На большей части
территории Канады Агентство также взимает
провинциальные налоги, в частности подоходный
налог, за символическую плату на основе
специальных соглашений, заключенных
между центром и территориями. Собранные
таким образом налоги перечисляются Агентством
провинциям в течение года с периодичностью
2-4 выплаты в месяц. Исключение составляют
провинции Альберта, Квебек, Онтарио, не
подписавшие подобных соглашений.
Состав контролируемых
налогоплательщиков включает 23,3 млн
физических лиц и 1,2 млн корпораций. В структуре
податного состава выделяются 2 млн плательщиков
налога на товары и услуги и 1,3 млн работодателей18.
В провинции
каждому налогоплательщику присваивается
идентификационный номер (tax name) в
пределах федерации учет ведется с помощью
социального идентификационного номера
(SIN). В отличие от России, идентификационный
номер канадского налогоплательщика единый
для пенсий и налогообложения. Сформирована
единая база данных о налогоплательщиках
Канады, которая используется с помощью
программного продукта для выявления
налоговых правонарушений и сигнала для
проведения аудита специалистами Агентства.
У каждого
аудитора Агентства имеется ноутбук
с программой, формой документов,
массивом информации из базы
данных, справочниками, методическими
и нормативными документами. Декларации
и отчетность налогоплательщикам
можно сдавать в электронном
виде19.
Гл.3 Использование
зарубежного опыта для совершенствования
налоговой системы России.
3.1 Возможности
использования опыта налогообложения
Великобритании в России.
Британская
налоговая система, являясь довольно
сложной, определяет более льготные
условия налогообложения по сравнению
с Россией и большинством других
европейских стран за счет
значительно более низких обязательных
социальных налогов при стимулировании
добровольных пенсионных взносов
и сбережений и несколько более
низкой ставки НДС.
Сотрудничество
между Великобританией и Россией
регламентируется Конвенцией об
избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения
в отношении налогов на доходы и прирост
стоимости имущества от 15 февраля 1994г.
Конвенция ратифицирована 19 марта 1997г.
Трансферт дивидендов компаний между
странами облагается налогом по ставке,
не превышающей 10% валовой суммы дивидендов.
Специфично определение недвижимого имущества:
в целом действует определение Гражданского
кодекса РФ, но не рассматривают в качестве
таковых морские и воздушные суда.
Основные направления
налоговой политики Российской Федерации
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014
годов подготовлены в рамках составления
проекта федерального бюджета на очередной
финансовый год и двухлетний плановый
период.
Принципиальные
отличия британской налоговой
системы от российской заключаются
в следующем (Прил. 8)20.
Интересен
опыт Великобритании в установлении
и взимании налога на добавленную
стоимость применительно к России.
НДС в Великобритании составляет
значительную долю в общих
налоговых поступлениях.
Использование
НДС в качестве существенного
источника бюджетных поступлений
наглядно демонстрирует принципиальную
позицию британского правительства,
выражающуюся в перенесении основного
акцента фискальной политики
с прямых налогов на косвенные.
Первоначально
ставка НДС равнялась 10%, а затем
была снижена до 8%. Позже началось
постепенное ее увеличение, и
на сегодняшний день налоговая
система предусматривает использование
двух ставок НДС- стандартной, которая
составляет 17,5% и нулевой. Стандартная
ставка может изменяться ежегодным парламентским
актом о финансах. Кроме того, через механизм
делегирования законодательства казначейство
в определенных случаях вправе изменять
ставку НДС на 25% от существующей, то есть
уменьшить ее до 13, 125% или увеличить до
21,875%. Нулевая же ставка НДС означает, что
товар попадает под обложение НДС, но налоговый
оклад рассчитывается по ставке 0%. При
этом применение нулевой ставки НДС более
выгодно налогоплательщику, чем освобождение
от налога, так как лицо, реализующее товар,
вправе зарегистрироваться как плательщик
НДС и потребовать возврата ранее уплаченных
сумм по НДС21.
Перечень товаров
и услуг, облагаемых по нулевой
ставке, содержится в списке 5 Закона
о НДС 1983г. В него включены
продукты питания, кроме некоторых
видов кондитерских изделий, а
также продуктов, реализуемых
в ресторанах, барах, кафе и
пр.; печатная продукция, детская
одежда и обувь; некоторые услуги
во внешнеэкономической сфере
(реклама, банковские- услуги и др.),
а также экспортируемые товары; вода, топливо
и энергия для домашнего пользования;
транспортные услуги; почтовые и финансовые
услуги; ритуальные услуги; услуги по строительству
и ремонту жилья.
Кроме этого
перечня, существует перечень
товаров и услуг, не облагаемых
НДС (список 6 Закона о НДС 1983г.).
К ним относятся страхование
и услуги страховых брокеров,
некоторые виды доходов (проценты,
арендная плата), услуги в сфере
государственного и частного
образования, медицинские услуги, оказываемые
терапевтами и дантистами, комиссионное
вознаграждение биржевых брокеров. Любопытно,
что лица, занимающиеся осуществлением
таких услуг, не могут зарегистрироваться
в качестве плательщика НДС, а следовательно,
и рассчитывать на возврат уже уплаченных
ранее сумм по НДС.
На сегодняшний
день поступления в бюджет
от НДС составляют 66,6 млрд фунтов
стерлингов в год, а плательщиком налога
является любое лицо, занимающееся реализацией
облагаемых НДС товаров или услуг и зарегистрированное
в качестве налогоплательщика.
Особый интерес
представляет система регистрации
плательщиков НДС, на которой,
собственно, и основана вся схема
контроля за поступлениями от этого налога.
Определить, нужно регистрироваться или
нет, довольно просто: для этого надо убедиться,
что совершаемая сделка с товарами (услугами)
подлежит налогообложению (то есть не
перечислена в списке 6 Закона о НДС 1983г.)
и оборот превышает регистрационный лимит
(5500 фунтов стерлингов). Регистрация производится
путем заполнения и передачи в территориальный
офис формы 1 по уплате НДС. В подтверждение
регистрации выдается сертификат статуса
налогоплательщика. Плательщику присваивается
также регистрационный номер, который
он должен указывать на всех декларациях
и инвойсах НДС22.
Основной обязанностью
плательщиков является правильное
ведение записей своих четов.
Так, налоговые декларации должны
содержать сведения о всех сделках
с товарами, облагаемыми НДС, освобожденными
от его уплаты или облагаемыми по нулевой
ставке. Важное значение для определения
размера НДС имеет и так называемый налоговый
пойнт- момент предоставления товара (услуги)
контрагенту, с помощью которого определяется
величина ставки налога. Существенная
роль в механизме взимания НДС отводится
также инвойсу на НДС- документу, служащему
единственным доказательством уплаты
НДС, без которого невозможно вернуть
уплаченные по этому налогу суммы. Инвойс
выписывается каждому покупателю товара
или услуги, зарегистрированному в качестве
плательщика НДС, в течение 30 дней со дня
совершения продажи. Обычно в нем указываются:
регистрационный номер покупателя; налоговый
пойнт; имя, юридический адрес и регистрационный
номер продавца; наименование и юридический
адрес покупателя; вид сделки; описание
предмета сделки; количество товара (объем
услуг); применяемая ставка налога; стоимость
товара без НДС; общая сумма сделки без
НДС; общая сумма НДС23.
Существует
мнение, что НДС дорогостоящ в
управлении и регрессивен по
своей природе. Он требует многочисленных
налоговых служб, дорогостоящих
компьютеров, значительных накладных
расходов предпринимателей. Однако
каждая из этих неприятных
черт НДС может быть сведена
к минимуму путем использования
имеющихся резервов. В частности,
в большинстве стран 60-70% поступлений
от НДС приходится лишь на 10-15%
предпринимателей. Выделив эту небольшую
группу, дающую наибольший налоговый
платеж, можно избежать необходимости
тотальной проверки документации
значительного числа мелких предпринимателей,
ограничившись по отношению к
ним лишь контрольными инспекциями,
сконцентрировав силы финансовых
органов на наиболее продуктивных
участках работы. Установление единой
ставки или минимальная дифференциация
налога также значительно упрощают
систему функционирования и обслуживания
НДС. Подобная политика удовлетворяет
и таким целям, как достижение
нейтральности налога, противодействие
уклонению от обложения. Мировой
опыт взимания НДС показал,
что из-за высоких фиксированных
издержек и административной
сложности этого налога его
оптимальная ставка должна составлять
10-15%. Только в этом случае можно
сократить издержки на его
взимание до 2% получаемых от него
поступлений.
3.2 Возможность
использования опыта налогообложения
Канады в России.
Рассматривая
налоговую систему Канады, можно
отметить ряд элементов, характерных
и для российской системы налогообложения
и в целом для России.
Канада, как
и Россия- федеративное государство,
причем основные элементы федерализма
в общественных отношениях просматриваются
достаточно ярко и отчетливо ( наличие
трехуровневой налоговой системы).
Дифференциация
душевых бюджетных доходов между
различными субъектами федерации
здесь весьма значительна, хотя
и уступает России.
Эта страна
занимает значительную территорию,
в том числе и северных районов,
что не может не влиять на
механизм экономических и финансовых
отношений в бюджетной сфере.
Канаду, как
и Россию, можно отнести к числу
стран с некоторой напряженностью
в отношениях между федерацией
и субъектами из-за межнациональных
проблем.
Обе страны
являются большими федеративными
государствами, в том числе
со значительными северными территориями;
для них характерна межрегиональная
дифференциация душевых бюджетных
доходов (хоть и в разной
степени); обе страны многонациональны.
Ожидание сходства налоговых
систем связывается также с
высокой активностью, помощью
и многочисленными рекомендациями
западных коллег по внедрению
в переходную экономику России
действующих у них процедур, законодательных
норм и правил в сфере налогообложения.
И тем не менее существуют принципиальные
отличия налоговых систем Канады и России,
хотя именно между ними, как предполагалось,
такие различия должны были быть минимальны
(Прил.9)24.
Первое отличие-
наличие (в канадской модели) и отсутствие
(в российской) конституционного разграничения
налоговых полномочий обеих составляющих
государственной власти, Если в Канаде
провинции, как и федеральный уровень,
самостоятельны (в пределах, заданных
Конституцией и юридическими соглашениями
между уровнями) в определении права, величин
и объектов налогообложения, то российская
Конституция не оговаривает различие
налоговых полномочий. В ней закреплено
положение о совместной компетенции федерации
и ее субъектов в налоговой сфере.
Другое крупное
отличие сравниваемых систем
налогообложения- иерархический характер
нашей страны. Российская налоговая система
базируется на доминировании федеральных
налогов при предоставлении региональным
властям некоторых прав в части уточнения
налоговой базы и ставок. Единая налоговая
служба федерального подчинения администрирует
налоги как федеральные, так и субъектов
федерации, так и местные. Канадская же
модель предоставляет налоговые полномочия
обеим ветвям государственной власти-
федеральной и провинциальной.
Эффективности
налоговой системы Канады способствует
то обстоятельство, что при высокой
степени самостоятельности государственных
органов различного уровня налоговые
системы федерального правительства,
провинций и муниципалитетов
взаимосвязаны и взаимозависимы,
что придает налоговой системе
комплексный и единый характер.
Этому способствует и порядок
расходования средств бюджетов.
В Канаде осуществляется большое
количество совместно финансируемых
федерально- провинциальных и провинциально-
муниципальных программ экономического
и социального развития. Нижестоящие бюджеты
получают регулярные дотации из вышестоящих.
Значительные суммы при этом идут в бюджеты
экономически отсталых провинций, чтобы
уравнять бюджетные расходы на душу населения.
Конкуренция провинций за привлечение
капитальных вложений препятствует увеличению
налогов и ведет к выравниванию в целом
по стране налогового давления25.
ФНС России,
понимая важность технологического
развития, в 2010 году начала комплексную
модернизацию налоговых органов,
построив концепцию развития Службы,
в первую очередь, на основе развития технологий.
Работа по модернизации началась с проведения
реинжиниринга всех технологических процессов
налоговых органов, которых более трехсот.
На основе полученных результатов сегодня
идет проектирование и моделирование
новых бизнес-процессов ФНС России. Предполагается
создание так называемого «налогового
автомата». То есть в каждом бизнес-процессе
будут выделены процедуры, которые выполняются
автоматически.
ФНС России
активно сотрудничает с зарубежными
налоговыми администрациями, при
этом обмен опытом происходит
не только по вопросам налогообложения,
но и в области применяемых
технологических решений для
улучшения качества налогового
администрирования.
Заключение.
Исходя из всего
вышесказанного, можно сделать выводы,
что налоговое администрирование - наиболее
социально выраженная сфера управленческих
действий. Недостатки налогового администрирования
приводят к уменьшению поступлений налогов
в бюджет, увеличивают вероятность налоговых
правонарушений, затрудняют межбюджетные
отношения регионов с федеральным центром
и, в конечном итоге, усиливают социальную
напряженность в обществе, создавая ощущение
несправедливости налогообложения.
Налоговым администрациям
предоставлены широкие полномочия, определять
налоговую базу, проверять информацию,
поступающую от налогоплательщиков и
третьих лиц, и собирать требуемые налоги.
Права на защиту частной жизни, конфиденциальность
доступа к информации и апелляции на решения
администрации являются основными правами
демократических обществ. Чтобы сложные
налоговые системы функционировали эффективно,
требуется высокая степень сотрудничества
с налогоплательщиками. Этого сотрудничества
легче добиться в том случае, когда налогоплательщики
считают систему справедливой и их основные
права четко сформулированы и уважаются.