Налоговый
контроль как особый организационно-правовой
механизм можно понимать как
в широком смысле, так и в
узком. В широком смысле налоговый
контроль охватывает все сферы
деятельности уполномоченных органов,
включая осуществление налогового
учета, налоговых проверок и
другое, а также все сферы деятельности
контролируемых субъектов, связанные
с уплатой налогов и сборов
(учет объектов налогообложения,
соблюдение сроков и порядка
уплаты налогов и сборов, порядок
представления налоговой отчетности
и т.д.). В узком смысле под
налоговым контролем понимается
только проведение налоговых
проверок уполномоченными органами.
Контроль как
функция управления реализуется
на практике посредством совокупности
взаимосвязанных действий в режиме
прямых и обратных связей (Прил.4).
Информация
о фактическом состоянии объекта
не обеспечивает разработку и
принятие эффективных решений.
Такая информация дополняется
целым рядом сведений, основной
перечень которых приведен в Прил.5.
Систематизацию
точек зрения исследователей
на число и содержание функций
налогового контроля можно представить
следующим образом (Прил.6)10.
Гл.2 Порядок организации
налоговых служб в Великобритании
и Канаде.
2.1 Принципы создания
нормативно- правовой базы в сфере налогового
регулирования.
Нормативно-правовая
база в сфере налогового регулирования
зарубежных стран представляет
собой систему нормативных актов,
включающих международные договоры,
регламенты, утверждаемые Комиссией
ЕС, конституции государств, налоговые
кодексы и общие законы о
налогах.
Первое место
в системе налогового законодательства
занимают регламенты, утверждаемые
Комиссией ЕС,- правовые акты общего
и прямого действия. Они предназначены
для закрепления наиболее важных
решений институтов ЕС по вопросам,
не урегулированным налоговым
законодательством государств- членов.
В частности, путем принятия регламента
учреждаются налоги или закрепляются
отдельные элементы налога.
С целью гармонизации
национальных законодательств Совет
и Комиссия ЕС принимают директивы,
позволяющие сблизить национальные
правовые нормы в установленные
сроки для решения интеграционных
задач без существенного нарушения
налогового суверенитета государств-членов.
Директивы,
принятые в отношении налогов,
можно разделить на две группы:
- Директивы, устанавливающие единые требования к определению элементов налогов государств-членов и закрепляющие порядок взаимодействия их налоговых органов (например, Директива от 23.07.1990 № 90/435 об общей системе налогообложения материнских и дочерних компаний в разных государств-членах и др.);
- Директивы, вносящие изменения и дополнения в принятые ранее директивы (например, Директива № 84/386 о внесении изменений и дополнений в Шестую Директиву о НДС и т.д.)11.
Существенное
место в системе источников
налогового права большинства
стран занимают международные
договоры.
Порядок правового
регулирования налогов в ЕС
во многом определяется сложившимися
в сообществах подходами к
проведению интеграционной налоговой
политики и выбором наиболее эффективных
юридических средств достижения их целей,
установленных в ст.2 и 3 Договора о ЕС..
Однако в
каждом отдельном государстве
налоговое право формировалось
на основе сложившихся правовых
традиций и особенностей развития
конкретной финансовой системы.
По мере формирования в Европе
общего рынка в этих государствах
формировалась двухуровневая система
европейского налогового права,
в основу которой были положены
принципы права ЕС. Причем ее
функционирование основано на
разграничении налоговой юрисдикции
и разделении налоговых доходов
государств и сообществ.
В ряде государств
вопросы разграничения компетенции
центральных и местных органов
власти в сфере налоговых отношений
находят продолжение в конституционных
законах, принимаемых в развитие
и на основе прямого предписания
конституции. При этом конституционные
законы не имеют широкого распространения
в качестве источников налогового
права. Лишь в некоторых европейских
государствах законодатель считает
необходимым ввести в этот
вид законов финансово- правовые
нормы, которые можно разделить на нормы,
разграничивающие компетенцию центральных
и местных органов государства в области
финансов (налогов), и нормы, определяющие
виды государственных и местных доходов
(налогов)12.
Налоговые
кодексы, как одна из форм
универсальных законов, охватывают
практически все аспекты налогообложения
и являются наиболее полным
источником налогового права,
содержащим исчерпывающий перечень
материальных и процессуальных
норм о налогообложении. Значение
кодексов в системе источников
определяется не только их
обширным содержанием, позволяющим
подробно регулировать различные
виды налоговых отношений, но
и большим влиянием на развитие
налогового права в целом.
Деятельность
по осуществлению налогового
администрирования в Российской
Федерации регулируется законодательством
о налогах и сборах- Налоговым
Кодексом Российской Федерации, принятыми
в соответствии с ним федеральными законами
о налогах и сборах, а также иными не противоречащими
налоговому законодательству нормативно-правовыми
актами.
В соответствии
с п.1 статьи 82 НК РФ налоговый
контроль- деятельность уполномоченных
органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах и сборах13.
Общие законы
о налогах действуют наряду
с законами, регулирующими отдельные
виды налогов и налогового администрирования.
2.2 Порядок организации
налоговых служб в Великобритании
и Канаде.
Главный правительственный
орган, осуществляющий управление
и регулирование налоговой системы
Великобритании,- Казначейство. Оно
представляет единственный в
своем роде государственный финансовый
институт, не имеющий аналогов
в других странах, и является
одним из самых древних и
сохранившихся конституционных
учреждений страны. Это главное
министерство в правительстве.
Его исторически сложившиеся
полномочия шире по сравнению
с министерством финансов России. Казначейство
отвечает за разработку общей экономической
стратегии страны.
Значительное
число секретарей выполняют различные
функции под руководством старших
чиновников управления.
Законодательством
России предусматривается обязательное
участие государства в налоговых правоотношениях
в лице уполномоченных органов, к которым
относятся Федеральная налоговая служба
и ее территориальные подразделения. В
случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями
налоговых органов обладают таможенные
органы, финансовые органы, органы внутренних
дел и следственные органы- при решении
вопросов, отнесенных НК РФ к их компетенции.
Осуществляя свои функции в сфере налогообложения,
налоговые, таможенные, финансовые и следственные
органы взаимодействуют в пределах, установленных
законодательством РФ о налогах и сборах.
Налоговое законодательство
(рис.2) в Великобритании утверждается
правительством14.
Минфин России
является федеральным органом исполнительной
власти, обеспечивающим проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и валютной
политики в России и координирующим деятельность
в этой сфере иных органов.
Функции Минфина
России: разработка проектов федеральных
законов и актов Президента
и Правительства РФ по вопросам:
налоговой политики, политики в
сфере таможенных платежей в
части исчисления и порядка
их уплаты, избежания двойного налогообложения
доходов и имущества, а также по другим
налоговым вопросам.
Минфин России осуществляет распределение
доходов от уплаты федеральных налогов
и сборов между уровнями бюджетной системы.
Рис. 2 Налоговое
законодательство Великобритании
Право регулировать
вопросы практического применения
налогового законодательства обычно
предоставляется специальному органу-
тайному совету (Privy council), министрам и Управлению
внутренних доходов (Board of inland revenue). В целях
разъяснения и уточнения прав налоговых
органов ими даются инструкции , так называемые
приказы Тайного совета (orders in council). Примерами
такого приказа могут служить соглашение
об избежании двойного налогообложения,
инструкция действующих налоговых правил
(statutori instruments), частью которой является
система взимания подоходного налога
с физических лиц (pay-as-you-earn).
Организация
налоговой службы Великобритании
возложена на два правительственных департамента,
подотчетных казначейству:
- Управление внутренних
доходов (УВД);
- Управление пошлин и
акцизов (УПА)15.
Поскольку
налоговые отношения- специфическая
сфера отношений государства и налогоплательщиков,
налоговое администрирование в Российской
Федерации как специфичный вид контроля
осуществляется специально уполномоченными
на то государственными органами- налоговыми
органами.
Налоговые
органы- единая централизованная система
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты (
перечисления) в бюджетную систему Российской
Федерации налогов и сборов ( ст. 30 НК РФ).
Обязанностью налоговых органов
является осуществление контроля
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, а также принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актов16.
Формально
УВД Великобритании является самостоятельным
правительственным учреждением. В его
функции входит непосредственный контроль
за взиманием налогов с юридических и
физических лиц (подоходного налога, налогов
на капитал, гербового сбора). В административном
отношении этот контроль осуществляет
контора главного налогового инспектора
(chief inspector of taxes), находящаяся в Лондоне.
Главному инспектору подчинено 700 районных
контор, с помощью которых производится
непосредственный сбор налогов с населения
и организованы информационная и консультационная
службы. В районных конторах работает
значительный штат налоговых инспекторов,
изучающих счета промышленных предприятий
и личные счета, осуществляющих оценку
суммы обложения, санкционирующих пересчет
и возврат платежей и представляющих интересы
УВД в спорных вопросах в суде17.
В ведении
УПА находится вся система
косвенного обложения (за исключением
гербового сбора). УПА имеет широкую
сеть территориальных отделений,
на которые возложены функции
непосредственного сбора информации,
регистрации и обработки деклараций.
Структура
налоговых органов Великобритании
представлена на Прил. 7.
Органы местного
самоуправления Великобритании
отвечают за эффективное социально-экономическое
развитие подведомственных им
территорий и достижение социального
благополучия населения.
Контроль и
регулирование налогов в Великобритании
осуществляется государственными
органами на высоком уровне, то
есть проводятся постоянные проверки
налогоплательщиков и выявленные малейшие
нарушения строго наказываются в соответствии
с законодательством.
Взиманием
налогов и сборов в Канады занимается
Канадское агентство таможни и сборов,
которое подотчетно Парламенту через
министра по национальным доходам, входящего
в Кабинет министров Канады (рис.3).
Специальные
налоговые службы в провинции
Альберта, Квебек, Онтарио
Провинциальные
отделения агентства (сбор провинциальных
налогов)
Парламент
Канадское
агентство таможни и сборов (контроль
за соблюдением налогового законодательства;
сбор федеральных налогов)
Министр
по национальным доходам
Рис.3 Структура налоговой
службы Канады
Агентство
создано вместо упраздненного
Министерства доходов. Подобное
изменение в системе органов
исполнительной власти осуществлено
с целью придания налогообложению
характер услуг, оказываемых налогоплательщикам
налоговыми органами. В задачи
Агентства входит контроль за соблюдением
налогового законодательства (более 180
законов). При этом сотрудники Агентства,
общая численность которых составляет
45 тыс. человек, наделены правом толкования
законодательных актов о налогах. Федеральные
налоги взимаются повсеместно Агентством
через его отделения, расположенные на
всей территории страны. Лишь в провинции
Квебек федеральные налоги собираются
провинциальным министерством доходов.
Можно сделать
вывод, что Канадское агентство
таможни и сборов- это и есть российская
Федеральная налоговая служба, взимаемые
налоги повсеместно через свои отделения,
расположенные по всей территории страны.