Налоговое администрирование зарубежных стран. На приме США и Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование налогового администрирования зарубежных стран. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Полно и всесторонне охарактеризовать налоговое администрирование в зарубежных странах;
2. Понять какую роль в налоговом администрировании занимает налоговое администрирование в зарубежных странах;

Работа состоит из  1 файл

Курсов. НСЗС переделан.docx

— 108.75 Кб (Скачать документ)

     На большей части территории Канады Агентство также взимает провинциальные налоги, в частности подоходный налог, за символическую плату на основе специальных соглашений, заключенных между центром и территориями. Собранные таким образом налоги перечисляются Агентством провинциям в течение года с периодичностью 2-4 выплаты в месяц. Исключение составляют провинции Альберта, Квебек, Онтарио, не подписавшие подобных соглашений.

     Состав контролируемых  налогоплательщиков включает 23,3 млн физических лиц и 1,2 млн корпораций. В структуре податного состава выделяются 2 млн плательщиков налога на товары и услуги и 1,3 млн работодателей18.

     В провинции  каждому налогоплательщику присваивается  идентификационный номер (tax name) в пределах федерации учет ведется с помощью социального идентификационного номера (SIN). В отличие от России, идентификационный номер канадского налогоплательщика единый для пенсий и налогообложения. Сформирована единая база данных о налогоплательщиках Канады, которая используется с помощью программного продукта для выявления налоговых правонарушений и сигнала для проведения аудита специалистами Агентства.

     У каждого  аудитора Агентства имеется ноутбук  с программой, формой документов, массивом информации из базы  данных, справочниками, методическими  и нормативными документами. Декларации  и отчетность налогоплательщикам  можно сдавать в электронном  виде19.

    

Гл.3 Использование  зарубежного опыта для совершенствования  налоговой системы России.

3.1 Возможности  использования опыта налогообложения  Великобритании в России.

     Британская  налоговая система, являясь довольно  сложной, определяет более льготные  условия налогообложения по сравнению  с Россией и большинством других  европейских стран за счет  значительно более низких обязательных  социальных налогов при стимулировании  добровольных пенсионных взносов  и сбережений и несколько более  низкой ставки НДС.

     Сотрудничество  между Великобританией и Россией  регламентируется Конвенцией об  избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994г. Конвенция ратифицирована 19 марта 1997г. Трансферт дивидендов компаний между странами облагается налогом по ставке, не превышающей 10% валовой суммы дивидендов. Специфично определение недвижимого имущества: в целом действует определение Гражданского кодекса РФ, но не рассматривают в качестве таковых морские и воздушные суда.

     Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

     Принципиальные  отличия британской налоговой  системы от российской заключаются в следующем (Прил. 8)20.

     Интересен  опыт Великобритании в установлении  и взимании налога на добавленную  стоимость применительно к России. НДС в Великобритании составляет  значительную долю в общих  налоговых поступлениях.

     Использование  НДС в качестве существенного  источника бюджетных поступлений  наглядно демонстрирует принципиальную  позицию британского правительства,  выражающуюся в перенесении основного  акцента фискальной политики  с прямых налогов на косвенные.

     Первоначально  ставка НДС равнялась 10%, а затем  была снижена до 8%. Позже началось  постепенное ее увеличение, и  на сегодняшний день налоговая  система предусматривает использование  двух ставок НДС- стандартной, которая составляет 17,5% и нулевой. Стандартная ставка может изменяться ежегодным парламентским актом о финансах. Кроме того, через механизм делегирования законодательства казначейство в определенных случаях вправе изменять ставку НДС на 25% от существующей, то есть уменьшить ее до 13, 125% или увеличить до 21,875%. Нулевая же ставка НДС означает, что товар попадает под обложение НДС, но налоговый оклад рассчитывается по ставке 0%. При этом применение нулевой ставки НДС более выгодно налогоплательщику, чем освобождение от налога, так как лицо, реализующее товар, вправе зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать возврата ранее уплаченных сумм по НДС21.

     Перечень товаров  и услуг, облагаемых по нулевой  ставке, содержится в списке 5 Закона  о НДС 1983г. В него включены  продукты питания, кроме некоторых  видов кондитерских изделий, а  также продуктов, реализуемых  в ресторанах, барах, кафе и  пр.; печатная продукция, детская  одежда и обувь; некоторые услуги  во внешнеэкономической сфере  (реклама, банковские- услуги и др.), а также экспортируемые товары; вода, топливо и энергия для домашнего пользования; транспортные услуги; почтовые и финансовые услуги; ритуальные услуги; услуги по строительству и ремонту жилья.

     Кроме этого  перечня, существует перечень  товаров и услуг, не облагаемых  НДС (список 6 Закона о НДС 1983г.). К ним относятся страхование  и услуги страховых брокеров, некоторые виды доходов (проценты, арендная плата), услуги в сфере  государственного и частного  образования, медицинские услуги, оказываемые терапевтами и дантистами, комиссионное вознаграждение биржевых брокеров. Любопытно, что лица, занимающиеся осуществлением таких услуг, не могут зарегистрироваться в качестве плательщика НДС,  а следовательно, и рассчитывать на возврат уже уплаченных ранее сумм по НДС.

     На сегодняшний  день поступления в бюджет  от НДС составляют 66,6 млрд фунтов стерлингов в год, а плательщиком налога является любое лицо, занимающееся реализацией облагаемых НДС товаров или услуг и зарегистрированное в качестве налогоплательщика.

     Особый интерес  представляет система регистрации  плательщиков НДС, на которой,  собственно, и основана вся схема  контроля за поступлениями от этого налога. Определить, нужно регистрироваться или нет, довольно просто: для этого надо убедиться, что совершаемая сделка с товарами (услугами) подлежит налогообложению (то есть не перечислена в списке 6 Закона о НДС 1983г.) и оборот превышает регистрационный лимит (5500 фунтов стерлингов). Регистрация производится путем заполнения и передачи в территориальный офис формы 1 по уплате НДС. В подтверждение регистрации выдается сертификат статуса налогоплательщика. Плательщику присваивается также регистрационный номер, который он должен указывать на всех декларациях и инвойсах НДС22.

     Основной обязанностью  плательщиков является правильное  ведение записей своих четов.  Так, налоговые декларации должны  содержать сведения о всех сделках с товарами, облагаемыми НДС, освобожденными от его уплаты или облагаемыми по нулевой ставке. Важное значение для определения размера НДС имеет и так называемый налоговый пойнт- момент предоставления товара (услуги) контрагенту, с помощью которого определяется величина ставки налога. Существенная роль в механизме взимания НДС отводится также инвойсу на НДС- документу, служащему единственным доказательством уплаты НДС, без которого невозможно вернуть уплаченные по этому налогу суммы. Инвойс выписывается каждому покупателю товара или услуги, зарегистрированному в качестве плательщика НДС, в течение 30 дней со дня совершения продажи. Обычно в нем указываются: регистрационный номер покупателя; налоговый пойнт; имя, юридический адрес и регистрационный номер продавца; наименование и юридический адрес покупателя; вид сделки; описание предмета сделки; количество товара (объем услуг); применяемая ставка налога; стоимость товара без НДС; общая сумма сделки без НДС; общая сумма НДС23.

     Существует  мнение, что НДС дорогостоящ в  управлении и регрессивен по  своей природе. Он требует многочисленных  налоговых служб, дорогостоящих  компьютеров, значительных накладных  расходов предпринимателей. Однако  каждая из этих неприятных  черт НДС может быть сведена  к минимуму путем использования  имеющихся резервов. В частности,  в большинстве стран 60-70% поступлений  от НДС приходится лишь на 10-15% предпринимателей. Выделив эту небольшую  группу, дающую наибольший налоговый  платеж, можно избежать необходимости  тотальной проверки документации  значительного числа мелких предпринимателей, ограничившись по отношению к  ним лишь контрольными инспекциями,  сконцентрировав силы финансовых  органов на наиболее продуктивных  участках работы. Установление единой  ставки или минимальная дифференциация  налога также значительно упрощают  систему функционирования и обслуживания  НДС. Подобная политика удовлетворяет  и таким целям, как достижение  нейтральности налога, противодействие  уклонению от обложения. Мировой  опыт взимания НДС показал,  что из-за высоких фиксированных  издержек и административной  сложности этого налога его  оптимальная ставка должна составлять 10-15%. Только в этом случае можно  сократить издержки на его  взимание до 2% получаемых от него  поступлений.

3.2 Возможность  использования опыта налогообложения  Канады в России.

     Рассматривая  налоговую систему Канады, можно  отметить ряд элементов, характерных  и для российской системы налогообложения  и в целом для России.

     Канада, как  и Россия- федеративное государство, причем основные элементы федерализма в общественных отношениях просматриваются достаточно ярко и отчетливо ( наличие трехуровневой налоговой системы).

     Дифференциация  душевых бюджетных доходов между  различными субъектами федерации  здесь весьма значительна, хотя  и уступает России.

     Эта страна  занимает значительную территорию, в том числе и северных районов,  что не может не влиять на  механизм экономических и финансовых  отношений в бюджетной сфере.

     Канаду, как  и Россию, можно отнести к числу  стран с некоторой напряженностью  в отношениях между федерацией  и субъектами из-за межнациональных  проблем.

     Обе страны  являются большими федеративными  государствами, в том числе  со значительными северными территориями; для них характерна межрегиональная  дифференциация душевых бюджетных  доходов (хоть и в разной  степени); обе страны многонациональны. Ожидание сходства налоговых  систем связывается также с  высокой активностью, помощью  и многочисленными рекомендациями  западных коллег по внедрению  в переходную экономику России  действующих у них процедур, законодательных  норм и правил в сфере налогообложения.  И тем не менее существуют принципиальные отличия налоговых систем Канады и России, хотя именно между ними, как предполагалось, такие различия должны были быть минимальны (Прил.9)24.

     Первое отличие- наличие (в канадской модели) и отсутствие (в российской) конституционного разграничения налоговых полномочий обеих составляющих государственной власти, Если в Канаде провинции, как и федеральный уровень, самостоятельны (в пределах, заданных Конституцией и юридическими соглашениями между уровнями) в определении права, величин и объектов налогообложения, то российская Конституция не оговаривает различие налоговых полномочий. В ней закреплено положение о совместной компетенции федерации и ее субъектов в налоговой сфере.

     Другое крупное  отличие сравниваемых систем  налогообложения- иерархический характер нашей страны. Российская налоговая система базируется на доминировании федеральных налогов при предоставлении региональным властям некоторых прав в части уточнения налоговой базы и ставок. Единая налоговая служба федерального подчинения администрирует налоги как федеральные, так и субъектов федерации, так и местные. Канадская же модель предоставляет налоговые полномочия обеим ветвям государственной власти- федеральной и провинциальной.

     Эффективности  налоговой системы Канады способствует  то обстоятельство, что при высокой  степени самостоятельности государственных  органов различного уровня налоговые  системы федерального правительства,  провинций и муниципалитетов  взаимосвязаны и взаимозависимы, что придает налоговой системе  комплексный и единый характер. Этому способствует и порядок  расходования средств бюджетов. В Канаде осуществляется большое  количество совместно финансируемых  федерально- провинциальных и провинциально- муниципальных программ экономического и социального развития. Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации из вышестоящих. Значительные суммы при этом идут в бюджеты экономически отсталых провинций, чтобы уравнять бюджетные расходы на душу населения. Конкуренция провинций за привлечение капитальных вложений препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налогового давления25.

     ФНС России, понимая важность технологического  развития, в 2010 году начала комплексную  модернизацию налоговых органов,  построив концепцию развития Службы, в первую очередь, на основе развития технологий. Работа по модернизации началась с проведения реинжиниринга всех технологических процессов налоговых органов, которых более трехсот. На основе полученных результатов сегодня идет проектирование и моделирование новых бизнес-процессов ФНС России. Предполагается создание так называемого «налогового автомата». То есть в каждом бизнес-процессе будут выделены процедуры, которые выполняются автоматически.

     ФНС России  активно сотрудничает с зарубежными  налоговыми администрациями, при  этом обмен опытом происходит  не только по вопросам налогообложения,  но и в области применяемых  технологических решений для  улучшения качества налогового  администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что налоговое администрирование - наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к уменьшению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, затрудняют межбюджетные отношения регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, усиливают социальную напряженность в обществе, создавая ощущение несправедливости налогообложения.

     Налоговым администрациям предоставлены широкие полномочия, определять налоговую базу, проверять информацию, поступающую от налогоплательщиков и третьих лиц, и собирать требуемые налоги. Права на защиту частной жизни, конфиденциальность доступа к информации и апелляции на решения администрации являются основными правами демократических обществ. Чтобы сложные налоговые системы функционировали эффективно, требуется высокая степень сотрудничества с налогоплательщиками. Этого сотрудничества легче добиться в том случае, когда налогоплательщики считают систему справедливой и их основные права четко сформулированы и уважаются.

Информация о работе Налоговое администрирование зарубежных стран. На приме США и Канады