Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:56, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить задачи данной контрольной работы:
исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
изучение действующих форм и методов налогового контроля;
определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2
1.Понятие системы налогового контроля...............................................................3
1.1. Понятие налогового контроля.............................................................................3
1.2. Правовая база налогового контроля...................................................................5
1.3. Основные элементы и виды налогового контроля............................................7
1.4. Методы и формы налогового контроля..............................................................9
2.Налоговая проверка — важная форма налогового контроля.............................12
2.1 Участники налоговых проверок…………………….....……………………....12
2.2 Объект и предмет налоговой проверки……………….....………….…… …..13
2.3 Этапы проведения налоговых проверок…………………....……….………...15
2.4 Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок................15
2.5. Камеральные налоговые проверки………………………….....…….……….19
2.6. Выездные налоговые проверки…………………………………......………...23
2.7 Встречные налоговые проверки……………………………………………….26
3. Методика проведения налоговых проверок……………………………………28
3.1 Методика проведения налоговых проверок…………………………………..28
3.2 Совершенствование камеральных налоговых проверок…………………….30
3.3 Совершенствование выездных налоговых проверок………….……….…….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………

Работа состоит из  1 файл

контрольнаяя по налог.проверкам.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

     К общим правилам проведения налоговых  проверок относятся:

  • Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
  • Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
  • В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок   не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Совершенствование камеральных налоговых проверок

     Совершенствование камерального контроля - фактор повышения  эффективности выездных налоговых  проверок.

     Минфин  предлагает внести изменение в налоговое  законодательство в части совершенствования камеральных проверок, в первую очередь банков. Об этом сообщил источник в правительстве в преддверии заседания кабинета министров, на котором будут рассматриваться меры по совершенствованию налогового администрирования. Источник подчеркнул, что налоговые органы не могут выехать во все организации, которые надо проверить, и поэтому у налоговиков есть график невыездных проверок .

     Проблема  заключается в том, продолжил  источник, что по результатам таких  проверок «часто появляются вопросы, которые оспариваются». По словам источника, это связано с несовершенством налогового законодательства, а также с собственными трактовками отдельных положений и законов финансистами и бухгалтерами проверяемых предприятий и специалистами по исчислению налогов.

     Минфин  РФ предлагает в рамках совершенствования  норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, в частности, конкретизировав вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок.

     Также предлагается установить порядок, в  соответствии с которым при выявлении  существенных изменений показателей  в отчетности по сравнению с показателями отчетности предыдущих периодов налоговый  орган вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить пояснения.  

     

СХЕМА 1. «Новый порядок  проведения камеральной  проверки с 01.01.07 г.» 

       

     Помимо  этого, предлагается определить конкретные случаи (возврат или возмещение ранее уплаченного налога, использование налоговой льготы или налогового вычета), когда могут быть истребованы дополнительные документы в ходе проведения камеральных проверок, а также исчерпывающий перечень таких документов.

     Предусматривается исключение возможности повторного истребования документов, которые ранее уже представлялись в налоговые органы. Также предлагается увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов, возможность увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребованных документов.

       
 

    3.3 Совершенствование выездных налоговых проверок

     Минфин  РФ предлагает установить предельный срок проведения выездной налоговой  проверки в два месяца, а для  организаций, имеющих обособленные подразделения, — пять месяцев. Об этом говорится в материалах Минфина РФ к заседанию коллегии ведомства, которое состоится во вторник.

     При этом в предельный срок выездной налоговой  проверки предлагается не включать время  проведения экспертиз или встречных  проверок, а также время представления налоговому органу истребованных документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.

     В целях дальнейшего совершенствования  планирования и полготовки к выездных налоговых проверок необходимо проведение следующих мероприятий:

  • разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;
  • внедрение качественно новых основ для проведения камеральной проверки, такие как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приёма как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Все это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок  и повысит их результативность;
  • необходимы дальнейшие усилия в развитии межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

     Если  с 1 января 2007 года при проведении повторной  выездной проверки будет обнаружен  факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было выявлено в результате первоначальной проверки, налоговые  санкции к налогоплательщику  применяться не будут. Об этом Минфин России напоминает в письме от 07.11.2006 № 03-07/1-308.  
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог, можно сказать, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

  • системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
  • форм и методов налоговых проверок.

     Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

     Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим  направлениям:

  • увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;
  • повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
  • проведение перекрестных проверок;
  • использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

     Субъекты  налогообложения обязаны вносить  налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса.

     По  оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

     Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и  чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

     Еще одна из причин уклонения от налогов  – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят  от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

     Таким образом, сейчас в первую очередь  необходимо совершенствовать законодательную  базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

     Налоговый контроль в России осуществляется в  трех формах: предварительный, текущий  и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

     Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

     Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур налогового контроля:

  • системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
  • форм и методов налоговых проверок.

     Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

     Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим  направлениям:

  1. увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;
  2. повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
  3. проведение рейдов в вечернее и ночное время;
  4. проведение перекрестных проверок;
  5. использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

     Данный  перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления  улучшения контрольной работы налоговой  инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

     Необходимо  также отметить, что  одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, на мой взгляд, является  повышение сознательности налогоплательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ в ред. Федеральных законов от 05.03.2001г. № 20-ФЗ, от 12.04.2001г. № 36-ФЗ;
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ в ред. Федерального закона от 23.07.1998г. № 123-ФЗ;
  4. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. в ред. Федерального закона РФ от 08.07.99г. № 142-ФЗ) // Рос. газ. – 1999. – 15 июля.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и 2  с изменениями и дополнениями на 15 августа 2001г.// Москва. Издательство “Проспект”. 2001 г.;
  6. Гражданский кодекс РФ (часть первая, вторая, третья). –М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002г
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995г. № 713;
  8. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении форм налоговых уведомлений» от 14 октября 1999г. № АП-3-08/326, в ред. Приказов МНС РФ от 22.08.2000г. № БГ-3-08/301, от 02.10.2000г. № БГ-3-08/342.
  9. Черника Д.Г. Налоги  -М.: Финансы и статистика, 2001г.;
  10. Гудимов В.И. Налогово-контрольное производство в России // Финансовое право. - 2002. - N 1.
  11. Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание // Финансовое право, 2005, № 6.
  12. Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2008. - N 3.
  13. Павлова Л. Налоговый контроль // Налоги. -2000. -№ 6.
  14. Передереев А.В. Методы налогового контроля: экспертные и специальные исследования // Государство и право. -2002. -№ 9.
  15. Рашин А.Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе // Государство и право. -2002. -№ 7.
  16. Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля // Финансовая газета. -№ 14.
  17. Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок. // Налоговый вестник.-2003г. № 11.
  18. Орешкин И.А. Субъекты налогового контроля и их взаимодействие // Финансовое право. - 2001. - N 1.
  19. http://www.kadis.ru/

Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля