Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Актуальность, научная и практическая значимость данной курсовой работы обусловлена активным развитием института налогового контроля в системе финансового и налогового права.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Содержание

1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………..
1.1 Понятие налогового контроля............................................................................
1.2 Правовая база налогового контроля..................................................................
1.3 Основные элементы и виды налогового контроля...........................................
1.4 Методы и формы налогового контроля...........................................................
2 НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА-ВАЖНАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок................
2.2 Участники налоговых проверок…………………….....……………………..
2.3 Объект и предмет налоговой проверки……………….....………….………..
2.4 Этапы проведения налоговых проверок…………………....……….……….
2.5 Камеральные налоговые проверки………………………….....…….……….
2.6 Выездные налоговые проверки…………………………………......………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.57 Кб (Скачать документ)

     Если  считать, что по итогам камеральной  проверки должно направляться другое требование, которое не предусматривает  вынесения решения налогового органа и выставляется в течение 3 месяцев  после наступления срока уплаты налога, то указанное требование нельзя будет направить налогоплательщику  в том случае, когда камеральные  проверки проводятся по истечении квартала, т.е. 3-месячный срок для направления  требования может истечь до даты начала проведения камеральной проверки.

     Таким образом, по результатам камеральной  проверки в случае необходимости  направления требования и привлечения  к ответственности должно быть вынесено решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс не устанавливает  срока и порядок принятия такого решения. 

     2.6 Выездные налоговые проверки

     Выездная  налоговая проверка – это налоговая  проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Налоговый кодекс не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны  проводить выездную налоговую проверку по месту фактического нахождения налогоплательщика, однако определение срока проведения выездной проверки в зависимости  от времени фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика  косвенно указывает на данный признак  выездной налоговой проверки.

     К общим правилам проведения камеральной  налоговой проверки относится:

- проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).

     Статья 89 НК РФ напрямую не указывает категории  организаций или физических лиц, в отношении которых могут  проводиться выездные налоговые  проверки. Однако ст. 100 НК РФ, устанавливающая  порядок оформления результатов  выездной налоговой проверки, предусматривает, что акт выездной налоговой проверки подписывается и вручается руководителю организации-налогоплательщика или  индивидуальному предпринимателю (либо их представителям).

     Таким образом, выездная налоговая проверка должна проводиться только в отношении  организаций (их филиалов или представительств) или индивидуальных предпринимателей, включая лиц, имеющих лицензии на занятие частной практикой. Иными  словами, выездная налоговая проверка не должна проводиться в отношении  физических лиц, не являющихся предпринимателями, тем более что доступ должностных  лиц налоговых органов в жилые  помещения без согласия проживающих  в них лиц не допускается (ст. 91 НК РФ).

     - Выездные проверки филиалов и представительств.

     Налоговые органы вправе проверять филиалы  и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Данное правило  по сути своей является исключением  из рассмотренного выше правила, согласно которому выездные проверки проводятся только в отношении самостоятельных  налогоплательщиков, к которым филиалы  и представительства не относятся. Тем не менее проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств независимо от организации-налогоплательщика  вызвано реальностями правоприменительной  практики, когда разветвленная сеть филиалов и значительная территориальная  удаленность филиалов от организации  в различных субъектах РФ привела  к необходимости введения данной нормы в целях эффективности  осуществления налогового контроля на всей территории России.

     При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается  на один месяц на проверку каждого  филиала и представительства.

     - Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа;

     - выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам.

     - частота проведения налоговых проверок: не могут проводиться в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное правило совсем не исключает возможности проведения двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года в отношении одного и того же налогоплательщика, но по разным налогам или за разные периоды времени;

     - глубина выездной налоговой проверки, т.е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки;

     - продолжительность выездной налоговой проверки – 2 месяца (в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа – до 3 месяцев) – фактическое нахождение на территории налогоплательщика – не включаются периоды времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представление документов.  В связи с тем что срок проведения выездной проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, течение двухмесячного срока должно начинаться не с момента назначения выездной налоговой проверки, а с момента предъявления (дата начала проверки) руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя налогового органа на проведение выездной налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими должностными лицами справки о проведенной проверке.

     - Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог, можно сказать, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

- форм и методов налоговых проверок.

     Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное  направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой  инспекции. При совершенствовании  работы с кадрами перспективным  здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

     Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим  направлениям:

- увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

- повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

- проведение перекрестных проверок;

- использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

     Субъекты  налогообложения обязаны вносить  налоговые платежи в установленных  размерах и в определенные сроки  в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в  социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать  как акцию по конфискации части  собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в  форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса.

     По  оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

     Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и  чем оно неустойчивее, тем сильнее  намерение скрыть налоги.

     Еще одна из причин уклонения от налогов  – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят  от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых  инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций  в области налогового законодательства.

     Таким образом, сейчас в первую очередь  необходимо совершенствовать законодательную  базу, регулирующую организацию и  осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий  из зарубежного опыта в этой области.

     Налоговый контроль в России осуществляется в  трех формах: предварительный, текущий  и последующий, используются при  этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые  подразделяются на камеральные и  документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

     Необходимость совершенствования форм и методов  налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

     Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

а) системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

б) использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

в) форм и методов налоговых проверок.

     Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное  направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой  инспекции. При совершенствовании  работы с кадрами перспективным  здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

     Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим  направлениям:

1) увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

2)повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

3)проведение рейдов в вечернее и ночное время;

4)проведение перекрестных проверок;

5)использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

     Данный  перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления  улучшения контрольной работы налоговой  инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

     Необходимо  также отметить, что  одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, на мой взгляд, является  повышение  сознательности налогоплательщика. 
 

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ в ред. Федеральных законов от 05.03.2001г. № 20-ФЗ, от 12.04.2001г. № 36-ФЗ
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ в ред. Федерального закона от 23.07.1998г. № 123-ФЗ
  4. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. в ред. Федерального закона РФ от 08.07.99г. № 142-ФЗ) // Рос. газ. – 1999. – 15 июля
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и 2  с изменениями и дополнениями на 15 августа 2001г.// Москва. Издательство “Проспект”. 2001 г.
  6. Гражданский кодекс РФ (часть первая, вторая, третья). –М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002 г.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995г. № 713
  8. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении форм налоговых уведомлений» от 14 октября 1999г. № АП-3-08/326, в ред. Приказов МНС РФ от 22.08.2000г. № БГ-3-08/301, от 02.10.2000г. № БГ-3-08/342
  9. Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева Налоговой право России: общая часть. –М.: Юристъ. 2001г.
  10. Черника Д.Г. Налоги  -М.: Финансы и статистика, 2001г.
  11. Павлова Л. Налоговый контроль // Налоги. -2000. -№ 6.
  12. Передереев А.В. Методы налогового контроля: экспертные и специальные исследования // Государство и право. -2002. -№ 9.
  13. Рашин А.Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе // Государство и право. -2002. -№ 7.
  14. Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля // Финансовая газета. -№ 14.

Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля