Налоговая система России и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов – дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

Содержание

Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………………4

1.1.Сущность и принципы налогообложения……………………………….………………4

1.2.Функции налогов…………………………………………………………5

1.3. Роль налогов в формировании финансового государства………………………6
Глава II. Налоговая система России…………………………………………………8

2.1. Законодательная база налогообложения…………………………………………….8

2.2. Федеральные налоги……………………………………………………………………………..9

2.3. Республиканские налоги……………………………………………………………………..13

2.4. Местные налоги…………………………………………………………………………………..14

2.5. Налоговое планирование……………………………………………………………………17

Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования…….18

Заключение………………………………………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по специализации.docx

— 57.85 Кб (Скачать документ)

Ряд экономистов  предлагает снизить налоги, невзирая на возникновение дефицита средств  на финансирование бюджетных расходов, аргументируя это тем, что дефицит  будет краткосрочным, так как  сокращение налогов создаст стимулы  для быстрого экономического развития, что увеличит поступление налогов  в бюджет. Подобное мнение представляется малообоснованным.

При понижении  налогов без уменьшения расходов оживление экономики не произойдет, так как сразу возросший дефицит  государственного бюджета потребует  финансирования. Серьезное увеличение иностранных займов вряд ли реализуемо при весьма значительном объеме государственного внешнего долга. Существенное повышение  объема внутренних займов за счет сбережений экономических объектов, во-первых, ведет к росту расходов на обслуживание долга и при больших масштабах  к скатыванию государственных финансов в долговую ловушку, во-вторых, уменьшает  возможности для частных инвестиций и это противоречит первоначальной цели оживления экономики.

Чтобы предложить пути выхода из создавшегося положения, когда с одной стороны, всем очевидна необходимость снижения налогового бремени, а с другой – возможностей такого снижения вроде бы нет, рассмотрим ситуацию в налоговой сфере.

В Росси с  начала 90-х доля НДС в налоговых  поступлениях падает. Это объясняется  как снижением ставки НДС, так  и уменьшением уровня собирательности  налога. В последние годы величина поступлений НДС и подоходного  налога в России была значительно  ниже, чем в большинстве развитых стран. Это объясняется гораздо  более низкой долей денежных доходов  населения в ВВП. Оценка ситуации показывает, что налоговая система  России не является чрезмерно жесткой, уровень налогообложения не слишком  велик и не очень значительно  превышает средний показатель в  странах с аналогичным экономическим  развитием.

В экономической  литературе сложились две точки  зрения на процесс совершенствования  налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку  старой налоговой системы и создание новой: другие считают, что сложившаяся  в стране трехуровневая налоговая  система должна быть усовершенствована  путем устранения недостатков.

Налоговая система  России плохо увязана с развитием  экономики и деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она  развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия  заинтересованы в получении минимальной  прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и  почти полное отсутствие конкуренции  при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших  составляющих оптимизации налоговой  системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия  на экономику.

В Росси доля налоговых изъятий на прибыль  не слишком велика – по наиболее умеренным оценкам – 64%, по оценкам  самих предпринимателей – 80-90%. По международным  стандартам долей налоговых изъятий  из прибылей считается 1/3. Изъятия же свыше 50% прибыли разрушают всякий производственный стимул. Таким образом, в результате неразумной налоговой  политики уже в ближайшее время  потребуются огромные инвестиции производства на его перевооружение.

Налоговая система  должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым  увеличивая базу налогообложения. Она  же всецело зависит от массы произведенной  продукции. Весь мировой опыт свидетельствует  о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем  снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к  производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя близость к  критической точке налоговых  изъятий заставляет всесторонне  анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.

Необходимо снизить  реальные изъятия из прибыли предпринимательства  хотя бы до уровня 50% или, как оптимум, до размеров собственного налога на прибыль, то есть 35%.

Преобразования  по НДС необходимы по следующим причинам.  Налоговая система не России не учитывает монопольность ценообразования. Это обуславливает ее информационный характер. Отсюда постоянный рост доли косвенных налогов, что свидетельствует о неблагополучии налоговой системы. Причем ненормальной, с точки зрения самих косвенных налогов является и их структура. Здесь речь идет о весьма высоком удельном весе в налоговых поступлениях НДС (более 1/5 этих поступлений) и наоборот, более низкой доли акцизов (около 4% всех налоговых поступлений), что в два-три раза ниже, чем в развитых странах.

В России базой  НДС является не только прибыль и  зарплата, но и амортизация отчислений. В базу этого налога также включают акциз и таможенные пошлины, которые  никакого отношения к созданной (добавленной) стоимости не имеют. По сути, одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж акциз. Вследствие всего этого НДС практически  превращается в налог с продаж, выступающий в условиях монополистического рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, многократно  увеличивающего цену. Таким образом, если выпустить «налоговый воздух»  из цены, то она снизилась бы в 3-5 раз. Это в первую очередь относится  к товарам, облагаемым акцизом.

Так целесообразно  отказаться от НДС. Данный налог в  существующем виде является чисто монетаристской мерой пополнения казны бюджета. Наша налоговая система построена  так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Необходимо уменьшить  ставку НДС до 8-12% налоговых ставок, а также изменить методологию  его построения – из налоговой базы убрать элементы, не образующие добавленную стоимость.

Потребуется также  широкая дифференциация налоговых  ставок, чтобы избежать налогообложения  социально значимых товаров первой необходимости. Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии  доходной части бюджета и об альтернативных источниках компенсации налоговых  потерь.

Один из них  – расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных и неоправданных  налоговых льгот. Общая сумма  существующих налоговых льгот достигает  примерно двухсот. Это нарушает принцип  справедливости налоговой системы, так как льготы для одних неизбежно  означают дополнительное бремя для  других.

Компенсация потери бюджета в результате снижения ставок НДС на прибыль возможно и за счет других источников. Например, за счет увеличения налогов на собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы, использования лицензионных платежей.

Важно  развивать  сотрудничество  с  правительствами  различных  государств  в области  налоговой  политики. Необходимость  такого  сотрудничества  коренится  в  интенсификации  хозяйственных  связей, развитии  экономической  интеграции  и  вытекающем  отсюда  обеспечении  равных  условий  конкуренции  на  мировых  рынках.

Заключение

В новой налоговой  системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления – федерального и территориального – в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов предусмотренных  законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных  налогов, позволило более полно  учесть разнообразные местные потребности  и виды доходов для местных  бюджетов.

И все же новое  налоговое законодательство не в  полной мере адаптировано к новым  условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот  для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности  производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных  технологий и увеличение выпуска  товаров народного потребления.

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению  к мировому, не стимулирует привлечение  в народное хозяйство иностранных  инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, рынку.

Налоговая система  России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных  актов. В первую очередь изменения  должны быть направлены на активизацию  предпринимательства, стимулировать  индивидуальных плательщиков в целях  повышения их заинтересованности в  зарабатывании собственных средств  и во внесении их в собственное  дело.

Налоги будут  более взаимосвязаны и будут  представлять собой систему с  механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных  особенностей.

Очевидно, совершенствование  налоговой системы будет продолжаться.


Информация о работе Налоговая система России и пути ее совершенствования