Налоговая система России и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов – дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

Содержание

Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………………4

1.1.Сущность и принципы налогообложения……………………………….………………4

1.2.Функции налогов…………………………………………………………5

1.3. Роль налогов в формировании финансового государства………………………6
Глава II. Налоговая система России…………………………………………………8

2.1. Законодательная база налогообложения…………………………………………….8

2.2. Федеральные налоги……………………………………………………………………………..9

2.3. Республиканские налоги……………………………………………………………………..13

2.4. Местные налоги…………………………………………………………………………………..14

2.5. Налоговое планирование……………………………………………………………………17

Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования…….18

Заключение………………………………………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по специализации.docx

— 57.85 Кб (Скачать документ)

Налог за земли, занятые жилищным фондом в городах  и поселках городского типа, исчисляется  с юридических лиц и граждан  в размере 3% ставки земельного налога.

Налог за земли  под дачные участки кооперативам и индивидуальным гражданам в  границах города, поселковой черты  исчисляется в размере 3% ставки земельного налога. Налог за часть площади  данных участков, индивидуальных и  кооперативных гаражей, расположенных  в городе и рабочих поселках, сверх  установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется в  размере 15%, а свыше двойной нормы  – по полным ставкам земельного налога, установленным для городских  земель.

Земельный налог  с юридических лиц и граждан  исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных  участков. Учет плательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию  на 1 июня. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными  долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению  не более, чем за два предшествующих года. За такой же период допускается  пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях допущенное исчисление суммы налога, уплачивается в следующие сроки: суммы, причитающиеся  за текущий год, – равными долями в остающиеся до конца сроки платежей, но с тем, чтобы за уплату соответствующей  суммы плательщику было предоставлено  не менее 15 дней с момента вручения платежного извещения на доплату  налога; суммы, начисленные за текущий  год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, – равными  долями в два года, – равными  долями в два срока уплаты.

2.5. Налоговое  планирование.

Налоговое  планирование – это  использование физическими  и  юридическими  лицами  своих  прав для  минимизации  налоговых  платежей  в  рамках  действующих  законов.

Во-первых,  большое  значение  с  точки  зрения  налогообложения  имеет  оптимальный  выбор  организационно-правовой  формы  и  внутренней  структуры  компании. В  нашей  стране  есть  возможность  получать  налоговые  льготы, пользуясь  статусом  малых  и  средних  предприятий, недавно  созданных  компаний, предприятий  по  производству, переработке  и  реализации  сельскохозяйственных  продуктов. В  ряде  случаев целесообразно  оформить  предпринимательскую  деятельность  не  на  юридическое  лицо, а  на  гражданина, так  как  ставка  налога  на  доходы  физического  лица  меньше.

Второе  направление – это  выбор  места  для  размещения  или  регистрации  фирмы  с  точки  зрения  уровня  налогообложения. Во  всём  мире  существуют  свободные  экономические  зоны – территории, где иностранные  и  отечественные  фирмы  пользуются налоговыми  льготами. Логическим  развитием свободных  экономических  зон  в  мировой  экономике  являются  оффшорные  центры. Это  территории  или  целые  государства, заинтересованные  в  регистрации  у  них  иностранных  компаний  и ради  этого  гарантирующие  особенно  низкие  налоговые  ставки  и  отсутствие  жёсткого  контроля  за  иностранными  капиталами. Оффшорная  компания  может  быть  создана  только  иностранным  резидентом  и  не  имеет  право  осуществлять  какую-либо  деятельность  на территории  той  страны, где  она  зарегистрирована. В  оффшорных  зонах  регистрируются  российские  фирмы,  участвующие  в  торговле, транспорте, движении  капитала  в  мировом  масштабе.

Третье  направление – тщательное  исследование  и  использование  действующих  налоговых  льгот, связанных  с  производственной, коммерческой  финансовой  деятельностью  предприятия. Финансисты  компании должны  блестяще  знать  и  постоянно  следить  за  изменениями  налоговых  стимулов.

Четвёртое направление  – это способы использования  прибыли для  максимального уменьшения  налоговых  обязательств. Если  предприятие  использует  прибыль  на  техническое  перевооружение, реконструкцию  производства, научные  исследования, то  оно пользуется  налоговыми  льготами.

Глава III

Проблемы  налоговой системы  РФ

и пути ее совершенствования

Ни одна из проблем  перехода к рыночным отношениям в  экономике России не является столь  сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана  с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические  интересы всех налогоплательщиков, зависит  от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений  государства и всех хозяйствующих  субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось  последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость  перехода к цивилизованной налоговой  системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует  налоговую систему в тесной связи  со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Фундамент новой  налоговой системы был заложен  еще в 1992 году в результате реформы. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действующих налогов, созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств, независимо от формы собственности, превращению  налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая  система призвана препятствовать тем  экономическим действиям, в которых  общество не заинтересовано.

Налоговая реформа 1992 года отражала условия функционирования отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала  условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе неосуществимыми  являются такие налоги, как налог  на землю, на капитал; относительно узкая  база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив  структуру налоговых поступлений, реформа не смогла коренным образом  повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой  службы сложились еще в недрах административно-командной экономики.

Слабый контроль за сбором налогов создает возможности  для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые  поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения  уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие  налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской  деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда. В-третьих, недостаток нашей  налоговой системы – это ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в  том, что при отнесении тех  или иных налогов к соответствующей  группе, имеет значение не то, в какой  бюджет зачислится платеж, а органом  какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок  уплаты данного налога. В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего  правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна,  так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

Действительно, налоговая система противоречива, она страдает рядом принципиальных изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому для обоснования  соответствующих реформационных мер.

Рассмотрим эти  недостатки налоговой системы и  постараемся их проанализировать.

  1. Система создает два различных налоговых режима. Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов,  выставляемых в качестве кормильцев мира; второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
  2. Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.
  3. Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.
  4. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.
  5. Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.
  6. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

Перечень  задач в налоговой  политике

Анализ президентских  посланий федеральному собранию РФ за 1994, 1995, 1996 года, а также послания Президента России Правительству РФ о бюджетной политике в 1996 году выявляет весьма содержательный и обширный перечень задач в области налоговой  реформы и налоговой политики. Представим ключевые позиции этого  перечня:

  1. Полная регламентация взаимоотношений между государством и налогоплательщиком, исключающая введение налогов не иначе как в соответствии с законодательными актами.
  2. Непротиворечивость и стабильность в течение финансового года налоговой системы, ее простота и доступность для освоения налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов.
  3. Недопущение налогового произвола и расширение прав налогоплательщиков.
  4. Сокращение числа налогов и существенное упрощение процедур их взимания.
  5. Общее снижение налогового бремени.
  6. Высокоэффективность налоговых изменений для экономики в целом.
  7. Поддержка производителей, особенно работающих на потребительских рынках.
  8. Самофинасирование экспортно-ориентированных отраслей.
  9. Существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.
  10. Превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы.
  11. Перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости, повышение роли имущественного и земельного налогообложения в качестве доходного источника региональных и местных бюджетов, а также усиление значимости ресурсных платежей.
  12. Ужесточение финансовых санкций против загрязнителей окружающей среды, не подрывающей, однако, конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.
  13. Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней.
  14. Наделение органов местного самоуправления твердыми источниками доходов.
  15. Более справедливое распределение доходов; рост доли налогов, взимаемых с высокообеспеченных граждан; ослабление бремени налогообложения людей с низкими доходами; ликвидация льгот по уплате подоходного налога, позволяющих высокооплачевыемым гражданам выводить значительную часть своих доходов из-под налогообложения.
  16. Расширение использования механизма инвестиционного налогового кредитования.
  17. Радикальное сокращение количества налоговых льгот с упразднением индивидуальных льгот.
  18. Полная и окончательная ликвидация непредусмотренных законодательством таможенных льгот, наносящих ущерб интересам национального производства.
  19. Введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.
  20. Своевременное перечисление коммерческими банками платежей в бюджет.

Ясно, что нынешний налоговый механизм ни одну из этих задач реализовать не способен. Тем  более, настоятельной является необходимость  ускорения принятия ситемно-воплощающего и законодательно-закрепляющего  их налогового кодекса РФ. Подписанный  в начале мая президентский указ № 605 «Об основных направлениях налоговой  реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины», как представляется, может рассматриваться  в качестве неплохого «конспекта»  этого готовящегося фундаментального законодательного акта, призванного  ускорить эффективное реформирование финансовой системы России.

Пути  совершенствования  налоговой системы

Опыт России подтверждает закономерность, наблюдаемую  в большинстве стран с переходной экономикой, которая заключается  в падении уровня налоговых изъятий  в первые годы после ликвидации командно-иерархичной  экономики с 40-43% ВВП до значений равных примерно 30-35% ВВП. Это объясняется  такими факторами, как высокая инфляция, кризис взаимной задолженности предприятий, увеличение их задолженности бюджету, падение традиционно высокой  налоговой дисциплины в секторе  бывших государственных предприятий, рост частного сектора, характеризующегося отсутствием традиций добросовестной уплаты налогов, а также сферы  услуг, в которой степень собираемости налогов меньше, чем в сфере  производства. Достигнутого сокращения государственных расходов явно недостаточно для преодоления кризиса. Кроме  того, не удалось обеспечить рационального  использования бюджетных средств: расходы на социальные цели в настоящее  время ниже, а на народное хозяйство, оборону, государственное управление выше уровня, необходимого для экономической и социальной стабильности. Тем не менее, в перспективе бюджет не имеет значительных резервов снижения расходов и возможностей их структуры.

Таким образом, выход из бюджетного кризиса может  быть найден только путем увеличения доходов бюджета. Учитывая тяжелое  финансовое положение, основным массам отечественных товаропроизводителей такой путь может показаться далеко не бесспорным.  Дело в том, что сбор налогов в объемах больших, чем 34-36% ВВП, в переходной экономике является невыгодной задачей: увеличение налогового бремени, усиление темпов уклонения от налогов. Кроме того, высокие налоги уменьшают ресурсы экономических агентов. Такая важнейшая среднесрочная цель преобразований заключается именно в снижении, а не в увеличении налогового бремени. В каждый момент времени понижение налогов должно сопровождаться снижением государственных расходов, возможности для которых в настоящее время отсутствуют. Таким образом, проблема в том, что для создания условий устойчивого роста, предпосылкой является понижение налогового бремени, но необходимость финансирования расходов государства противоречит этой цели.

Информация о работе Налоговая система России и пути ее совершенствования