их настройки с учетом процессов  глобализации.

С начала внедрения в российскую практику налога на добавленную стоимость  не утихают споры о целесообразности его использования, механизме его  изъятия, уровне ставок, льготах и  т.п. [5, С 32]

Внедрение налога на добавленную  стоимость в практику хозяйствования в начале 1990-х годов было вполне логичным. Для советской экономики  одним из главных источников бюджетных  доходов был налог с оборота, который в структуре государственных  доходов составлял в 1940 г. 60%, а в 1990 г. – около 20%. Следует подчеркнуть, что налог с оборота был не только одним из важных источников доходов бюджета, но и существенным элементом плановых цен. Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям возникла проблема поиска альтернативы налогу с оборота. Предлагались различные варианты – расширение практики использования акцизов, повышение ставок подоходного налога и налога на прибыль, введение налога с продаж.

Анализ всех вариантов  альтернативы налогу с оборота и  тенденций развития налоговых систем зарубежных стран показал, что единственно  правильным решением было введение налога на добавленную стоимость. Последний  играл и играет важную роль как  источник доходов бюджета. Так, в  2007 г. налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составил 1390,4 млрд. руб. и возрос по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза. За более чем 15-летний период использования этого налога его ставка снизилась с 28% до 18%, упорядочен механизм сбора, неоднократно уточнялись льготы.

Упорядочение механизма  взимания налога на добавленную стоимость  – конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешнеэкономических  отношений, прежде всего международной  торговли. В рамках гармонизации косвенных  налогов делается попытка установить единую ставку данного налога для  всех стран-членов Евросоюза, определенные шаги предприняты и в направлении  унификации льгот по нему [19, С 23-24].

Естественно, что резервы  совершенствования налога на добавленную  стоимость существуют. Следует прежде всего отметить, что в условиях значительного профицита федерального бюджета есть возможность снижения ставок по данному налогу, что позволит уменьшить налоговое бремя, противодействовать росту цен на потребительские  товары. Другая важная проблема – совершенствование  администрирования налога на добавленную  стоимость, в частности упрощение  механизма его изъятия в бюджет, а также возврата налогоплательщикам.

Важнейший инструмент государства  в условиях глобализации – налоговая  политика на долгосрочную перспективу. Появилась острая необходимость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить высокие темпы экономического роста, инновационный характер производства, содействовать созданию условий дня повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе. Главными критериями при формировании налоговой политики должны стать – справедливость налогов, минимизация административных издержек и дестимулирующих эффектов при их применении.

Приоритетная цель формируемой  долгосрочной налоговой политики России – обеспечение необходимых условий  для экономического развития, роста  инвестиций. Соответственно структура  и размеры налогообложения должны быть определены таким образом, чтобы [19, С 27-28]:

– гарантировать освобождение от налогообложения затраты на воспроизводство  рабочей силы;

– обеспечивать возможно льготный режим налогообложения для капиталов, применяемых в производственном секторе;

– устанавливать льготные налоговые режимы для лиц, инвестирующих  капиталы в развитие малого и среднего бизнеса.

Из конкретных предложений  по совершенствованию налогов остановимся  на следующих.

Во-первых, необходимо поэтапно снижать уровень налога на добавленную  стоимость с доведением его ставки к 2020 г. до уровня 10–12% при сохранении соответствующих льготных режимов. Это позволит в определенной мере приостановить рост цен.

Во-вторых, внедрение «плоской»  шкалы подоходного налога было приемлемо  на этапе становления налоговой  системы в условиях переходной экономики. На современном этапе имеются  реальные условия для восстановления прогрессивной шкалы подоходного  налога для граждан. Естественно, что  вопросы о величинах конкретных ставок налога и суммах дохода, с  которых начинается прогрессия, требуют  тщательного анализа.

В-третьих, в условиях становления  инновационной экономики следует  больше внимания уделять формированию целостной системы налоговых  льгот для сферы научных исследований и внедрения их результатов в производство, для деятельности по сохранению и восстановлению природных ресурсов.

Ежегодно вносятся изменения  в Налоговый кодекс, которые касаются либо технических деталей, связанных  с устранением мелких неточностей  и нестыковок, выявляемых в ходе правоприменительной практики, либо улучшения положения налогоплательщиков. В этом смысле такие изменения  оказывают благотворное влияние  на общий налоговый климат. Исключение, пожалуй, составил прошлый год, когда  были приняты серьезные изменения  в часть первую Налогового кодекса  Российской Федерации, касающиеся администрирования  налогов, налоговых проверок и других существенных моментов и которые  в целом можно оценить как  полезные для налогоплательщиков.

Налоговый климат в России в настоящее время в целом, нельзя сказать, что оптимальный, но достаточно благоприятный для налогоплательщиков. Конечно, существуют проблемы, но они  будут решаться в процессе дальнейшего, но, думаю, не очень существенного, изменения  налогового законодательства.

Основная важная проблема – наличие большого количества федеральных  льгот по региональным и местным  налогам. Это приводит к существенному уменьшению налоговых доходов бюджетов как субъектов Российской Федерации, так и местного самоуправления. Предстоит тщательная инвентаризация имеющихся льгот и их существенное уменьшение.

К числу других недостатков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:

- ярко выраженная регрессивность  налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);

- перенос основного налогового  бремени на производственные  отрасли;

- тенденция к расширению  доли прямых налогов;

- исключение из налогообложения  экономических выгод, извлекаемых  не в форме рублевых денежных  доходов (например, в порядке прямого  присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т. д.).

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось.

Насущная необходимость  подлинной налоговой реформы  в нашей стране бесспорна, но важно  определить стратегию ее проведения.

Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговая политика на 2012 - 2014 годы: основные направления

 

29 июня 2011 г. было представлено  Бюджетное послание Президента  России о бюджетной политике  в 2012 - 2014 годах. И хотя этот  документ не является законодательным  актом, он определяет в том  числе основные направления налоговой политики государства в ближайшей перспективе, без знания которых эффективное развитие бизнеса весьма затруднительно.

В Бюджетном послании определены основные цели и задачи бюджетной политики, которые представлены на рис. 1:

 

Рисунок 1 - Цели и задачи бюджетной  политики


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

В 2012 г. и среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение семи основных проблем в области налоговой политики:

1) введение в действие  начиная с 2012 г. новых правил  регулирования трансфертного ценообразования  в налоговых целях, предоставление  возможности крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга (ввести в законодательство РФ институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций);

2) завершение подготовки  к введению местного налога  на недвижимость по мере готовности субъектов РФ начать взимание данного налога в 2012 г.;

3) инвентаризация установленных  федеральным законодательством  льгот по региональным и местным  налогам и оценке их эффективности:  по налогу на имущество организаций  и земельному налогу;

4) систематизация действующих  льгот и их оценка на предмет  согласованности и проблем администрирования, выявление налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций;

5) совершенствование механизмов  налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции;

6) последовательное устранение  элементов налоговой системы,  которые препятствуют инновационному развитию:

- внесение изменения в  порядок применения амортизационной  премии, с тем чтобы при реконструкции,  модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30%-ную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже;

- распространение повышающего  коэффициента для учета в расходах  затрат на НИОКР с повышающим  коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 г., с момента,  когда была введена эта льгота, по желанию налогоплательщиков;

7) переход в ближайшее  время от системы налогообложения  в виде ЕНВД к патентной  системе налогообложения, критерием  должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Для достижения заявленных целей предлагаются системные действия по 12 ключевым направлениям:

- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, для чего не позднее 2013 г. должны быть утверждены долгосрочный экономический прогноз, стратегия долгосрочного развития России и увязанная с ней бюджетная стратегия;

- закрепление, начиная с 2015 г., правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета;

- снижение в 2012 г. ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих УСНО, - до 20%. В 2012 г. будут подготовлены комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования;

- обеспечение справедливого налогообложения доходов экономических агентов, повышение роли налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях, введение налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства;

- улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

- повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

- существенное снижение роли государства в непосредственном управлении экономическими активами, для чего планируется провести приватизацию крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях;

- кардинальная перестройка системы государственных закупок, для чего, в частности, будет создана федеральная контрактная система;

- расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций, для этих целей, в частности, должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций;

- усиление контроля за использованием бюджетных средств и иного имущества государства, обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций;

- обеспечение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления;

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации