Налоговая система Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:22, реферат

Описание

Небольшая сказочная страна в центре Европы, Швейцария стала связующим звеном между Северной и Южной Европой. Здесь мирно сосуществуют несколько европейских языков и культур. Такого разнообразия на такой небольшой площади, пожалуй, не найти больше нигде.
Экономика Швейцарии – одна из самых либеральных и конкурентоспособных экономик мира. Успех Швейцарии непосредственно связан с либеральной экономической системой, политической стабильностью и тесным экономическим сотрудничеством с другими странами.

Работа состоит из  1 файл

Налоги реферат.docx

— 57.44 Кб (Скачать документ)

В целях обложения  подоходным налогом в Швейцарии  отсутствует разграничение между  швейцарскими резидентами и иностранными работниками «оффшорных» компаний, однако это не свойственно при применении метода «fiscal deal», речь о котором пойдет ниже. В любом случае швейцарские налоговые органы рассматривают различные виды компаний, обладающих налоговыми привилегиями, в качестве законных структур налогового планирования, доступных в равном объеме и гражданам, и лицам, не обладающим швейцарским гражданством, а не в качестве «оффшорных» компаний в традиционном смысле.

Иностранные граждане с высоким достатком, намеренные проживать, но не работать в Швейцарии, могут получить право уплачивать подоходный налог согласно методу «fiscal deal», что позволит им уплачивать значительно меньшие суммы налога по сравнению с гражданами Швейцарии, получающими аналогичный доход. Данный налог является единственным налогом, который носит избирательный характер.

подоходный налог

Подоходный налог  взимается на уровне федерации, кантонов и коммун. Подоходный налог является прогрессивным. Обычно налоговая ставка не превышает 40% и в большинстве случаев размер максимальной ставки существенно ниже указанного значения. Например, в Швице максимальная ставка, включающая и федеральный, и кантональный/коммунальный налог, составляет в среднем 22%.

В основе исчисления налога лежит следующее:

  • Резиденты подлежат налогообложению с учетом их «общемирового» дохода, а не дохода, полученного от предприятий или недвижимого имущества, находящегося за границей;
  • Лица, не являющиеся резидентами, подлежат налогообложению с учетом их дохода, полученного от деятельности постоянных представительств и недвижимого имущества, находящегося на территории Швейцарии, однако ставка налога основывается на «общемировом» доходе.

Ставки подоходного  налога являются прогрессивными и доходят  до максимума в 11,5% для дохода свыше686 000 швейцарских франков на федеральном уровне, на уровне кантонов такое значение увеличивается в среднем вдвое. Каждый кантон устанавливает свою ставку, которые существенно разнятся. Муниципальные ставки обычно представляют собой малую часть кантональных ставок.

Следует отметить, что выплаты физическим лицам  заработной платы или процентов  по займам считаются «скрытой прибылью»  и облагаются налогом у источника по ставке в 35%.

В декабре 2007 года Обвальден стал первым кантоном, использовавшим твердую ставку подоходного налога для налогоплательщиков-физических лиц. Власти Обвальдена объявили о своем решении использовать подобную ставку после того, как 90% электората проголосовали за предложение.

По сути Обвальден был вынужден реформировать свою налоговую систему в свете недовольства представителей социалистической партии относительно того, что реформы, принятые в январе 2006 года, обеспечили создание регрессивной налоговой системы, в рамках которой обеспеченные налогоплательщики платили налоги по более низкой ставке по сравнению с лицами с меньшим уровнем дохода, что само по себе является неконституционным.

После референдума, состоявшегося в 2005 году, Обвальден, небольшой по площади немецкоязычный полукантон в центре Швейцарии, принял закон о подоходном налоге, предусматривающий уменьшение налога для лиц, годовой доход которых составляет более 300 000 швейцарских франков, с 2,35% до 1%. Физические лица, зарабатывающиедо 70 000 швейцарских франков, уплачивали 8%, а лица с доходом до 300 000 швейцарских франков уплачивали до 6%. Вместе с этим Обвальден также снизил ставку корпоративного налога до 6,6%, что стало одной из самых низких налоговых ставок в Швейцарии.

Налоговые реформы, проведенные Обвальденом, спровоцировали другие кантоны снизить свои налоговые ставки: его примеру в 2006 году последовали Цюрих, Вале, Фрибур, Ури и Шаффхаузен.

Кантональная налоговая  система подверглась атаке также  и со стороны Европейской Комиссии, которая, в свою очередь, намерена обеспечить изменение аспектов корпоративного налогового режима, направленного на привлечение холдинговых компаний. По мнению Комиссии, швейцарский налоговый режим, позволяющий властям кантонов устанавливать собственные налоговые ставки для привлечения новых компаний и экспатов, противоречит торговому соглашению между Швейцарией и ЕС от 1972 года.

«Fiscal deal»

Метод «fiscal deal» может использоваться любым физическим лицом, готовящимся стать резидентом Швейцарии, не обладающим швейцарским гражданством, при этом никогда не занимавшимся экономической деятельностью на территории Швейцарии.

Данный метод, связывающий  вид на жительство с налоговыми аспектами, предусматривает ведение переговоров с кантоном, резидентом которого лицо планирует стать. Доход может считаться, например, суммой расходов, понесенных при определенных условиях. Так, налогооблагаемый доход может быть увеличен вдвое по сравнению с затратами на еду и проживание, или в пять раз по сравнению с платой за съемное жилье, в зависимости от того, какой из показателей является выше, при этом данная сумма не должна быть ниже показателя, вычисленного согласно сложной формуле по доходу у источника.

Заявитель на использование  метода «fiscal deal» должен подтвердить тот факт, что его чистые доходы составляют не менее 2 млн швейцарских франков. Как было указано выше, физическое лицо не вправе заниматься на территории Швейцарии экономической деятельностью, приносящей прибыль. Такие физические лица считаются резидентами в целях налоговых соглашений, однако ряд соглашений об избежании двойного налогообложения предусматривают ограничения относительно того, какие преимущества могут получить такие резиденты согласно положениям соглашений.

Ставки налога, уплачиваемого  согласно методу «fiscal deal», соответствуют ставкам, которые использовались бы при обычных условиях. Преимущество данного метода заключается в использовании искусственно низкого размера дохода, по которому происходит налоговая оценка для налогоплательщика.

Налоги на социальное страхование

Налоги на социальное страхование взимаются на федеральном  уровне и уплачиваются работниками, работодателями и лицами, работающими не по найму.

Резиденты и физические лица, осуществляющие на территории Швейцарии  приносящую доход деятельность, обязаны  уплачивать взносы в Федеральный фонд страхования по возрасту и нетрудоспособности, а также в обязательный федеральный фонд страхования безработицы.

На сегодняшний  день совокупный взнос в фонды  страхования по возрасту и нетрудоспособности составляет 8,4% от всего вознаграждения работника для дохода от 24 360 до 83 520 швейцарских франков. Половина уплачивается работодателем, а половина — самим работником. Работодатели обязаны вычитать взносы из заработной платы работников и направлять соответствующие суммы в органы социального обеспечения.

Взносы по безработице  уплачиваются в размере 2.2% от вознаграждения работника с годовым доходомдо 126 000 швейцарских франков. В случае если доход лица превышает данную сумму, необходимо уплатить дополнительные 2%. При этом и работник, и работодатель обязаны уплатить «налог солидарности» в размере 0,5%, если получаемый доход находится в границах от 126 000 до 315 000 швейцарских франков.

В большинстве кантонов медицинское страхование, включая  госпитализацию, является обязательным, и по общему правилу практически все работники за свой счет обладают подобным страховым покрытием. Их взносы зависят, в основном, от набора услуг, которые они выбрали. Некоторые компании уплачивают добровольные взносы в систему медицинского страхования работников или образуют специальные групповые схемы страхования.

В некоторых кантонах предусмотрена система взносов  в фонды пособий на детей.

Согласно показателям 2012 года социальное страхование обходится  в 12,5% (не включая 0,5% «налога солидарности») плюс расходы на медицинское страхование и различные кантональные выплаты.

Гербовый сбор

Исключительное  право по взиманию гербового сбора  принадлежит конфедерации. Гербовый сбор взимается по следующим ставкам:

  • 1% от выпуска акций, когда стоимость акций превышает 1 млн швейцарских франков, включая случаи, когда акции выпускаются по цене выше номинала. Заем, предоставленный акционером компании без всякого встречного исполнения, также облагается налогом. Налог также уплачивается по номинальной стоимости акций, когда большинство акций переводится в результате ликвидации, вне зависимости от того, что акции фактически не имеют рыночной стоимости при таких обстоятельствах. Эмиссионный налог не подлежит уплате швейцарским филиалом иностранной компании.
  • 0,15% от стоимости перевода акций в компании, являющиеся резидентами Швейцарии, и 0,3% от стоимости перевода акций в компании, не являющиеся резидентами, если перевод осуществляется «дилерами по ценным бумагам», к которым относятся банки, биржевые маклеры, управляющие инвестиционных фондов и другие финансовые организации. Определение «дилеров по ценным бумагам» является довольно обширным и включает любую компанию, которая обладает ценными бумагами, стоимость которых превышает 10 млн швейцарских франков, и всех посредников. Налог разделяется между продавцом и покупателем и автоматически вычитается самим дилером.
  • 0,12% ежегодно от стоимости выпущенных облигаций, что означает, что по пятилетней облигации необходимо уплатить гербовый сбор в размере 0,6% (однако данная норма была отменена и более не применяется с 1 марта 2012 года).
  • 5% от страховых премий или 2.5% в случае премий по страхованию жизни, которые были уплачены в одном взносе.

Налог на наследство

Налоги на наследство взимаются на кантональном уровне, всеми кантонами, кроме Швица. Если в кантоне уплате подлежат и налог на наследство, и налог на дарение, обычно ставки таких налогов являются одинаковыми. Право на обложение наследства налогом принадлежит тому кантону, в котором постоянно проживал умерший. Налог взимается с имущества умершего, а не с наследников. Наследство, полученное резидентом из заграницы, налогообложению не подлежит. В основе вычисления налога на наследство лежат следующие положения:

  • Умерший являлся резидентом: имущество облагается налогом на наследство согласно стоимости «общемирового» имущества (за исключением недвижимого имущества, находящегося в иностранной юрисдикции);
  • Умерший не являлся резидентом: имущество облагается налогом на наследство согласно стоимости недвижимого имущества, находящегося в Швейцарии.

Ставка налога на наследство является прогрессивной  и основывается на отношениях умершего и наследников — чем ближе кровные отношения, тем меньше налог, при этом в некоторых кантонах налог переводится на детей, а переживший супруг не уплачивает никакого налога, вместе с тем перевод имущества лицам, с которыми умерший не находился в кровном родстве, облагается налогом по самым высоким ставкам.

Налоги на дарение  взимаются также на кантональном уровне. Право на обложение дарения  налогом принадлежит тому кантону, в котором постоянно проживал даритель. Налог взимается с дарителя, а не с одаряемого. В основе вычисления налога на дарение лежат те же положения, что и в основе вычисления налога на наследство.

Налог на имущество

Ежегодно уплачиваемый налог взимается на кантональном уровне; в основе его вычисления лежат следующие догмы:

  • Резиденты на ежегодной основе уплачивают налог на имущество в зависимости от стоимости активов, находящихся на территории Швейцарии;
  • Лица, не являющиеся резидентами, на ежегодной основе уплачивают налог на имущество по активам, полученным от предприятий или недвижимого имущества, находящегося на территории Швейцарии.

Ставка налога различается, в зависимости от кантона. Физические лица, стоимость имущества которых  не достигает определенного уровня, освобождаются от уплаты рассматриваемого налога.


Информация о работе Налоговая система Швейцарии