Налоговая система Вьетнама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой заключается в изучении налоговой системы Вьетнама. Для достижения поставленной цепи были определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие налоговой системы, виды налоговой системы, и функции налогов;
2) исследовать основу налоговой системы Вьетнама, выводить виды классификации налогов Вьетнама, проанализировать действующую налоговую систему, рассмотреть налоги на импорт, на экспорт и возвратный налог, налог на прибыль и на добавленную стоимость.

Содержание

Введение 3
1 Понятие налоговой системы 4
1.1 Общие понятия 4
1.2 Виды налоговой системы 5
1.3 Функции налогов 6
2 Основны налоговой системы Вьетнама 9
2.1 Классификация налогов Вьетнама 9
2.2 Проблемы совершенствования налоговой системы Вьетнама 9
2.2.1 Анализ действующей налогой системы 9
2.2.2 Подоходный налог 11
2.2.3 Налог на импорт и экспорт и возвратный налог 15
2.2.4 Налог на прибыль 15
2.2.5 Налог на добавленную стоимость 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение А Диаграмма подоходного налога в Вьетнама и других странах в 2010 году 28
Приложение Б Диаграмма ставки НДС в 2010 году 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа3.doc

— 372.50 Кб (Скачать документ)

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.[5]

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это поразному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.[5]

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 


2 Основы налоговой системы Вьетнама

2.1 Виды классификации налогов Вьетнама

 

В настоящее время имеет следующие налоги:[6]

1)                 налог на добавленную стоимость;

2)                 налоги на импорт и экспорт;

3)                 налог на добычу нефти и газа;

4)                 акцизы на отдельные группы и виды товаров;

5)                 налог на прибыль;

6)                 платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в государственный бюджет, в краевые, областные бюджеты краёв, областей и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами Вьетнама;

7)                 подоходный налог с физических лиц;

8)                 земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле;Налог на передачу пользования землей;

9)                 налог на использования сельскохозяйственного земли;

10)             акцизный сбор;

Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "1"-"2" и "3" зачисляются в государственный бюджет.[6]

Налоги, указанные в подпунктах "4"-“5”-“6” и "7" являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в региональный бюджет регионов Вьетнама, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, определяются при утверждении регионального бюджета регионов Вьетнама, краевого, областного бюджета области и краев.[6]

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах "8"-“9” и "10" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом.[6]

2.2 Проблемы совершенствование налоговой системы Вьетнамма

2.2.1 Анализ действующей налоговой системы

Действует во Вьетнаме уже 11 лет налоговая система. Она вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник вьетнамских налогов. Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все — от предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновник. Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.[7]

Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. Вьетнаму остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система Вьетнама возникла и с первых же дней своего существования развивается и удерживается в условиях экономического кризиса 1997 (в Восточно-Южной Азии). В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы Вьетнама был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги — высокими или низкими — это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.[7]

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70—80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

2.2.2 Подоходный налог

К числу крупных источников дохода бюджета относится подоходный налог с физических лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, в государственном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибыль корпораций — 10%. В бюджете России удельный вес подоходного налога 33%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то есть почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во Франции — второе место после налога на добавленную стоимость.[8]

В 2010 году в государственном бюджете Вьетнама удельный вес всех налогов взимали 400800 млрд донгов, достигающие 25,2% ВВП. В этом удельный вес подоходного налога достигал более 25%.[9]

По законодательству, введенному в 1992 г., объектом обложения стал совокупный годовой доход физического лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе и увязанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер.[10]

Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.[11]

В состав совокупного годового дохода включаются все выплаты в денежном или натуральном выражении, полученные гражданами на предприятии, в том числе суммы материальных и социальных благ, в частности, оплата предприятиями стоимости коммунальнобытовых услуг, питания, проезда, возмещения платы родителей за детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, товаров, реализованных гражданам по ценам ниже рыночных, путевок на лечение и отдых, кроме путевок в детские учреждения оздоровления и отдыха, лечения, кроме сумм полной или частичной оплаты предприятиями стоимости медицинского обслуживания своих работников и т. д.[11]

Доходы, полученные гражданами в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в «донг»(д) по курсу Центробанка, действующему на дату получения дохода.

Значительные налоговые льготы имеют отдельные категории граждан. У тех же, кто не имеет особых льгот, налогооблагаемый доход за каждый полный месяц уменьшается на сумму однократного размера минимальной месячной оплаты труда.

Совокупный годовой доход граждан дополнительно уменьшается на суммы, перечисляемые на благотворительные цели; удержанные в Пенсионный фонд Вьетнама; суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах размера минимальной месячной оплаты труда за каждый полный месяц. Особо важное значение имеет льгота, освобождающая от налога на срок до трех лет застройщиков или покупателей жилых домов, квартир, дач, садовых домиков в пределах пятитыся чекратного размера минимальной оплаты труда, включая суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных на эти цели.[12]

Доходы, полученные в календарном году за пределами Вьетнама физическими лицами с постоянным местом жительства в Вьетнама, включаются в совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению. Гражданином с постоянным местожительством в нашей стране считается тот, кто провел здесь в календарном году не менее 183 дней. Подданство человека при этом роли не играет.[12]

Иностранцы, проживающие во Вьетнаме более 30 дней, обязаны уплачивать подоходный налог по следующей схеме:

                    проживающие во Вьетнаме от 30 до 183 дней — по фиксированной ставке в 25%

                    иностранцы, проживающие во Вьетнаме от 183 и более дней — по прогрессирующей шкале ставок от 10% до 50%.

Минимальная сумма дохода для исчисления налога составляет 8 млн. вьетнамских донгов. Иностранные инвесторы вправе репатриировать прибыль за границу только после окончания фискального года, подачи налоговой декларации и уплаты соответствующих налогов.Россия и Вьетнам имеют соглашение об избежании двойного налогообложения.

Ставки подоходного налога периодически подвергаются корректировке. Последние изменения были внесены с 23 юлья 2008 г. по протоколу №147/2008/NД-CP. Приказ на ставки подоходного налога физических лиц показываются в таблице:[12]

Таблица1- Подходный налог для вьетнамских граждан и физических лиц с постоянным местом жительства во Вьетнаме

Единица: 1000д

Степень

Доход/месяц

Ставка (%)

1

до           5.000

5

2

Высше   5.000   до   10.000

10

3

Высше  10.000 до   18.000

15

4

Высше  18.000 до   32.000

20

5

Высше  32.000 до   52.000

25

6

Высше  52.000 до   80.000

30

7

Высше  80.000

35

Информация о работе Налоговая система Вьетнама