Налоговая система России и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов – дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

Содержание

Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………………4

1.1.Сущность и принципы налогообложения……………………………….………………4

1.2.Функции налогов…………………………………………………………5

1.3. Роль налогов в формировании финансового государства………………………6
Глава II. Налоговая система России…………………………………………………8

2.1. Законодательная база налогообложения…………………………………………….8

2.2. Федеральные налоги……………………………………………………………………………..9

2.3. Республиканские налоги……………………………………………………………………..13

2.4. Местные налоги…………………………………………………………………………………..14

2.5. Налоговое планирование……………………………………………………………………17

Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования…….18

Заключение………………………………………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по специализации.docx

— 57.85 Кб (Скачать документ)

С 1 января 1993 года действуют следующие ставки НДС:

10% по продовольственным  товарам, товарам для детей  по перечню, утвержденному постановлением  правительства РФ.

20% по всем  остальным товарам, включая подакцизные  продовольственные товары.

При этом 75% ставки НДС платится в федеральный бюджет, а остальные 25%- в городской бюджет.

Налог на прибыль предприятий.

Крупнейшим источником доходов государства остается налог  на прибыль предприятий и организаций. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия  и организации, в том числе  и бюджетные учреждения, если они  заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

Объектом обложения  является валовая прибыль, уменьшенная  или увеличенная в соответствии с положениями Закона РФ “ О  налоге на прибыль предприятий и  организаций”. Валовая прибыль представляет собой суммы прибыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов, иного имущества  предприятия и доходов от внереализационных  операций, уменьшаемых на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется как разница  между выручкой без НДС и акцизов  и затратами на производство и  реализацию, включенными в себестоимость  продукции предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки  от реализации продукции исключают  экспортные тарифы. При определении  прибыли от реализации основных фондов или другого  имущества учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов  от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи в имущества  в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

В 1995 г. внесены  новые уточнения, после чего законодательные  органы субъектов РФ не смогли устанавливать  ставку налога на прибыль более 22%. В  РФ общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (22+13). Более  высокие ставки применяются к  банкам, биржам. При налогообложении  существует большое количество льгот. Льготируется основная деятельность государственных  предприятий связи и образовательных  учреждений.

Ставка налога на прибыль уменьшается в два  раза, если на предприятии инвалиды и пенсионеры составляют не менее 70%. Значительные льготы предоставляются  малому бизнесу. При введении в действие закона было предусмотрено в первые два года после регистрации освобождение от налога малых предприятий, если выручка  превышает 70% общей суммы выручки  от реализации продукта.

В 1996 г. вступил  в силу закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Применение упрощений  системы для организаций предусматривает  замену уплаты совокупности федеральных, республиканских и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности. Для организаций, применяющих  упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система  предлагает замену уплаты подоходного  налога на доход от предпринимательской  деятельности уплатой стоимости  патента на занятие данной деятельностью. Применить упрощенную систему имеют  право организации, численность  которых не превышает 15 человек. Объектом обложения единым налогом устанавливаются  совокупный доход или валовая  выручка. Под действие упрощенной системы  не попадают организации, занятые производством  подакцизной продукции, организации, созданные на основе ликвидированных  структурных подразделений действующих  предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и страховые  организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

2.3. Республиканские  налоги.

Республиканские налогизаконодательными актами РФ устанавливаются средние  или  предельные  размеры  налогов, но  их  конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Перечень республиканских  налогов:

-       налог на имущество предприятий,

-       лесной налог,

-       плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,

-       целевой сбор на нужды образовательных учреждений,

-       сбор на регистрацию предприятий.

Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество физических лиц  являются граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности  следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, а также транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин.

Налог на имущество  граждан исчисляется налоговым  органом по месту нахождения объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение, которое вручается  плательщику налога.

За имущество, не имеющее собственника или учитываемое  налоговыми службами как бесхозное, налог не взимается.

За строения, помещения, находящихся в общей  долевой собственности нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан соразмерно его доле. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство. Налог на имущество уплачивается независимо от того, эксплуатируется имущество или нет. Налоги на имущество зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта обложения. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается гражданами ежегодно по ставке, установленной местными органами законодательной власти, но не более 0,1% от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определилась, – от определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию, исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.

Налог на транспортные средства взимается ежегодно в зависимости  от мощности двигателя. Он исчисляется  ежегодно, по состоянию на 1 января на основании сведений, предоставляемых  в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам  и другим организациям, осуществляющими  регистрацию транспортных средств. При переходе прав собственности  на транспортное средство от одного собственника к другому, в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором  он утратил право собственности  на указанное имущество, а новым  собственником, начиная с месяца, в котором у него возникло право  собственности.

Уплата налогов  производится равными долями в два  срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. За просрочку платежей налогов  гражданами, начисляется пеня в установленном  размере с сумм недоимки за каждый день просрочки. В случае несвоевременной  уплаты налогов к виновным в этом гражданам применяются меры, установленные  для взыскания не внесенных в  срок налогов и налоговых платежей, в соответствии с действующим  законодательством.

2.4. Местные налоги.

Местные налоги и сборы взимаются  по  решению  органов  власти  различных  уровней, они  сами  определяют  введение  налогов  на  своей  территории. Для  части  налогов  определяются  предельные  ставки.

Современное бюджетное  устройство РФ предусматривает высокую  степень самостоятельности субъектов  Федерации и местных органов  власти в формировании доходной части  региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.

В 1992 году законом  «Об основах налоговой системы  в РФ» были установлены полномочия соответствующих представительных органов на введение 21 вида местных  налогов. В следующем году в связи  с принятием закона РФ от 22 декабря 1992 года «О  внесении дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее количество видов местных налогов достигло 23. При этом три налога носят обязательный характер и взимаются на всей территории РФ. Это налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Также в  перечень  местных  налогов  входят:

-       курортный  сбор,

-       сборы  на  содержание  милиции, благоустройство,

-       налог  с  владельцев  собак,

-       налог  за  право пользования  местной  символикой,

-       сбор  с  биржевых  сделок,

-       налог  за  право  торговли  вино-водочными  изделиями  и  др..

Наличие разветвленной  сети местных налогов соответствует  мировой практике. В развитых странах  с экономикой рыночной ориентации налоги можно квалифицировать следующим  образом:

  1. Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами власти и взимаются лишь на данной территории. Основное место среди них занимает налог на имущество. Из остальных можно отметить поземельные налоги, промысловые, налоги на сделки, налог с продаж.
  2. Надбавки к федеральным налогам в пользу местных бюджетов.
  3. Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставленные на данной территории.
  4. Налоги, определяющие политику местных органов управления. Прежде всего, это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, а ориентирующие предпринимателей на выбор определенных способов ведения хозяйства.

Основными доходными  частями местных бюджетов являются отчисления от федеральных налогов. Это положение естественно для  современной экономики и, вероятнее  всего, сохранится в обозримом будущем.

Налог на рекламу

Естественно, что  в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел  в Москве. В числе местных налогов  введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее  решение, Государственная налоговая  инспекция по г. Москве разработала  и опубликовала инструкцию «О порядке  исчисления и уплаты налога  на рекламу в г. Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.

Плата за землю

Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная  цена земли. Собственники земли, кроме  арендаторов, облагаются ежегодным  земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога и арендной платы  являются предприятия, объединения, организации  и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля  в собственность, владение или аренду на территории РФ.

Объектами налогообложения  земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные  участки, предоставленные юридическим  лицам и гражданам.

Земельный налог  взимается в расчете за год  с облагаемой налогом земельной  площади, предоставленной в установленном  порядке юридическим лицам и  гражданам. Если земельный участок, обслуживающий строения, находится  в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого участка  земельный налог исчисляется  отдельно. За земельные участки, обслуживающие  строения,  которые находятся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется каждому из этих собственников, соразмерно их доле на эти строения.

Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. Земельный налог и арендная плата  не взимаются с юридических лиц  и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного  освоения. Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются  в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении. В  случае возникновения в течение  года у плательщиков права на льготу по земельному налогу, они освобождаются  от указанного платежа, начиная с  того месяца, в котором возникло право и по истечении последующего срока уплаты налога.

Земельный налог  юридическим лицам и гражданам  исчисляется, исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и  утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика  состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием  налога по этим земельным участкам. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной  нормы отвода взимается в двукратном размере.

Информация о работе Налоговая система России и пути ее совершенствования