Налоговое и бюджетное регулирование экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 07:07, контрольная работа

Описание

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Содержание

1. Понятие, цели, задачи и направления налоговой политики государства
2. Воздействие на национальную экономику с помощью налогов
3. Оценка эффективности иностранных инвестиций в России
4. СНГ в системе международных отношений

Работа состоит из  1 файл

Налоговое и бюджетное регулирование экономики страны.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Далее, налоговая  система должна соответствовать  элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную  стоимость является не только прибыль  и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и  амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включается акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к созданной (добавленной) стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (налогом на добавленную стоимость) облагается другой налоговый платеж - акциз. В следствии всего налог на добавленную теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно (в некоторых случаях многократно) увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятия также перекладывают на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и другие фонды). Если выпустить "налоговый воздух" из цены, то ее размер сократился бы не менее чем в 3-5 раз. Это особенно относится к тем товарам, которые облагаются акцизом. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс увеличения налоговой массы, но в тоже время увеличивается дефицитность бюджета, поскольку инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы. Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макро -, так и на микроуровне.

Во всех странах  с развитой рыночной экономикой эта  пропорция контролируется государством различными методами. Опережающий рост производительности труда по сравнению с фондом потребления выступает главной предпосылкой стабильного развития экономики, ее безынфляционного характера, устранения дефицитности бюджета. Актуальность регулирования этого соотношения отнюдь не уменьшилась, а, напротив многократно возросла. Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложение прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание, найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределение на большую численность работников, т.е. фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности. Кроме того, высокая ставка налогообложения прибыли и стремление предприятий уйти от налогов вынуждают их искусственно раздувать себестоимость продукции, ориентируясь на бесприбыльную работу. Особенно это относится к малым предприятиям, которые наиболее чувствительны к чрезмерному налоговому давлению.

Налоговая система  России неадекватна экономическим  условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций  развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом . В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требования, налоговая система России должна быть принципиально реформирована.

 

3. Оценка эффективности  иностранных инвестиций в России

 

Пореформенная экономика России характеризуется глубоким и продолжительным инвестиционным кризисом, а один из факторов его преодоления, как известно, — привлечение иностранного капитала. Известно также, что и с точки зрения наших потребностей, и по мирохозяйственным меркам приток этого капитала незначителен. Так, если в 1998 г. объем мировых прямых иностранных инвестиций равнялся 644 млрд. долл., то на нашу страну пришлось всего 3,4 млрд. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в народное хозяйство России составил на 1 января 2000 г. 29,3 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций—12,8 млрд., портфельных — 0,3 млрд. и прочих — 16,2 млрд. долл.

Международный финансовый журнал «Евромани» периодически публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования, оцениваемого по 100-бальной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоянию на 1993 г. показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет 18,13. Для сравнения укажем, что в Японии, например, он составляет 99,44; в США – 99, 07; во Франции – 96,46; в Эстонии – 23,35. Более того, налицо не только низкий уровень привлекательности инвестиционного климата России, но и устойчивое ухудшение инвестиционного рейтинга в мировой иерархии. Так, по данным американской группы «Бизнес риск Интернэшнл» в списке из 132 государств, «опасных» для инвестирования, СССР накануне своего распада в 1991 г. занимал 58-е место. В рейтинг-листе стран, привлекательных для инвестирования, журнала «Евромани» в 1992 г. России отводилось уже 129-е место, а в 1993 г. – 149-е из 169 стран. По другим оценкам, где наивысшее значение риска соответствует 100 баллам, Россия к началу 1995 г. имело 95 баллов.

Причиной такой  ситуации является сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются:

высокая общая  политическая нестабильность, в частности  нестабильность законодательства;

резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;

несовершенство  нормативно-правовой базы в экономике  в целом и в области иностранных  инвестиций в частности;

высокий уровень  налогообложения и внешнеторговых пошлин; 

фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций;

высокие темпы инфляции.

В период 1995—1999 гг. годовой  объем иностранных инвестиций увеличился с 2983 млн. до 9560 млн. долл. При этом прямые инвестиции выросли с 2020 млн. до 4260 млн. долл., портфельные снизились с 39 млн. до 31 млн., а прочие увеличились с 924 млн. до 5269 млн. долл. Таким образом, наиболее динамично росли прочие инвестиции, которые в течение указанного периода увеличились в 5,7 раза. Это привело к изменению структуры накопленных иностранных инвестиций в направлении падения удельного веса прямых.

В 1999 г. в экономику  России было привлечено 9,6 млрд. долл. иностранных  инвестиций, что составляет 81,2% к уровню 1998 г. При этом объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 4,3 млрд. долл., что на 26,7% превысило их объем в 1998 г., портфельных — 31 млн. (16,2%), а прочих инвестиций — 5,3 млрд. долл. (64,1%). Несмотря на сокращение объема иностранных инвестиций, в их структуре произошли некоторые позитивные изменения: увеличился удельный вес ПИИ — с 28,6% в 1998 г. до 44,6% в 1999 г., сократилась доля портфельных инвестиций — с 1,6 до 0,3% и прочих вложений — с 69,8 до 55,1% соответственно.

Наиболее активно в экономику России инвестировали: Германия, США, Великобритания, Кипр, Франция, Нидерланды, Италия, Швейцария, Швеция и Япония (они дали 89,3% объема всех накопленных инвестиций и около 83,6% — накопленных ПИИ). При этом в объеме накопленных инвестиций на долю Германий приходится 23,7^, США— 21,7, Великобритании — 12,4, Кипра — 11,8, Франции — 11,1, Нидерландов и Италии — 4,6, Швейцарии, Швеции и Японии — 4,0%.

В 1999 г. в экономику  России поступили инвестиции из 96 стран. Однако решающая часть их общего объема (8,6 млрд. долл. или 90,4%) приходится на этих девять государств.

В структурно-отраслевом плане ситуация с накопленными иностранными инвестициями такова: 32% из них приходится на сферу управления; в топливную  промышленность привлечено почти 15, пищевую — 10,8, связь — 9,1, торговлю и общественное питание — 6,1, машиностроение и металлообработку — 3,2, общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка — 2,4, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность — 2,3, цветную металлургию — 2,2%.

В 1999 г. наиболее значительные иностранные инвестиции поступили в промышленность —  почти 4,9 млрд. долл., или 51%. Далее идут: торговля и общественное питание  — около 1,6 млрд. долл. (17%); управление — почти 1,5 млрд. (15,5); транспорт—521 млн. долл. (5,5%). В промышленности приоритетными для иностранных инвесторов являются: топливная индустрия — 1,7 млрд. долл. (17,8%); пищевая промышленность — почти 1,4 млрд. (14,8); черная металлургия — 514 млн. (5,4); цветная металлургия—414 млн. (4,3); машиностроение и металлообработка— 395 млн. долл. (4,1%).

Падение инвестиционного  рейтинга России в результате экономического кризиса повлияло и на отраслевую структуру привлеченных прямых иностранных  инвестиций. Их удельный вес вырос в топливной промышленности — с 8,6 в 1996 г. до 27,9% в 1999 г. и на транспорте — с 7,0 до 12,1%, но снизился в пищевой промышленности — соответственно с 27,3 до 22,6%, в машиностроении и металлообработке — с 3,1 до 2,95% (что явилось, в частности, результатом развития процессов импортозамещения на основе отечественных инвестиций). Но в данный момент, по мнению многих влиятельных иностранных СМИ, Россия является одной из наиболее привлекательных стран для зарубежных инвестиций.

Главным образом  ПИИ направлялись в топливную (почти 1,2 млрд. долл.) и пищевую промышленность (963 млн.), торговлю и общественное питание (почти 600 млн.) и на развитие транспорта (517 млн.). Общая сумма прямых инвестиций в эти отрасли составила 3,3 млрд. долл., или 76,7% всего объема ПИИ.

Основной объем  иностранных инвестиций поступил в  такие регионы, как Москва (ее доля в накопленном объеме всех иностранных инвестиций составляет 48,9%), Сахалинская область (5,1), Санкт-Петербург (4,3), Московская область (4,3), Республика Татарстан (3,6), Тюменская область (3,5), Краснодарский край (3,1), Республика Коми (1,6), Нижегородская область (1,5), Иркутская область (1,3%). Что касается накопленного объема прямых иностранных инвестиций, то доля Москвы составляет 35%, Сахалинской области — 11,6, Московской области — 8,7, Санкт-Петербурга — 7,1, Краснодарского края — 5,6, Тюменской области — 2,8, Республики Коми — 2,4, Нижегородской области — 1,1, Республики Татарстан — 0,7, Иркутской области — 0,6%. Таким образом, в названные регионы привлечено более 77% общего объема накопленных инвестиций и почти 76% — накопленных ПИИ.

В настоящее  время в Государственный реестр России внесено свыше 28 тыс. коммерческих организаций с иностранными вложениями. Доля таких инвестиций в уставных капиталах этих организаций составляет около 14,7 млрд. долл. Коммерческие организации с долевым участием иностранного капитала (совместные предприятия) на территории России созданы предпринимателями из 147 стран, а организаций со стопроцентным иностранным капиталом — предпринимателями из 125 стран.

Всего на предприятиях с иностранными инвестициями занято 904 тыс. человек. Основная часть (66.4%) занятых  работала в промышленности, связи (9,8). торговле и общественном питании (8,1), на транспорте (5,3) и в строительстве (1,8). Это составляет 91,4% общей среднесписочной численности работников предприятий и организаций с участием иностранного капитала.

Привлечение иностранного капитала в определенной степени  обусловливается заинтересованностью  российской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов, в связи с чем, правомерно отметить участие в инвестиционном процессе в России крупных транснациональных корпораций (ТНК).

Стратегическим  направлением деятельности ТНК, естественно, является захват соответствующих сегментов  российского рынка на основе продвижения продукции, произведенной за рубежом. В то же время ряд корпораций активно работает в реальном секторе российской экономики — в автомобильной промышленности («Дженерал Моторз», «Форд», «Фиат», «Рено» и «БМВ»), нефтяной («Шелл», «Эксон Мобил», «Бритиш Петролеум», «Тексако» и «Тоталь Франс»), химической («Байер», «Дюпон», «БАСФ», «Юнилевер» и «Проктер энд Гэмбл»), пищевой («Нестле», «Марс», «Кока-Кола» и «ПепсиКо») и табачной («БАТ», «Филипп Моррис» и «Джапан Тобэко»). Крупные ТНК принимают активное участие в формировании инвестиционного климата посредством участия в работе Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Падение мировых  цен на энергоносители (осенью 1997 г.) привело к резкому сокращению доходов российских нефтегазовых компаний (почти на 1 млрд. долл. ежемесячно). В этих условиях перед западными инвесторами возникла проблема либо переориентировать свои краткосрочные портфельные вклады в долгосрочные инвестиции, либо начать массовую переброску таких мобильных средств в другие страны. Многие пошли по второму пути. Кстати, во время правительственного кризиса в августе-сентябре 1998 г. иностранные вложения в российские ценные бумаги также стали сокращаться, вызвав резкое обострение на фондовой бирже страны.

В общем, как  сообщил А. Шаповальянц, вследствие кризиса 98 г. объем инвестиций в основной капитал сократился за счет всех источников финансирования на 6,7% по сравнению  с 97 г., а ВВП снизился на 40%.

В целом, за последние  годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику России, на сегодня в России обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов.

Западные банки  определили перечень привлекательных  российских корпораций на 1998 г., к ценным бумагам которых иностранные  инвесторы проявляют интерес в первую очередь. Помимо акций компаний ОАО “Газпром” и “Лукойл” инвесторы проявляют интерес к ценным бумагам компаний РАО “ЕЭС России”, “Мосэнерго”, “Ростелеком”, “Сургутнефтегаза”, “Иркутскэнерго” и ОАО “Аэрофлот – Международные линии России”.

Информация о работе Налоговое и бюджетное регулирование экономики страны