Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:56, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить задачи данной контрольной работы:
исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
изучение действующих форм и методов налогового контроля;
определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2
1.Понятие системы налогового контроля...............................................................3
1.1. Понятие налогового контроля.............................................................................3
1.2. Правовая база налогового контроля...................................................................5
1.3. Основные элементы и виды налогового контроля............................................7
1.4. Методы и формы налогового контроля..............................................................9
2.Налоговая проверка — важная форма налогового контроля.............................12
2.1 Участники налоговых проверок…………………….....……………………....12
2.2 Объект и предмет налоговой проверки……………….....………….…… …..13
2.3 Этапы проведения налоговых проверок…………………....……….………...15
2.4 Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок................15
2.5. Камеральные налоговые проверки………………………….....…….……….19
2.6. Выездные налоговые проверки…………………………………......………...23
2.7 Встречные налоговые проверки……………………………………………….26
3. Методика проведения налоговых проверок……………………………………28
3.1 Методика проведения налоговых проверок…………………………………..28
3.2 Совершенствование камеральных налоговых проверок…………………….30
3.3 Совершенствование выездных налоговых проверок………….……….…….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………

Работа состоит из  1 файл

контрольнаяя по налог.проверкам.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

     Налоговый кодекс не устанавливает документ, которым оформляются результаты камеральной налоговой проверки. Однако предусматривается, что по её результатам может быть направлено требование об уплате налога и пеней. В соответствии со ст. 70 НК РФ предусмотрены два вида требований об уплате налога. Очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки должно быть выставлено требование, которое основывается на результатах налоговой проверки. В таком случае в соответствии со ст. 70 НК РФ в результате проведения любой налоговой проверки должно быть вынесено решение налогового органа, а требование об уплате налога, выставленное по результатам проверки. Направляется в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.

     Если  считать, что по итогам камеральной  проверки должно направляться другое требование, которое не предусматривает  вынесения решения налогового органа и выставляется в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, то указанное требование нельзя будет направить налогоплательщику в том случае, когда камеральные проверки проводятся по истечении квартала, т.е. 3-месячный срок для направления требования может истечь до даты начала проведения камеральной проверки.

     В настоящее время камеральные  проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в  ходе камеральных проверок ошибки в  самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

     Таким образом, по результатам камеральной  проверки в случае необходимости  направления требования и привлечения  к ответственности должно быть вынесено решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс не устанавливает срока и порядок принятия такого решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.6. Выездные налоговые  проверки

     Выездная  налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. НК не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны проводить выездную налоговую проверку по месту фактического нахождения налогоплательщика, однако определение срока проведения выездной проверки в зависимости от времени фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика косвенно указывает на данный признак выездной налоговой проверки.

     К общим правилам проведения выездной налоговой проверки относится

     1. Проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).

     Статья 89 НК РФ напрямую не указывает категории  организаций или физических лиц, в отношении которых могут проводиться выездные налоговые проверки. Однако ст. 100 НК РФ, устанавливающая порядок оформления результатов выездной налоговой проверки, предусматривает, что акт выездной налоговой проверки подписывается и вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (либо их представителям).

     Таким образом, выездная налоговая проверка должна проводиться только в отношении  организаций (их филиалов или представительств) или индивидуальных предпринимателей, включая лиц, имеющих лицензии на занятие частной практикой. Иными словами, выездная налоговая проверка не должна проводиться в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями, тем более что доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц не допускается (ст. 91 НК РФ).

     Кроме того, Налоговый кодекс устанавливает, что выездная налоговая проверка проводится только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов.

     2. Выездные проверки филиалов и представительств. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Данное правило по сути своей является исключением из рассмотренного выше правила, согласно которому выездные проверки проводятся только в отношении самостоятельных налогоплательщиков, к которым филиалы и представительства не относятся. Тем не менее проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств независимо от организации-налогоплательщика вызвано реальностями правоприменительной практики, когда разветвленная сеть филиалов и значительная территориальная удаленность филиалов от организации в различных субъектах РФ привела к необходимости введения данной нормы в целях эффективности осуществления налогового контроля на всей территории России. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого филиала и представительства.

     3. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа1.

     4. Выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам. В случаях, когда выездная налоговая проверка проводится по нескольким налогам, она носит характер тематической выездной налоговой проверки, например, если осуществляется только по косвенным налогам. Если выездная налоговая проверка проводится по всем налогам, то она носит характер комплексной налоговой проверки.

     5. Частота проведения налоговых проверок: не могут проводиться в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное правило совсем не исключает возможности проведения двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года в отношении одного и того же налогоплательщика, но по разным налогам или за разные периоды времени.

     6. Глубина выездной налоговой проверки, т.е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

     7. Продолжительность выездной налоговой проверки – 2 месяца (в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа – до 3 месяцев) – фактическое нахождение на территории налогоплательщика – не включаются периоды времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представление документов. В связи с тем что срок проведения выездной проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, течение двухмесячного срока должно начинаться не с момента назначения выездной налоговой проверки, а с момента предъявления (дата начала проверки) руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя налогового органа на проведение выездной налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими должностными лицами справки о проведенной проверке.

     Кроме того, в указанные сроки не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

     В исключительных случаях (например, при  проведении проверки особо крупных  налогоплательщиков) вышестоящий налоговый  орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

     8. Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.

     Статья 87 НК РФ предусматривает возможность  проведения таких налоговых проверок, как встречные. 

     2.7 Встречные налоговые  проверки

     Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

     Следует обратить внимание на то, что в законодательстве встречная проверка не называется налоговой, поскольку последняя может быть только камеральной или выездной (ст. 87 НК). Встречная проверка не относится  ни к той, ни к другой категории, т. е. она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет.

     Однако  на практике инспекторы по-своему трактуют положения Налогового кодекса о  встречных проверках. Нередко, проведя  выездную проверку организации, контролер не находит нарушений налогового законодательства. Однако буквально через полгода эта компания получает из инспекции требование представить документы, которые касаются уже проверенного периода хозяйственной деятельности. В запросе указывается, что он направляется «в рамках встречной налоговой проверки». Не заподозрив подвоха, организация выдает все затребованные документы, ведь выездная налоговая проверка их фирмы уже закончилась. После этого компания получает акт и решение по результатам встречной проверки, в котором инспекция доначисляет ей суммы налога, рассчитывает пени и штраф.

     Как-то раз, оказавшись в подобной ситуации, фирма обратилась в суд, чтобы  оспорить решение инспекции по встречной  проверке. Арбитры встали на сторону  налогоплательщика, заметив, что по смыслу статьи 89 (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) Налогового кодекса встречная проверка является вспомогательной. Ее проводят с целью получить документы от контрагентов компании. При этом проверяемой фирмой по-прежнему считают только организацию, где идет выездная или камеральная налоговая проверка. А ревизию в компании, от которой запросили документы, проводить не должны (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 сентября 2005 г. № А40-3277/05-129-40).

  •    

  • 3. Методика проведения  налоговых проверок
  •    

  • 3.1. Методика проведения  налоговых проверок
  •      Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

         Если  при проведении камеральных и  выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

         Запрещается проведение налоговыми органами повторных  выездных налоговых проверок по одним  и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный  налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

         Повторная выездная налоговая проверка в порядке  контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым  органом на основании мотивированного  постановления этого органа с  соблюдением требований настоящей  статьи.

    Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля