Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условия
рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава первая
Сущность и функции налогов с населения………………………………………...…4
1.1. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе……….….9
1.2. Пределы налоговой нагрузки………………………………………………..11
1.3. Оптимизация налоговой нагрузки…………………………………………...14
Глава вторая
Основные виды налогов, взимаемых с населения…………………………………..15
2.1. Налог на доходы с физических лиц……………………………………...…..17
2.2. Налог на имущество физических лиц………………………………………..22
2.3. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения..23
2.4. Плата за землю……………………………………………………………..….24
2.5. Государственная пошлина…………………………………………….……...25
2.6. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных
документов, выраженных в иностранной валюте……………….….………27
Заключение……………………………………………………………………...……29
Список используемой литературы………………………………………………...30
Правительство
Российской Федерации
Государств, а также заключает международные
налоговые соглашения об избежании (устранении)
двойного налогообложения с последующей
ратификацией этих соглашений.
1.1. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе
Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.
Налоговые
поступления составляют
Изменение соотношения налоговых доходов и ВВП, а также структуры налоговых поступлений объясняется многочисленными новшествами, вносимыми в законодательство и нормативные акты, регламентирующие технику налогообложения. Неустойчивость законодательной и нормативной базы налогообложения препятствует созданию благоприятного инвестиционного климата в стране.
На величину
налоговых поступлений в
(реальный объем ВВП), индекс инфляции,
дебиторская задолженность, недоимки
по платежам в бюджет, обменный курс национальной
валюты и др. Важны также техника исчисления и методы
сбора налогов. Кроме того, в российской
налоговой системе слишком велики налоговые
льготы, предоставляемые исполнительной
и законодательной властями, а также масштабы
уклонения от налогов.
Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических лиц.
В целом в условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную величину. Со снижением инфляции уменьшается инфляционное завышение базы налогов (особенно налога на прибыль и НДС).
Хронический
недобор налогов стал одной
из главных причин
Поступление
многих налогов существенно
Однако сама дебиторская задолженность обесценивается под влиянием инфляции. Чем выше эта задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при том же уровне инфляции). От размера просроченной дебиторской задолженности существенно зависят неплатежи предприятий бюджету, поскольку их неплатежеспособность непосредственно сказывается на платежеспособности кредиторов и взаимоотношениях последних с бюджетом.
Особенно
противоречиво влияние
1.2. Пределы налоговой нагрузки
Налогооблагаемая
база - стоимостная, физическая или
иная характеристика объекта
налогообложения. Эта база и
порядок ее определения
(исчисления) устанавливаются по каждому
налогу (сбору). Например, налогооблагаемая
база может рассчитываться на основе стоимостных
характеристик (доход, прибыль, цена реализации,
прирост стоимости акций) или на не стоимостных
(объем автомобильного двигателя, площадь
земельного участка, превышение выбросов
вредных веществ над предельно допустимыми
нормами). Термин применяется и в обобщенном
смысле - как суммарная в денежном выражении
потенциальная основа налогообложения
предприятия, региона или страны в целом.
Каждый год, обсуждая
Федеральный бюджет, законодатели
обнаруживают, что его доходов
не хватает для покрытия
Беда в том, что уровень уже
взятых на себя государством обязательств
несовместим с размером государственных
доходов. Точно подсчитать социальные
и иные обязательства, принятые в различных
нормативных актах, довольно сложно, если
вообще возможно. Некоторые законы никогда
не будут выполнены, все это понимают и
не включают соответствующие расходы
в годовые бюджеты.
По поводу реализации других законов есть
надежды, а третьи действительно реализуются.
Правда, обязательства порождаются не
только законами - к примеру, у государства
огромная задолженность по заказам оборонным
предприятиям.
Оценивая общую величину государственных обязательств, предусмотренных законодательством и хозяйственными решениями, эксперты сходятся в том, что она намного превышает допустимую налоговую нагрузку на экономику. Отсюда следует политически крайне неприятный вывод. Если сохранять завышенный уровень обязательств, для которого явно не хватает собираемых налогов, это приведет к дальнейшему сокращению налоговых поступлений.
Дело в том, что
главный неплательщик и
Все это говорит о том, что в сложившихся экономических условиях предел достигнут. Тем не менее, из года в год в бюджеты закладываются расходы, превышающие возможное их финансирование на базе налогов и ответственных заимствований. Разрыв между обязательствами и реальным финансированием продолжает расти. Никакие административные усилия не помогают переломить эту тенденцию.
Поэтому радикальным
выходом из бюджетного кризиса
считается решительное
Однако с такой трактовкой
согласны не все экономисты. Некоторые
считают, что на современном
этапе увеличение налогового
бремени неизбежно, бюджетный
кризис не преодолеть без
В прессе приводились расчеты, согласно которым расформирование одного полка стоит дороже, чем его сохранение и содержание в течение нескольких лет. Экономически они не выдерживают критики, потому что их авторы сравнивают существующие выплаты личному составу со щедрыми выходными пособиями, стоимостью их будущего жилья и т.п., однако забывают, что, во- первых, высвобожденные офицеры и солдаты, придя в народное хозяйство, будут и сами производить, во-вторых, освободятся и могут быть, проданы сооружения военных городков, земли полигонов.
Тем не менее, такие расчеты
возымели действие при утверждении очередного
федерального бюджета, и армия получила
дополнительные средства
(за счет здравоохранения, науки, образования).
Подобная аргументация используется также
при требованиях увеличить бюджетную
поддержку сельского хозяйства, добавить
денег на государственное управление.
Все это затрудняет ослабление налогового
пресса.
1.3. Оптимизация налоговой нагрузки.
Калифорнийский
экономист и кандидат в
Но вопрос не так прост. Во-первых, кривая имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не тогда, когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. Слишком низкие налоги приводят к сокращению собираемости налогов из-за малых ставок, а слишком высокие - к аналогичному результату из-за сокращения производства и желания скрыть доходы.
Во-вторых, ошибаются
те, кто полагает, что есть одно
наилучшее решение на все
В-третьих, экономика настолько сложна, что никто не в состоянии точно сказать, поднимется ли выпуск продукции при снижении налогов на такой-то процент и хватит ли собранных налогов для удовлетворения всех нужд государства. В годы высокой инфляции ссылки на кривую Лаффера бессмысленны: предприятия не тратят остававшиеся от снижения налогов деньги на пополнение оборотных средств или инвестиции, поскольку гораздо выгоднее пустить их в быстрый оборот. Лишь при финансовой стабилизации появляется возможность для действия открытой Лаффером закономерности и ослабления налогового пресса.
Но ослаблять его надо осторожно. При недоборе налогов государственный бюджет не сможет выполнять свои функции, государство вынуждено будет пойти на дополнительную денежную эмиссию, инфляция снова усилится и народное хозяйство попадет в заколдованный круг "дефицит бюджета - инфляция - сокращение производства - дефицит бюджета".
Основные
виды налогов, взимаемых с
В Российской
Федерации устанавливаются
Федерации ( региональные налоги и сборы)
и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются
налоги и сборы,
Кодексом и обязательные к уплате на всей
территории Российской Федерации.
Региональными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и законами субъектов
Российской Федерации, вводимые в действие
в соответствии с
Налоговым Кодексом, законами субъектов
Российской Федерации и обязательные
к уплате на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации. При установлении
регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации определяются следующие
элементы налогообложения: налоговые
ставки в пределах, установленных Налоговым
Кодексом, порядок и сроки уплаты налога,
а также формы отчетности по данному региональному
налогу.
Местными
признаются налоги и сборы,
устанавливаемые Налоговым