Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Актуальность, научная и практическая значимость данной курсовой работы обусловлена активным развитием института налогового контроля в системе финансового и налогового права.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Содержание

1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………..
1.1 Понятие налогового контроля............................................................................
1.2 Правовая база налогового контроля..................................................................
1.3 Основные элементы и виды налогового контроля...........................................
1.4 Методы и формы налогового контроля...........................................................
2 НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА-ВАЖНАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок................
2.2 Участники налоговых проверок…………………….....……………………..
2.3 Объект и предмет налоговой проверки……………….....………….………..
2.4 Этапы проведения налоговых проверок…………………....……….……….
2.5 Камеральные налоговые проверки………………………….....…….……….
2.6 Выездные налоговые проверки…………………………………......………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.57 Кб (Скачать документ)

    По  источникам данный контроль подразделяется на документальный и фактический.

    Документальный  контроль - это проверка, при которой  содержание проверяемого объекта и  его соответствие регламентированному  значению определяются на основании  данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

    Фактический контроль - это проверка, при которой  количественное и качественное состояние  проверяемого объекта устанавливается  на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа, экспертизы, контрольного запуска  сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержан.

    Таким образом, контроль в налоговой деятельности - это метод руководства компетентного  органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками  требований налогового законодательства.

         1.4 Методы и формы налогового контроля

      Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных  процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

      При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные  и специально-правовые методы. Общенаучные  методы, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются  при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности  таких, как контрольная деятельность. До проведения радикальных экономических  реформ 90-х годов теоретической  и практической разработкой методов  и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая  наука, которая создала теоретическую  базу и основы классификации различных  методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что  контроль за хозяйственной деятельностью  ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими  органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий  и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической  деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной  деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления  было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

      В настоящее время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической  самостоятельности хозяйствующих  субъектов методы и формы осуществления  контрольной деятельности в сфере  налогообложения значительно трансформировались, приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом  законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов  и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.

      Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления  контрольной деятельности на должном  законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений  между органами и налогоплательщиками.

      Необходимо  отметить, что вопрос об определении  методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них  ранее обычно относили к методам  осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).

      Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

      Налоговый кодекс устанавливает следующие  формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):

-    налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

-   проверки данных учета и отчетности;

- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и т.д.

      Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести  визуальный осмотр, арифметическую и  формальную проверку документов, сопоставление  данных, выборочный и сквозной методы проверки документов.

    В последнее время в области  правового регулирования методов  и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма  регламентации контроля – стандарты  контрольной деятельности. Стандарты  контрольной деятельности устанавливают  основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному  обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов. Такие стандарты разрабатываются  и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично  развивается «стандартизация» аудиторской  деятельности. На наш взгляд, стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения  единообразного применения норм налогового законодательства. 

           2 НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА- ВАЖНАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО       КОНТРОЛЯ

          2.1 Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок

     Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления  налогового контроля.

     Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными  органами с целью установления достоверности  и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и  других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных  операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

     Поведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в  хозяйственную деятельность проверяемых  организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает  непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя  государства, которым является должностное  лицо налогового органа, проводящее проверку, - с одной стороны, и должностных  лиц организации - налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) – с другой стороны. Поэтому для  установления сбалансированности интересов  обеих сторон в налоговом контрольном  правоотношении необходимо было определить правовой статус сторон при проведении налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено  в Налоговом кодексе РФ. С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового  статуса участников этих действий может  рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих  контрольных правоотношений.

     Качество  и эффективность проводимых налоговых  проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация  контрольной деятельности и использование  тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля.

     Планирование  является одним из основных базовых  принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых  проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых  проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также  исполнители.

     После определения указанных выше вопросов необходимо правильно организовать проведение самой налоговой проверки. В организацию налоговой проверки входят, прежде всего, тщательная подготовка к ней, определение целей, составление  программы, осуществление в установленном  порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой  проверки и принятие мер по выявлению  и предупреждению нарушений порядка  и сроков уплаты налогов и сборов.

     Результаты  проведения налоговых проверок оформляются  в виде итогового документа –  акта налоговой проверки, за достоверность  которого соответствующие должностные  лица несут персональную ответственность. Органы налогового контроля систематически анализируют итоги проводимых контрольных  мероприятий и обобщают практику своей работы. Кроме того, нижестоящие  налоговые органы представляют соответствующим  вышестоящим налоговым органам  отчеты о проведении мероприятий  налогового контроля, результатах проведенных  проверок и т.п. Отчет сопровождается выводами, рекомендациями и предложениями.

     В зависимости от различных критериев  выделяются следующие виды налоговых проверок:

     1) в зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на:

-документальные, предполагающие проверку первичных документов;

-фактические, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

         2) В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают:

- тематические;

- комплексные.

           Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных.

           Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов. Кроме того, могут осуществляться сквозные налоговые поверки, которые охватывают все филиалы, представительства, отделения и головную организацию, в состав которой они входят.

Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля