Налоговая система Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:19, реферат

Описание

Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Общая характеристика Казахстана…………………………………………….4
1.1 Географическое положение…………………………………………………..4
1.2 Демография……………………………………………………………………4
1.3 Урбанизация…………………………………………………………………...5
1.4 Политическое устройство…………………………………………………….6
1.5 Экономика……………………………………………………………………..6
2 Налоговая система Казахстана…………………………………………………7
2.1 Общая характеристика налоговой системы…………………………………7
2.2 Виды налоговых платежей, их характеристика……………………………10
2.3 Специальные налоговые режимы…………………………………………..27
2.4 Ответственность за нарушение Налогового законодательства…………..29
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Казахстан.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1 Общая характеристика Казахстана…………………………………………….4

1.1 Географическое положение…………………………………………………..4

1.2 Демография……………………………………………………………………4

1.3 Урбанизация…………………………………………………………………...5

1.4 Политическое устройство…………………………………………………….6

1.5 Экономика……………………………………………………………………..6

2 Налоговая система Казахстана…………………………………………………7

2.1 Общая характеристика налоговой системы…………………………………7

2.2 Виды налоговых платежей, их характеристика……………………………10

2.3 Специальные налоговые режимы…………………………………………..27

2.4 Ответственность за нарушение Налогового законодательства…………..29

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно.

Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства, видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.

Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая информация о Казахстане

1.1 Географическое положение

Республика Казахстан – крупнейшее государство, расположенное в северном полушарии на стыке двух континентов – Европы и Азии. По площади Казахстан занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии.

Казахстан граничит с:

- КНР - 1460 км;

- Киргизией - 980 км;

- Туркменистаном - 380 км;

- Узбекистаном - 2300 км;

- Российской Федерацией - 6467 км.

Общая протяженность границ – 12 187 км, включая 600 км границы по Каспию. Территория Республики простирается от нижнего течения Волги на западе до подножия Алтайских гор на востоке, занимая два часовых пояса, от Западно-Сибирской низменности на севере до пустыни Кызылкум и горной системы Тянь-Шань на юге.

1.2 Демография

 

Расположившись на огромной территории,  Казахстан  является  одной  из

малонаселенных  стран  мира  -  плотность населения: 6 человек на 1 кв. км. Всего здесь проживают только15 млн. 620 тыс. человек (по состоянию на 1 апреля 2008 года, 50-е  место  в мире). Население Казахстана представлено более 130 этническими группами, обладающими своей культурной, языковой и исторической спецификой. Среди наиболее крупных этнических групп – казахи (60%), русские (25%), украинцы (2,9%), узбеки (2,8%), немцы (1,5%), татары (1,5%), уйгуры (1,5%), корейцы (0,7%), белорусы (0,7%) и др. При  этом  почти  56  процентов  населения  считаются  жителями городов  и  рабочих  поселков  городского  типа,  остальные  44  процента  - сельские жители. На протяжении двух  последних  десятилетий  в  республике  наблюдается замедление темпов роста  населения.  Такая  ситуация  объясняется,  с  одной стороны, миграционным оттоком значительной части населения за ее пределы,  с другой - стабильной потерей за последние  годы  абсолютной  и  относительной величин естественного прироста населения. Начиная  с  1988 г.,  в  связи  с кризисными  явлениями  в  экономике  и  обществе,  демографическая  ситуация серьезно  ухудшилась:  уменьшилась   рождаемость,   увеличилась   смертность населения. Общий коэффициент рождаемости за 1988-1995 гг.  снизился  с  25,5 до 17 в расчете на 1000 человек, а смертности - возрос с 7,5 до  10.  Только за последние 4 года отрицательное сальдо внешней  миграции  населения,  т.е. миграционный отток, превысил 1 миллион человек.

Среди двух тысяч этносов (наций и народностей) мира казахи занимают 70-

е место (более 11,5 млн. человек). Сейчас в  Казахстане  проживают  около  8

миллионов  казахов. 

Религии – ислам суннитского толка, православное христианство, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и др.

Государственным языком в Республике Казахстан является казахский, относящийся к группе тюркских языков. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык. Каждый человек вправе разговаривать на своем родном языке и выбирать язык для общения, образования и работы, что помогает людям разных этнических слоев жить и работать в мире и согласии.

1.3 Урбанизация

Около 60% Казахстана урбанизировано. Это самая урбанизированная Республика Центральной Азии. В Алма-Ате, южной столице Республики, проживает наибольшее количество человек (около 1,5 миллионов жителей). Города с наибольшей численностью жителей: Астана (611 000), Шымкент (540 000), Караганда (450 000), Тараз (330 000), Усть-Каменогорск (311 000) и Павлодар (330 000).

1.4 Политическое устройство

По форме правления государство Казахстан является президентской Республикой. Высшим должностным лицом, главой государства согласно Конституции является Президент. Высший орган власти - двухпалатный Парламент, Сенат и Мажилис.

Президент определяет основные направления развития внутренней и внешней политики государства, представляет интересы Казахстана как внутри страны, так и на международной арене. 

Согласно Конституции Президент Казахстана избирается совершеннолетними гражданами страны путем тайного голосования на основании общего избирательного права. Срок полномочий Президента составляет 5 лет. Действующий Президент Нурсултан Назарбаев избран сроком на 7 лет до 2012 года (согласно прежней версии Конституции).

Денежная единица Казахстана

Национальная валюта Казахстана - это казахстанский тенге. Введена 15 ноября 1993 года.

1.5 Экономика

Казахстан — аграрно-индустриальная страна.

Основным источником экономического роста экономики является добыча полезных ископаемых.

Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов:

- Северный Казахстан — развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика;

- Восточный Казахстан — цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство;

- Западный Казахстан — крупнейший нефтегазодобывающий регион;

- Центральный Казахстан — чёрная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство;

- Южный Казахстан — хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи, виноград; развиты цветная металлургия, приборостроение, лёгкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство.

Внешняя торговля

Доля торговли с традиционными партнёрами — странами СНГ и Балтии — велика: на них приходится около 59 % экспорта и до 63 % импорта. При этом основным торговым партнёром остаётся Россия. Из государств дальнего зарубежья успешно развиваются торговые связи с Германией, Турцией, Швейцарией, Чехией, Италией, Китаем, США, Великобританией, Южной Кореей и другими.

Экспорт:

Казахстан экспортирует сырьё, произведённое добывающей, топливной, металлургической и химической промышленностью.

В структуре казахстанского экспорта:

нефть и нефтепродукты — 35 %

цветные металлы — 17 %

чёрные металлы — 16 %

руды — 12 %

зерновые культуры — 9 %

другое — 11 %

Импорт:

Основной импортируемой продукцией являются машины и оборудование, средства транспорта, приборы и автоматы, химическая продукция, топливо минеральное, продовольственные товары, готовые изделия и товары народного потребления.

2. Налоговая система Казахстана

2.1 Общая характеристика налоговой системы

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии  прошли З этапа:

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года). В республике функционировали более 40 видов налогов:

1. Общегосударственные налоги;

2. Общеобязательные местные налоги;

3. Местные налоги.

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год). В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Затем количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой реформы (2000 – 2002 г.г)

Основной  задачей  третьего  этапа  является  усиление  правовых  аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщикам. На этом этапе существовало 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые требовали совершенствования и оптимизации.  Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года с вводом  в действие Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-11. Начат 4-ый этап: Структура  Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:

1. Общая;

2. Особенная;

3. Налоговое администрирование.

Общая часть - это «конституция» налогового законодательства.   В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие правила,  в соответствии с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие - с началом календарного года.

Что касается Особенной части, то необходимо отметить тот факт, что государство является сторонником стабильности и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения. В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы.

Налоговые органы Республики Казахстан (далее - Казахстан) представлены центральным аппаратом Министерства государственных доходов Республики Казахстан, налоговыми комитетами 14 областей и двух городов Алматы и Астаны, районных налоговых комитетов, налоговых комитетов по городам и районных (в городах) налоговых комитетов.

Налоговое законодательство Казахстана включает Налоговый кодекс, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.95 г. №2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (таможенные платежи регулируются таможенным законодательством страны), акты Президента и Правительства Казахстана, а также акты Министерства государственных доходов, согласованные с Министерством финансов Республики Казахстан (РК). В настоящее время в Казахстане (с 25 февраля 1999 г.) функционирует Министерство государственных доходов РК, основными задачами которого являются:

- участие в формировании, реализации фискальной и таможенной политики;

- организация и совершенствование таможенного дела;

- обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

- государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с перечисленными задачами в составе министерства созданы и действуют Налоговый и Таможенный комитеты, Комитет налоговой полиции, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции, Агентство по ликвидации и реорганизации предприятий.

Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются и уплачиваются в национальной валюте "тенге", поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом "О бюджетной системе".

Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или в иностранной валюте.

Освобождение от налога или уменьшение налоговой ставки производится в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта в соответствии с Законом "О государственной поддержке прямых инвестиций".

В соответствии с налоговым законодательством в Казахстане действуют налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.

Информация о работе Налоговая система Казахстана