Налоговая система России в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
3. рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
4. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Работа состоит из  1 файл

налоги.docx

— 64.50 Кб (Скачать документ)

Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:

- с организаций (налог  на прибыль; налог на добавленную  стоимость и т.д.);

- с физических лиц (налог  на доходы физических лиц и  т.д.);

- с организаций и физических  лиц (транспортный налог, госпошлина  и т.д.).

 Группировка налогов  по объекту обложения также  нередко используется в научных  изданиях. Она отражает деление  налогов на налоги на доходы, имущество, действия (финансовые  операции, обороты, хозяйственные  активы), ресурсы (их использование).[6. C. 118]

Наконец, в последние годы стала использоваться классификация  налогов по такому критерию, как  направление использования налогов, или назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги.

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу  государства - бюджет, хотя и разных уровней в зависимости от государственного устройства (по НК РФ это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость  и др.).

Специальные налоги имеют  строго определенное назначение и предназначены  для формирования централизованных целевых фондов (например, единый социальный налог). Специальные налоги нередко  взимаются с отдельных групп  плательщиков.

Введение чрезвычайных налогов  непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования  и развития той или иной страны.

Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и  организаций:

- налоги, относимые на  издержки производства и обращения  (единый социальный налог, налог  на добычу полезных ископаемых  и др.);

- включаемые в продажную  цену продукции (работ, услуг) (НДС, акцизы);

- относимые на финансовые  результаты (до налогообложения  прибыли - налоги на имущество,  рекламу);

- на прибыль и за  счет прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия (налог  на прибыль организаций, платежи  за загрязнение окружающей среды  в части превышения лимита  и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Основные признаки классификации налогов (1)

Основные признаки

Примеры-характеристика

Критерий перелагаемости налогов 

Способ обложения и взимания налогов 

по платежеспособности плательщика

Прямые (налоги на доход и имущество):

*налог на прибыль корпораций;

*налог на доходы с  физических лиц. 

Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги).

Источники обложения

Налоги с дохода, прибыли.

Налоги с капитала, ценных бумаг.

Налоги с имущества.

Субъекты и объекты обложения

Налоги с физических лиц.

Налоги с юридических  лиц.

Поземельный налог.

* Поимущественный налог.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По иерархии государственной власти (статус)

Федеральные налоги (налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль предприятий).

Региональные налоги (налог  на имущество предприятий).

* Местные налоги (земельный налог).

Воспроизводственные стадии

Налоги на производство.

Налоги на обращение.

* Налоги на потребление.

По факторам производства

Налоги на труд.

Налоги на капитал.

* Налоги на землю. 

По целевому назначению

Общие налоги (налог на прибыль, налог  на добавленную стоимость).

* Специальные налоги (взносы  в социальные фонды).

По ограниченным производственным ресурсам

* Налоги на природные ресурсы,  трудовые ресурсы, на инвестиционные  информационные ресурсы. 

Способы обложения доходов и  расходов

Налоги на доходы.

* Налоги на расходы. 

Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов

* Бюджетные налоги; внебюджетные  фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, фонд обязательного  медицинского страхования).


 

 

В зависимости от характера  изменения налоговой политики (варьируя налоговую ставку) различают налоги прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Налог считается: (а) прогрессивным, если с увеличением дохода возрастает норма процента налога; (б) пропорциональным, если ставка налога представляет собой  постоянную долю дохода; и (в) регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

Таким образом, социальная функция  налогов сводится к тому, что тот, кто работал больше и заработал  больше, должен платить больше налогов  с той целью, чтобы быть ближе  по своим доходам к менее обеспеченному  соседу, тем самым способствуя  снижению социальной напряженности  в обществе.[4. C.1]

 

1.2 Функции  налогов

 

Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов. Отсюда возникает главная  распределительная функция налогов, инструмента распределительных  отношений в обществе.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением  финансовых ресурсов, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Регулирующая функция  – регулирование отношений между  бюджетами и внутри бюджетной  системой.

Стимулирующая функция –  при помощи налоговых льгот, санкций  решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение  вторичных.

Регулирующую и стимулирующую  функции называют экономической  функцией. Такое разграничение функций  налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются  и осуществляются одновременно. Конкретными  формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

 

1.3 Правовое  регулирование российской налоговой  системы

 

Правовое регулирование  российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с  ним федеральные законы о налогах  и сборах; законы и иные нормативные  акты о налогах и сборах субъектов  Российской Федерации; нормативные  правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.[19]

Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий  сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения  в России; он состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ, введенная  в действие с 1 января 1999 г., устанавливает  круг нормативно-правовых актов, подпадающих  под термин "законодательство о  налогах и сборах", который  регламентирует важнейшие положения  налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов  и сборов, порядок их введения и  отмены, а также весь комплекс взаимоотношений  государства с налогоплательщиками  и их агентами. Принятие части первой НК РФ явилось поистине историческим моментом в развитии экономических  реформ в нашей стране.

С 1 января 2001 г. вступила в  силу часть вторая НК РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты отдельных  налогов.

В результате принятия Налогового кодекса РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации; вместо 48 установленных  федеральным законодательством  налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его  принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей на данный момент установлены 15 видов налогов и сборов.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных  налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет  права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность  в незыблемости налоговой системы.

Изменения налоговой системы  направлены на решение следующих  важнейших задач:

- построение единой и  понятной в границах Российской  Федерации налоговой системы,  установление правовых механизмов  взаимодействия всех ее элементов  в рамках единого налогового  правового пространства;

- возрастание справедливости  налоговой системы за счет  выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков, отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов, исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание;

- развитие налогового  федерализма при обеспечении  доходов федерального, регионального  и местных бюджетов закрепленными  за ними и гарантированными  налоговыми источниками;

- создание рациональной  налоговой системы, обеспечивающей  сбалансированность общегосударственных  и частных интересов, содействующих  развитию предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  наращиванию национального богатства  России и благосостояния ее  граждан;

- ослабление общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков  путем более равномерного распределения  налоговой нагрузки на всех  налогоплательщиков;

- формирование единой  налоговой правовой базы, совершенствование  системы ответственности за налоговые  правонарушения и улучшение налогового  администрирования;

- упрощение налоговой  системы за счет установления  исчерпывающего перечня налогов  и сборов с сокращением их  общего числа;

- обеспечение стабильности  налоговой системы, а также  определенности в объемах налоговых  платежей для налогоплательщиков  на длительный период.

Налоговый кодекс РФ должен стать в значительной части законом  прямого действия. Прежде всего это  касается установления видов налогов  и их перечня на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и местном); процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечение прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Систему налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Эта  система охватывает законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные  нормативные документы, а также  акты других отраслей законодательства в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым  отношениям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции, а также  функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых  органов, является Федеральная налоговая  служба (ФНС России).

ФНС России представляет собой  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий представление  в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Информация о работе Налоговая система России в условиях финансового кризиса