Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:32, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов налоговой системы, а также определение основных проблем, направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика налоговой системы РФ
1.1. Функции системы налогообложения
1.2. Роль налогов.
2. Состав налоговой системы.
3.Принципы, определяющие состав и структуру налоговой системы.
4. Классификация налогов и сборов.
5. Налоговая система России. Основные тенденции развития.
6. Цели и задачи налоговой политики. Перспективы оптимизации российского налогообложения.
Заключение
Задача

Работа состоит из  1 файл

МОЙ.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)
  • Федеральные налоги и сборы

- Налог на добавленную стоимость

- Акцизы

- Налог на доходы физических лиц

- Единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы)

- Налог на прибыль организаций

- Налог на добычу полезных ископаемых

- Водный налог

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

- Государственная пошлина

  • Региональные налоги

- Налог на имущество организаций

- Налог на игорный бизнес

- Транспортный налог

  • Местные налоги

- Земельный налог

- Налог на имущество физических лиц

Федеральными  налогами признаются налоги, которые устанавливаются кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные  налоги установлены кодексом и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с кодексом и законами субъектов.

Классификация налогов  в зависимости от субъекта уплаты:

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые ЮЛ

- налог на прибыль;

- налог на имущество  организаций.

Налоги, уплачиваемые ФЛ

- налог на доходы  ФЛ;

- налог на имущество  ФЛ.

Смешанные налоги

- налог на добавленную  стоимость;

- транспортный налог;

- налог на игорный  бизнес.


 

По способу  взимания (изъятия) налоги подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

Кадастровый способ представляет собой дифференциацию объектов налога по группам по определенному признаку. Для каждой группы устанавливается  индивидуальная ставка налога, не зависящая  от доходности объекта. Например, налог на транспортное средство взимается без учета того, используется оно или нет.

Декларируемый способ –  это уплата налога субъектом после  получения дохода на основе декларации.

Изымаемые у источника  налоги перечисляются в бюджет до выплаты дохода, например заработная плата, которую сотрудники получают уже за вычетом налога.

Каждый налог состоит  из следующих элементов: субъект, объект, единицу налогообложения, налоговую  базу, ставку, налоговые льготы, налоговый  оклад, носитель налога и т. д.

Субъектом налога выступает  лицо, которое по закону должно уплатить налог.

Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание.

По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные – земельный налог, например), ресурсные (водный налог), личные (налог на прибыль), вмененные (налог на игорный бизнес) и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда (ЕСН)8.

По способам обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости  от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации» и  «по кадастру»8.

В части 1 статьи 358 НК РФ указываются объекты налогообложения. Ими признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 358 НК РФ. Во 2 части данной статьи устанавливается исчерпывающий перечень транспортных средств, не отнесенных к объектам обложения этим налогом.

В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), выручки (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог), дохода (прибыли) (налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный.

 

 

 

 

5. Налоговая  система РФ. Основные тенденции  развития.

Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Основными принципами являются:

- равнонапряженность налогового  изъятия;

- однократность налогообложения,  недопущение двойного обложения;

- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

- заблаговременность установления  ставок и правил исчисления  налога и его уплаты.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Управление налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и т.д.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач - на микроуровне. К общенациональным задачам управления следует отнести: образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений; установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы; составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

определение участия  юридических и физических лиц  в налоговых доходах бюджета;

разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей  налогооблагаемой базы;

осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Общее управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти - Президент  РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное  собрание РФ, Правительство РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.  

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру.  В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.  Однако  такая  масса платежей  приводит  к  тому,  что  бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при  отчислениях  налогов,  в  результате  чего  предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.  Такое впечатление,  что налоговую  систему  специально  усложняют,  чтобы  получать  пени   от налогов.

Еще один   недостаток   нашей   налоговой   системы   -   это    ее нестабильность.  Налоги  вводятся и тyт же отменяются,  не проработав и года.

Несомненно вся эта  неразбериха с налогами приводит к  нестабильному положению  в  нашей  экономике  и  еще больше усугубляет экономический кризис.

 

6. Цели и  задачи налоговой политики. Перспективы  оптимизации российского налогообложения.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Цели налоговой политики:

1 фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

2 экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

3 социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

4 стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

5. экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

6. контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

7. международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Задачи налоговой политики:

- выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

- определение основных направлений и принципов налогообложения;

- разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия  предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает  решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

В РФ сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это проецируется и налоговую политику государства. В настоящее время само понятие «государство» стало отождествляться с понятием «государственно – властный аппарат», утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов ограничено.

К основным недостаткам  современной налоговой системы можно отнести следующие [8, c.384]:

  • нестабильность налоговой политики;
  • чрезмерное налоговое бремя, возложено на налогоплательщика;
  • уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
  • чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к потерям бюджета.

К ряду других недостатков проводимых в России в налоговой политике относятся [9, c.226]:

  • ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);
  • перенос основного налогового бремя на производственные отрасли;
  • тенденция к расширению доли прямых налогов
  • исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т.д.).

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации