Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики на современном этапе.
3. Проанализировать направления налоговой политики России на среднесрочной перспективе.
Введение 3
1. Теоретические основы государственной налоговой политики 5
1.1. Сущность и значение налоговой политики 5
1.2. Инструменты и типы налоговой политики 9
2. Современное состояние и особенности функционирования налоговой политики в РФ 12
2.1. Анализ налоговой политики СК на современном этапе 12
2.2. Проблемы налоговой политики 16
3. Налоговая политика на 2012 - 2014 годы: основные направления 22
Заключение 28
Список литературы 31
Вместе с тем в нашем обществе не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего реформирования налоговой системы – снижения налогового бремени, гармонизации налогов, учета факторов глобализации. Все это стимулирует проведение дискуссий по налоговой проблематике, уточнение роли и места налогов в обществе, их настройки с учетом процессов глобализации.
С начала внедрения в российскую
практику налога на добавленную стоимость
не утихают споры о
Внедрение налога на добавленную
стоимость в практику хозяйствования
в начале 1990-х годов было вполне
логичным. Для советской экономики
одним из главных источников бюджетных
доходов был налог с оборота,
который в структуре
Анализ всех вариантов альтернативы налогу с оборота и тенденций развития налоговых систем зарубежных стран показал, что единственно правильным решением было введение налога на добавленную стоимость. Последний играл и играет важную роль как источник доходов бюджета. Так, в 2007 г. налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составил 1390,4 млрд. руб. и возрос по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза. За более чем 15-летний период использования этого налога его ставка снизилась с 28% до 18%, упорядочен механизм сбора, неоднократно уточнялись льготы.
Упорядочение механизма взимания налога на добавленную стоимость – конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешнеэкономических отношений, прежде всего международной торговли. В рамках гармонизации косвенных налогов делается попытка установить единую ставку данного налога для всех стран-членов Евросоюза, определенные шаги предприняты и в направлении унификации льгот по нему [19, С 23-24].
Естественно, что резервы
совершенствования налога на добавленную
стоимость существуют. Следует прежде
всего отметить, что в условиях
значительного профицита
Важнейший инструмент государства в условиях глобализации – налоговая политика на долгосрочную перспективу. Появилась острая необходимость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить высокие темпы экономического роста, инновационный характер производства, содействовать созданию условий дня повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе. Главными критериями при формировании налоговой политики должны стать – справедливость налогов, минимизация административных издержек и дестимулирующих эффектов при их применении.
Приоритетная цель формируемой
долгосрочной налоговой политики России
– обеспечение необходимых
– гарантировать освобождение от налогообложения затраты на воспроизводство рабочей силы;
– обеспечивать возможно льготный
режим налогообложения для
– устанавливать льготные налоговые режимы для лиц, инвестирующих капиталы в развитие малого и среднего бизнеса.
Из конкретных предложений
по совершенствованию налогов
Во-первых, необходимо поэтапно снижать уровень налога на добавленную стоимость с доведением его ставки к 2020 г. до уровня 10–12% при сохранении соответствующих льготных режимов. Это позволит в определенной мере приостановить рост цен.
Во-вторых, внедрение «плоской»
шкалы подоходного налога было приемлемо
на этапе становления налоговой
системы в условиях переходной экономики.
На современном этапе имеются
реальные условия для восстановления
прогрессивной шкалы
В-третьих, в условиях становления
инновационной экономики
Ежегодно вносятся изменения
в Налоговый кодекс, которые касаются
либо технических деталей, связанных
с устранением мелких неточностей
и нестыковок, выявляемых в ходе
правоприменительной практики, либо
улучшения положения
Налоговый климат в России
в настоящее время в целом,
нельзя сказать, что оптимальный, но
достаточно благоприятный для
Основная важная проблема – наличие большого количества федеральных льгот по региональным и местным налогам. Это приводит к существенному уменьшению налоговых доходов бюджетов как субъектов Российской Федерации, так и местного самоуправления. Предстоит тщательная инвентаризация имеющихся льгот и их существенное уменьшение.
К числу других недостатков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:
- ярко выраженная
- перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
- тенденция к расширению доли прямых налогов;
- исключение из налогообложения
экономических выгод,
Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось.
Насущная необходимость подлинной налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию ее проведения.
Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.
3. Налоговая политика на 2012 - 2014 годы: основные направления
29 июня 2011 г. было представлено
Бюджетное послание Президента
России о бюджетной политике
в 2012 - 2014 годах. И хотя этот
документ не является
В Бюджетном послании определены основные цели и задачи бюджетной политики, которые представлены на рис. 1:
Рисунок 1 - Цели и задачи бюджетной политики
В 2012 г. и среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение семи основных проблем в области налоговой политики:
1) введение в действие
начиная с 2012 г. новых правил
регулирования трансфертного
2) завершение подготовки к введению местного налога на недвижимость по мере готовности субъектов РФ начать взимание данного налога в 2012 г.;
3) инвентаризация установленных
федеральным законодательством
льгот по региональным и
4) систематизация действующих льгот и их оценка на предмет согласованности и проблем администрирования, выявление налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций;
5) совершенствование механизмов
налогообложения нефтяной и
6) последовательное устранение элементов налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию:
- внесение изменения в
порядок применения
- распространение повышающего
коэффициента для учета в
7) переход в ближайшее
время от системы
Для достижения заявленных целей предлагаются системные действия по 12 ключевым направлениям:
- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, для чего не позднее 2013 г. должны быть утверждены долгосрочный экономический прогноз, стратегия долгосрочного развития России и увязанная с ней бюджетная стратегия;
- закрепление, начиная с 2015 г., правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета;
- снижение в 2012 г. ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих УСНО, - до 20%. В 2012 г. будут подготовлены комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования;
- обеспечение справедливого налогообложения доходов экономических агентов, повышение роли налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях, введение налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства;
- улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
- повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
- существенное снижение роли государства в непосредственном управлении экономическими активами, для чего планируется провести приватизацию крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях;
- кардинальная перестройка системы государственных закупок, для чего, в частности, будет создана федеральная контрактная система;
- расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций, для этих целей, в частности, должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций;
- усиление контроля за использованием бюджетных средств и иного имущества государства, обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций;
- обеспечение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления;