Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:32, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов налоговой системы, а также определение основных проблем, направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика налоговой системы РФ
1.1. Функции системы налогообложения
1.2. Роль налогов.
2. Состав налоговой системы.
3.Принципы, определяющие состав и структуру налоговой системы.
4. Классификация налогов и сборов.
5. Налоговая система России. Основные тенденции развития.
6. Цели и задачи налоговой политики. Перспективы оптимизации российского налогообложения.
Заключение
Задача

Работа состоит из  1 файл

МОЙ.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Финансово-кредитный  факультет

Кафедра налогов и налогообложения

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ____Налоги и налогообложение__________

на тему _________Налоговая система Российской Федерации_____

 

 

 

                                                               Выполнил:    Коновалова С. В.

                                                                             (Ф.И.О.)                       

                                                               Факультет___ФК____________________

                                                               Специальность_____ФК______________

                                                  Курс___V____ группа № _08ффд_______

                                                  Личное дело № ___08ффд13681________

                                                  Преподаватель ___ Шамаева Л.А._______

                                                                                                             (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

Ярославль – 2012 г.

 

План

 

Введение

  • Общая характеристика налоговой системы РФ

1.1. Функции системы  налогообложения

1.2. Роль налогов.

2. Состав налоговой  системы.

3.Принципы, определяющие состав и структуру налоговой системы.

4. Классификация налогов  и сборов.

5. Налоговая система  России. Основные тенденции развития.

6. Цели и задачи  налоговой политики. Перспективы  оптимизации российского налогообложения.

Заключение

Задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное противоречивое состояние  российской экономики требует поиска принципиально новых подходов к  её управлению. Поэтому среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. А также, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним  из аспектов налогового регулирования  является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов, налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов налоговой  системы, а также определение  основных проблем, направлений и  механизма реализации налоговой  политики в Российской Федерации.

 

1. Общая характеристика  налоговой системы РФ

В экономической литературе функции обычно рассматриваются  по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с  методологических позиций, поскольку  налог как экономическая категория  – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости  при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 4.

 

1.1. Функции системы налогообложения.  

Основные функции налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве  налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных  фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная  функция налогов носила чисто фискальный характер.

  1. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  2. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
  3. Экономическая, состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно  распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной  и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов. 

 

1.2. Роль налогов. 

Результативность функционального  проявления системы налогообложения  в действии определяется ролью налогов.

В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.  

Для оценки роли налогов  в формировании бюджетных доходов  выявляются соотношения между суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных  по определённым классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов, с другой. Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Анализ налоговых систем различных государств показывает, что, несмотря на различия, они имеют  в своем составе (структуре) сходные  элементы, хотя и в разных сочетаниях.

 

 

 

 

 

 

2. Состав налоговой  системы.

Элементами, характеризующими любую налоговую систему, являются:

  • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
  • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля над уплатой налогов налогоплательщиками;
  • законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля над их уплатой налогоплательщиками.

 

3. Принципы, определяющие  состав и структуру налоговой  системы.

 В современных условиях  могут быть сформулированы следующие  принципы построения налоговой  системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классификация  налогов и сборов.

В первую очередь систему  налогов РФ необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой по исчислению налогов и сборов.

В зависимости  от уровня законодательной базы и  изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Первой частью НК РФ установлено в целом 14 видов налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. А именно:

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации