Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексная разработка системы подходов, форм, методов и механизмов организации налогового менеджмента, а также рекомендаций по повышению эффективности налогового менеджмента.
Предметом исследования выступают денежные отношения, складывающиеся в процессе управления налогами и налогообложением на уровне предприятий рыночными способами и методами.
Объектом исследования явилась система налогов на уровне предприятия.
Введение 3
1.Теоретические основы построения общей системы
налогового менеджмента 5
1.1. Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов.
Ограничения налогового планирования 5
1.2. Налоговое планирование в системе налогового менеджмента 10
1.3.Основные направления оптимизации налогов в рамках
налогового менеджмента 14
2.Организация налогового менеджмента на предприятиях 16
2.1.Методика управления налогами на предприятии 16
2.2.Учетная политика как инструмент налогового менеджмента 22
2.3.Проблемы создания системы налогового менеджмента
на предприятии и рекомендации по их решению 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
расчет налогового бремени.
Целью разработки методики является не усовершенствование методов управленческого учета, а возможность управления налогами. Другими словами, управленческий учет не является самоцелью. Поэтому в основу предлагаемой методики наряду с методами управленческого учета положен еще ряд теоретических положений. Для того чтобы сделать предлагаемую методику более понятной введем три термина, которыми и будем пользоваться в дальнейшем.
Налоговая совокупность – это все налоги, уплачиваемые организацией в суммовом выражении (т.е. по абсолютной величине). С практической точки зрения налоговая совокупность – это данные, которые содержатся в документах (расчетах, налоговых декларациях и др.), подаваемых в налоговые органы, а также те данные, которые еще не поданы в налоговый орган, но содержатся в налоговых регистрах организации. В свою очередь налоговая совокупность образованна двумя составляющими (ННС и ОНС).
ННС – это начисленная налоговая составляющая, т.е. та часть налоговой совокупности, которая подлежит уплате, но фактически еще не оплачена, причины могут быть разные, и подлежат отдельному анализу. Например, срок платежа по налогу еще не наступил, или отсутствуют денежные средства для уплаты налогов.
ОНС – это оплаченная налоговая составляющая, т.е. та часть налоговой совокупности, которая фактически перечислена в бюджет.
Налоговая нагрузка на организацию – эта та часть налоговой совокупности, которая фактически должна быть выплачена организацией и не может быть перенесена на другие экономические субъекты или иным образом уменьшена, например, в результате применения налогового планирования, оптимизации налоговых платежей, другими доступными способами. Таким образом, налоговая нагрузка в абсолютном выражении меньше или равна налоговой совокупности.
Налоговое бремя организации – это та часть налоговой нагрузки, при которой деятельность организации перестает быть эффективной.
Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, тогда налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы в организации. По оценкам экспертов, если удельный вес налогов не превысил 15% общего дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна - за состоянием налоговых платежей может вполне следить главный бухгалтер или его заместитель. При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразна работа специалиста, а в крупных - группы специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. В этом случае надзор за налогообложением следует осуществлять на уровне высшего руководства. Любой проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового и налогового менеджмента.
На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в бюджет. Показатель рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей организации к объему реализации продукции (работ, услуг). В состав налогов входит: НДС, ЕСН, налог на прибыль, НДФЛ, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки:
-элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;
-льготы и освобождения;
-основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
-получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;
-размещение бизнеса в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории Российской Федерации.
Прежде, чем приступить к анализу необходимости введения на предприятии системы налогового менеджмента необходимо оценить и проанализировать величину налогового бремени на предприятиях.
Совокупная налоговая нагрузка предприятия – это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений.
ННорн = НП / (В + ВД)* 100%, где
ННорн - налоговая нагрузка на предприятие при применении общего режима налогообложения;
НП – общая сумма всех начисленных налогов;
В – доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
ВД – внереализационные доходы.
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.
Согласно другой методике, на уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:
Упрощенно
расчет добавленной стоимости
ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР, где
ФОТ - оплата труда;
ЕСН - единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда;
ПОФ - потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;
ПНП - прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;
ПР - балансовая прибыль.
Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов (данные формы № 4), так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами с учетом данных формы № 4):
НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС
Фактические
значения налоговой нагрузки сопоставляются
с показателем номинальной
Формула добавленной стоимости имеет следующий вид:
ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П
Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, то есть налоговую нагрузку:
НН = НДС + ЕСН + Нп + Нпр
Достоинством
данной методики является то, что сумма
налогов соотносится с
Общая зависимость между ставками налогообложения и налоговыми поступлениями выведена Артуром Лаффером (кривая Лаффера). При этом существует некий уровень ставок (золотая середина), когда налоговые поступления в бюджет будут максимальными. Однако соответствие текущего уровня номинального налогового бремени значениям золотой середины кривой Лаффера остается открытым.
Методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.
Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты:
Бр = , или Бр = , где
Бр - уровень налогового бремени;
Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;
Нс - налоги, относимые на издержки производства и обращения;
Нф - налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;
Нр - налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;
Пр - расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;
Пч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли изымается у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение суммарной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.
Следующий метод количественной оценки налогового бремени определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических структур.
Бр = , где
Н – сумма уплаченных фактически налогов, за исключением налога на доходы физических лиц;
Дс – добавленная стоимость.
На основании анализа предлагаемых в экономической литературе подходов к содержанию понятия «налогового бремени» или «налоговой нагрузки» представляется, что этот показатель определяется на уровне хозяйствующего субъекта как отношение показателей уровня налогообложения и соответствующих им финансово-результирующих показателей (выручки, прибыли, чистого денежного потока), либо величины капитала организации.
Используемые при оценке уровня налоговой нагрузки относительные показатели также должны формироваться в соответствии с этими двумя основными методами исчисления показателей в бухгалтерском учете:
Использование
того или иного элемента налогового планирования
должно быть основано на индивидуальном
подходе к каждому конкретному хозяйствующему
субъекту. Только в этом случае он может
получить реальный эффект, выражающийся
в увеличении финансовых результатов
и снижении текущих издержек в части налоговых
платежей.
2.2. Учетная политика как инструмент налогового менеджмента
При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:
Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением организации и ее финансовым положением. За счет выбора той или иной учетной методологии (в дозволенных законом пределах) можно выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики составляет одно из направлений эффективного налогового планирования.
Информация о работе Налоговое планирование и налоговый менеджмент в организации