Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 06:05, курсовая работа
Цель курсовой заключается в изучении налоговой системы Вьетнама. Для достижения поставленной цепи были определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие налоговой системы, виды налоговой системы, и функции налогов;
2) исследовать основу налоговой системы Вьетнама, выводить виды классификации налогов Вьетнама, проанализировать действующую налоговую систему, рассмотреть налоги на импорт, на экспорт и возвратный налог, налог на прибыль и на добавленную стоимость.
Введение 3
1 Понятие налоговой системы 4
1.1 Общие понятия 4
1.2 Виды налоговой системы 5
1.3 Функции налогов 6
2 Основны налоговой системы Вьетнама 9
2.1 Классификация налогов Вьетнама 9
2.2 Проблемы совершенствования налоговой системы Вьетнама 9
2.2.1 Анализ действующей налогой системы 9
2.2.2 Подоходный налог 11
2.2.3 Налог на импорт и экспорт и возвратный налог 15
2.2.4 Налог на прибыль 15
2.2.5 Налог на добавленную стоимость 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение А Диаграмма подоходного налога в Вьетнама и других странах в 2010 году 28
Приложение Б Диаграмма ставки НДС в 2010 году 29
Источник: Baoquangnam.com [Электронный ресурс]: Циркуляр № 04/2007/TT-BTC 21 ноября 2007. О внесении изменений и дополнений в закон Вьетнама «О подоходном налоге с физическихлиц» URL: http://baoquangnam.com.vn/comp
Таблица2 - Для иностранных граждан с постоянным местом жительства во Вьетнаме и для вьетнамских граждан с постоянным местом жительства за границ
Единица: 1000д
Степень | Доход/месяц | Ставка (%) |
1 | До 8.000 | 0 |
2 | Высше 8.000 до 20.000 | 10 |
3 | Высше 20.000 до 50.000 | 20 |
4 | Высше 50.000 до 80.000 | 30 |
5 | Высше 80.000 | 40 |
Источник: Baoquangnam.com [Электронный ресурс]: Циркуляр № 04/2007/TT-BTC 21 ноября 2007. О внесении изменений и дополнений в закон Вьетнама «О подоходном налоге с физическихлиц» URL: http://baoquangnam.com.vn/comp
Можно сказать, что существуют три формы уплаты подоходного налога. Он взимается, во первых, у источника дохода. В частности, так облагаются все доходы по месту основной работы и у других работодателей. Вовторых, если доход получен из двух или более источников и в сумме превышает 20000000д, то подается декларация о доходах в налоговую инспекцию по месту жительства, на основании которой производится перерасчет налога. А третья форма — это налогообложение доходов от предпринимательской деятельности, сюда относятся и лица свободных профессий, например, нотариусы. Для целей налогообложения в этих случаях определяются валовой доход и расходы, связанные с его получением, совокупный годовой (чистый) доход, суммы вычетов и скидок, совокупный годовой облагаемый доход, налоговый период, налоговая ставка, налоговый оклад (в сумме) и сроки уплаты налога. При этом в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, связанные непосредственно с извлечением дохода. Состав расходов определяется применительно к положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Затраты также группируются по элементам: материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда и прочие затраты. Основная разница состоит в том, что суммы убытков, понесенные физическим лицом, не учитываются.
Законодательство о подоходном налоге развивается в направлении наиболее полного учета доходов граждан и расширения базы обложения. Уловить все личные доходы в рыночной экономике — задача весьма непростая, что известно из опыта западных налоговых служб. Во Вьетнаме задача усложняется тем, что из-за низкой заработной платы, невыплат ее, остановкой предприятий люди стали гораздо чаще менять место основной работы, начали активно искать дополнительные возможности заработка. Эти возможности предоставляют кооперативы, где большинство работников трудится по совместительству, малые предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью. Широко практикуется работа по договорам подряда. Свобода торговли вызвала к жизни новый слой мелких предпринимателей, так называемых "челноков" — людей, совершающих челночные рейсы в страны ближнего и дальнего зарубежья с целью покупки и перепродажи различных товаров в розницу или мелким оптом. В этих условиях требуются новые формы налогообложения и новые методы работы налоговых служб. Бессмысленно пытаться контролировать доходы торговца-лоточника или "челнока" в надежде подучить полностью подоходный налог. Невозможно полностью выявить доходы, которые приносит торговый киоск или палатка, независимо от того, принадлежит она юридическому лицу или физическому. В первом случае следует взимать налог на прибыль и прочие, во втором — подоходный налог. Но всем прекрасно известно, что через палатку или киоск пройдет масса неучтенного товара. И никакие контрольно-кассовые машины при этом не помогут.[13]
Следовательно, методы взимания налога должны быть адекватны формам предпринимательской деятельности. Говоря о малом бизнесе и предшествующем ему развитии кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, мы уже отмечали напрасно забытые нашими законодателями методы патентов и регистрационных удостоверений на занятие некоторыми видами предпринимательской деятельности. Самое время вернуться к ним вновь.
А по поводу доходов людей, имеющих более твердое и определенное место работы и несколько источников дохода, можно сказать, что в налоговые инспекции должны поступать сведения не только о дополнительных, но и об основных доходах. Тогда у них будет иметься полнота представлений о размерах подлежащего уплате подоходного налога.
2.2.3 Налоги на импорт и экспорт и возвратный налог
1 Налоги на импорт и экспорт
Пошлины на импорт во Вьетнаме подразделяются на три категории:
стандартная ставка, которая обычно на 50% больше льготной, применяется для тех стран, что не подписали с Вьетнамом соглашения о пошлинных тарифах [14]
льготная ставка применяется для стран, подписавших соглашение о пошлинных тарифах (примерно 70 стран) особо льготная ставка (от 0% до 5%) применяется для стран азиатского региона, подписавших с Вьетнамом соответствующее соглашение (за исключением алкогольной продукции, на которую действует ставка в размере 100% ).[14]
Ставки импортных пошлин также зависят от вида продукции.
Иностранные инвесторы освобождены от импортных пошлин на товары, ввезённые в качестве уставного взноса.[14]
2 Возвратный налог
В возвратный налог у источника попадают следующие налоги:
на дивиденды по ставке 10% или иной ставке, если это предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения
на роялти по ставке 10%, за исключением случая, когда авторские права являются частью вносимых в уставной капитал средств на лизинговые операции по ставке 5% удерживается с предполагаемой прибыли и по ставке 5% в виде НДС. От данного налога освобождаются сделки по лизингу самолетов и судов, которые не могут быть произведены во Вьетнаме, а потому импортируются.
В 2010 году в государственном бюджете Вьетнама налого на импорт и экпорт составляет более 20%.[15]
Одним из главных доходных источников государственного бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль предприятий и организаций. Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству Вьетнама, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Вьетнама.[15]
По этому закону, следующие деятельности не должны платить налоги на прибыль:
Деятельности, которые платят налоги на прибыль по закону иностранной инвестиции.
Деятельности земледелия
Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себе стоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.[16]
Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.
При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.
В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая финансовая помощь).
Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы рентных платежей, вносимых в бюджет из прибыли; доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Вьетнама; доходов казино, видео салонов, от проката видео и аудиокассет, от игровых автоматов с денежным выигрышем; прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, прибыли от посреднических операций и сделок. Перечисленные виды налогов облагаются отдельно. Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, вносят налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
При исчислении прибыли для целей налогообложения наиболее важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг). Опыт работы Государственной налоговой инспекции свидетельствует, что именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения те, кто пытается уйти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат можно производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включаются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвержденных нормативов. Примером последних являются командировочные расходы, представительские расходы и т. п.
Современное предприятие может не только получать доходы в иностранной валюте, но и нести расходы в валюте. Они в пределах перечисленных выше статей учитываются в составе себестоимости продукции. Основной вопрос здесь — определить точно день расходов, так как они тоже пересчитываются в рубли по курсу центробанка. При приобретении за иностранную валюту материальных ценностей берется курс центробанка на дату оприходования их в бухгалтерском учете, а при импортных операциях датой служит день составления грузовой таможенной декларации. Расходы по оплате каких-либо выполненных для предприятия работ или услуг, произведенные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату составления актов принятия работ (услуг). Если в иностранной валюте выплачена заработная плата, берется курс валют на последний календарный день того периода, за который она начислена. Затраты, произведенные за счет средств, выданных под отчет, пересчитываются в рубли по курсу, установленному на день утверждения авансового отчета.
За пять лет с 2003 г. до 2007 ставка налога на прибыль предприятий и организаций несколько раз претерпевала изменения. Для предприятия данный налог уменьшился с 32% в 1998 г. до 28% в 2007 г. C 1 января 2009 налог на прибыль предприятий и организаций уменьшился до 25% подходит к развитию экономики страны. Теперь законодательные органы субъектов Государства могут устанавливать ставку налога на прибыль 25%.[17]
Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Вьетнаме, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Вьетнама.
Сумма прибыли, полученная за пределами Вьетнама, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению. В состав затрат, имевших место для получения дохода за границей, включается и сумма уплаченного там налога на прибыль. Но при этом размер засчитываемой суммы не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Вьетнаме по прибыли, полученной за границей.
Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо государственным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы страны. С самого начала он был определен в качестве регулирующего источника доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Государства и местные бюджеты по расчетам Минфина Вьетнама. А затем нормативы были узаконены, региональные власти получили широкие полномочия в установлении своей части налога. Эти полномочия касаются и налоговых льгот. В настоящее время налог на прибыль стоит на первом месте среди доходных статей регионов.