Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.
В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы. Также здесь приведены мнения некоторых российских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение 3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики 4
1.1. Сущность налога 4
1.1.1. Функции налогов 5
1.1.2. Виды налогов 5
1.2 Налоговая система России 6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 8
2. Противоречия действующей налоговой системы России 27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы 27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы 29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации. 31
2.4. Нестабильность налоговой системы России 32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации. 35
3.1. Пути реформирования правовой базы 35
3.2. Предложения российских экономистов 35
3.3. Налоги и инвестиции 39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие 40
3.4.2. Льготы 42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии 43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы 44
Заключение 47
Список использованной литературы 52

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система государства.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

В отличие  от  проекта  ЦЭМИ,  в  котором  едва  ли не единственным объектом обложения служит прибыль,  проект налогового кодекса  Ассоциации  "Налоги  России" являет собой другую крайность,  где нет места ни налогу на  прибыль,  ни налогу с  индивидуальных  налогов.  Эдесь  в центр податной системы ставится обложение средств,  направляемых предприятиями на потребление,  по ставке в 70%.

 

Но вместе  с тем некоторые идеи,  заложенные в кодексе АНР, интересны и заслуживают рассмотрения:

- требование официального опубликования  налоговых норм;

- подробная  регламентация "сроков в налоговых отношениях";

- создание комиссий по налоговым  спорам;

- образование Комитета по налоговой политике;

- уточнение  места  и порядка  "прокурорского надзора в налоговых  отношениях".

Увеличение подоходного  налога - удар по всем гражданам нашей многострадальной Родины.  Действительно, подоходный налог - основной в во многих странах с развитой рыночной экономикой (Великобритания,  США,  Германия, Австрия и т. д.).

Тем не менее нельзя забывать о  том,  что доходы наших граждан  смехотворно низки по сравнению  с той же  Великобританией. Даже высокооплачиваемый москвич получает 110-120 долларов в месяц,  а средний доход москвича и того меньше."

В итоге напрашивается вывод:  решить проблему налогов, как и более  общие проблемы дефицита денежных и  инвестиционных ресурсов,  невозможно,  коль,  скоро все перенапряжено, развивается  на  грани срыва,  а регуляторы производства не действуют.  И напротив, создать нормальные финансовые условия  для  деятельности  товаропроизводителей можно только в гораздо более управляемой и регулируемой экономической  модели,  с  низкими  инфляционными  ожиданиями  и эффективной системой государственного и частного инвестирования  производства.

"Ключевые направления такого  подхода  известны...,  - заявляет  А.А.  Беляков,  - ... нужно отказаться  от принципа "рынок все сделает  сам" и повышать  с  помощью   государства управляемость производства на уровне отдельных предприятий, содействовать всестороннему развитию  и  расширению  производства качественной товарной массы. А главное устранять не пресловутый "дефицит бюджета", а подлинные факторы развития отечественной инфляции."

Все сказанное эдесь,  конечно,  -  лишь  рамочное,  но вместе  с  тем непреложные условия качественного обновления налоговой системы и вообще выхода из кризиса. РСПП (Российского  союза промышленников и предпринимателей) предлагает свою модель рациональной  "нейтральной  к производству" налоговой системы.

При нормативном (как сегодня) исчислении  материальных затрат должно изыматься  в бюджет не более 40% прибыли товаропроизводителей, идушей на текущее потребление, и не более 60% соответствующей   прибыли кредитно-финансовых  коммерческих учреждений (сегодня эти цифры - примерно 80 и 70%).

Налог на добавленную стоимость  как "всеохватный", сложный и  поэтому инфляционный,  должен быть постепенно отменен; вводить вместо  него  другой  обременительный  для потребителя косвенный налог тоже нецелесообразно.

Общее количество федеральных и  местных налогов  должно составлять не более 13-14.  И это число, равно как и меру жесткости налогов,  следует определить  не произвольно (скажем, "сбалансировать бюджет"), а внутренней логикой, минимальными требованиями к любой рациональной налоговой системе.

Как видим  предложений  различного  толка  у  нас хоть "пруд пруди".  Конечно они заслуживают пристального  внимания,  но  позволю  себе напомнить  мнение  
В.Г.  Панскова:  в условиях инфляции стихийная корректировка  законодательства и постоянное,  как правило,  в конце года, изменение ставок налогов уже не годятся:  нужна принципиально новая  система налогообложения.

Анализ реформаторских  идей в  области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привелегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие).  Предложений же  о  принципиально  иной  налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

3.3. Налоги и инвестиции

Нестабильность налоговой системы  является  существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в  российскую  экономику.

В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности  ресурсов  исключительно  важное  значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятельности.

Представляется необходимым предусмотреть  в  налоговом законодательстве  положение  о  том,  что установленные для иностранных инвесторов налоговые льготы и  преимущества  не могут ухудшаться в течение какого-либо определенного отрезка времени (например, пяти лет).

Введение такой поправки явилось  бы для иностранных инвесторов  твердой  гарантией стабильности налоговой системы России.  Вместе с тем было бы  целесообразно  предусмотреть для  предприятий  с иностранными инвестициями некоторые дополнительные налоговые льготы и  привелегии.  В  частности, следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Востока - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для  занятых  в сфере материального производства предприятий с долей иностранного участника не менее,  чем в 30%.  При  этом выручка от материального производства должна быть более 70% от всей суммы выручки.  В третий и четвертый год (в Дальневосточном  экономическом  районе  -  в четвертый-пятый) эти предприятия должны были бы,  согласно данному  предложению, уплачивать налог  в  размере  соответственно  25  и 50%  от основной ставки,  но при условии, что выручка от  деятельности в сфере материального производства превышает 80-90%.

3.4. Теоретический и практический  опыт в налогообложении стран  с развитым рынком

3.4.1. Теоретическое наследие

Не лишним будет повториться,  что налоги, как известно из зарубежного же опыта,  являются одним из наиболее эффективных инструментов  косвенного регулирования экономических процессов.

В теории  и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы  строилась в  соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов.  Согласно этой концепции величина расходов  и норма  налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса,  который  должен  удерживаться на уровне,  обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении  стабильности  цен  (при этом  бюджетное  равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).  Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли  государственного сектора в экономике развитых стран  и  уменьшением  экономической  доли  государства  (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая  политика наряду  с  выполнением  регулирующих  функций  стала средством обеспечения бездефицитности бюджета.  В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени,  ложащегося на  производителей  и физических лиц,  а  расширения  налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и  целенаправленного снижения налогов.

Если до недавнего времени считалось,  что высокие уровень налогов  и степень прогрессивности налоговых  шкал соответствуют, как правило  высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения,  то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада  является снижение фактического  налогового бремени на прибыль корпораций и доходы физических лиц.  Одновременно в ряде ведущих стран (США,  Японии, Англии и других) происходит расширение базы налогообложения,  уменьшаются количество и размеры налоговых льгот.

В существующих условиях нелепо говорить  об  "идентичности уровней  налогообложения в нашей экономике и на Западе". Абсолютные размеры производимой прибыли и  добавленной стоимости там значительно выше,  чем у нас.  Поэтому и степень налогового пресса там фактически в несколько раз меньше,  несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.

Роль отдельных налогов в  формировании бюджета в развитых странах с рыночной экономикой обычно такова (%):

Налоги на личные доходы   40

Налоги на прибыль корпораций  10

Социальные взносы   30

Налог на добавленную стоимость   10

Таможенные пошлины  5

Прочие налоги и налоговые поступления   5

Таким образом можно заключить,  что на Западе основным источником формирования бюджета служит налогообложение  физических лиц  и  налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство.

Американские эксперты  во главе  с профессором Лаффером теоретически доказали,  что при ставке  подоходного  налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом

Кривая Лаффера, скорректированная  в соответствии с реальностью, приобретает следующий вид.

 

 

Высшая ставка налога должна находиться в пределах  50 - 70% налога.

Но невозможно теоретически расчитать  идеальную  шкалу налогообложения. Она  должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение имеют  национальные,  психологические, культурные факторы.  Американцы, например, считают, что при такой шкале налогобложения,  которая существует  в Швеции -  75%,  в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так,  рост производственной активности в  США после налоговой  реформы  1986  года в значительной степени был связан со  снижением  предельных  ставок  налогообложения.

Профессор Михаил Семенович Бернштам  (США)  предлагает некоторые  практические  наработки  относительно импортного тарифа,  которые вполне можно использовать и у нас. Импортный  тариф,  как  считает профессор,  способен выполнить по меньшей мере три выжных задачи переходного  времени.

Во-первых, это мощный источник налоговых поступлений  в бюджет. Причем поскольку тариф выборочен, его можно использовать прежде всего применительно к товарам не первой необходимости, предметам  роскоши  и т.  п.  В этом случае речь идет о высокопрогрессивном налоге,  помогающем бедным социальным слоям за счет богатых.

Во-вторых, импортный тариф защищает от конкуренции  перестраивающуюся внутреннюю промышленность.  Рональд И. Маккиннон разработал подробную модель каскадного, убывающего по годам, импортного тарифа.

В-третьих, (и  это   особенно   важно   для   нынешней российской российской ситуации),  импортный  тариф на товары не первой необходимостипозволит  сократить импортный  и  валютный спрос  (это товары высокоэластичного спроса).  Государство же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся  валюту и поднять обменный курс рубля."

3.4.2. Льготы

Система налоговых  льгот для  капиталовложений в развитие производства в Великобритании. В соответствии с законодательством для определения  облагаемого налогом дохода корпораций из валового дохода компании вычитаются  все  разрешенные законодательством расходы,  произведенные в отчетном налоговом году. В частности, полному вычету из валового дохода компании подлежат все расходы на научные исследования.

Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и  оборудование, промышленные и сельскохозяйственные постройки и т. д. Для списания машин и  оборудования  используется  ставка 25% от остаточной стоимости,  а это означает, что 30% стоимости машин и оборудования,  купленных после 1986 года, будет списано за 8 лет.

В последние  годы во многих странах Запады  распространение  получили налоговые льготы,  стимулирующие частные инвестиции в акции, с тем, что увеличить приток капиталов для производственного накопления.  Налоговые скидки,  многие из которых были введены в середине 80-х годов, предоставляются по ряду определенных видов инвестиций.

Так, в Бельгии в 1982 года суммы, истраченые на покупку акций  бельгийских  компаний или сертификатов оговоренных  больгийских "взаимносберегательных"  фондов  разрешено  (до определенного предела)  вычитать  из облагаемой суммы доходов, а с 1984 года эта льгота распространена  и  на  другие инструменты "венчурного" финансирования, т. е. способствующие становлению и развитию в стране венчурных компаний.

Во Франции  с  1978  года действует  налоговая скидка с дохода в сумме  чистых покупок акций, котирующихся на фондовой бирже (установлен потолок  льготы).

В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в венчурные компании.

В Испании  с 1979 года предоставляется налоговый кредит в отношении  покупок  ценных  бумаг  и инвестиций в деловые сферы.

Так обстоит  дело с налогообложением инвестиций в промышленность.

3.4.3.  Налогообложение предприятий  Сирии

Налогообложение предприятий в  Сирии. В настоящее время предприятия Сирии уплачивают пять налогов:  налог  на  прибыль, налог на земельные участки,  налог на ренту от недвижимости, налог на доходы от оборотного капитала, акцизы.

Среди налогов,  уплачиваемых сирийскими предприятиями, наибольший удельный вес занимают два:  налог на  прибыль и налог на  ренту от недвижимости.  Эти налоги активно влияют на финансовое состояние предпритий,  на их производственные интересы.

Налог на прибыль  уплачивают не  только  предприятия  и организации, являющиеся  юридическими  лицами,  их дочерние предприятия, филиалы,  но и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (юристы, врачи, кузнецы, парикмахеры и другие).

Система ставок  налога на прибыль имеет сложную  структуру: включает как единые, так  и прогрессивные ставки. Происходит это потому,  что налогом на прибыль в Сирии облагается как прибыль юридических лиц,  так и  предпринимателей.

Например, промышленные  акционерные компании и промышленные компании с  ограниченной  ответстсвенностью  платят   налог  соответственно по ставке 32%  и 42%;  остальные плательщики облагаются на основе прогрессивной шкалы ставок. Она выглядит следующим образом:

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды