Налоговое планирование и налоговый менеджмент в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексная разработка системы подходов, форм, методов и механизмов организации налогового менеджмента, а также рекомендаций по повышению эффективности налогового менеджмента.

Предметом исследования выступают денежные отношения, складывающиеся в процессе управления налогами и налогообложением на уровне предприятий рыночными способами и методами.

Объектом исследования явилась система налогов на уровне предприятия.

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы построения общей системы

налогового менеджмента 5

1.1. Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов.

Ограничения налогового планирования 5

1.2. Налоговое планирование в системе налогового менеджмента 10

1.3.Основные направления оптимизации налогов в рамках

налогового менеджмента 14

2.Организация налогового менеджмента на предприятиях 16

2.1.Методика управления налогами на предприятии 16

2.2.Учетная политика как инструмент налогового менеджмента 22

2.3.Проблемы создания системы налогового менеджмента

на предприятии и рекомендации по их решению 25

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая ред2.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

    Большинство организаций, применяющих общий  режим налогообложения, оптимизируют свою налоговую нагрузку, рационально формируя учетную и договорную политику предприятия.

    В процессе формирования элементов учетной  политики организация имеет право  выбора одного из законодательно разрешенных  вариантов отражения хозяйственных  операций, который впоследствии оказывает влияние на величину налоговых обязательств:

  • метод определения даты реализации товаров (работ, услуг);
  • момент признания доходов и расходов по налогу на прибыль организаций;
  • формирование себестоимости продукции для целей налогообложения:
  • отнесение расходов к прямым и косвенным;
  • оценка материально-производственных запасов при выбытии;
  • порядок исчисления амортизации по основным средствам и их списание;
  • создание резервных фондов.

    Показателем того, насколько действенно использование  учетной политики в целях налоговой оптимизации, является величина эффекта «налоговой экономии», за счет которой достигается увеличение ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия. Данный эффект возникает за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых налогов, а также за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие платежи, а последними - большие суммы налоговых выплат.

    В части амортизации основных средств, с позиции налогового менеджмента  предприятию целесообразно производить максимальное списание объектов основных средств на затраты в виде начисленного износа. При этом использование таких способов, как способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему реализации, допускается лишь для целей бухгалтерского учета. Для целей налогообложения в таких случаях приходится делать корректировку, что весьма трудоемко. Поэтому, если позволяют затраты и предприятие не войдет в зону убытков, для целей налогообложения наиболее предпочтителен следующий вариант начисления амортизации по основным средствам.

    Использование нелинейного и линейного методов начисления амортизации по основным средствам первой-седьмой амортизационных групп. Учитывая, что при линейном методе норма амортизации определяется по формуле: 1/n х 100%, а при нелинейном методе - по формуле: 2/n х 100%, где n - срок полезного использования основного средства.

    При использовании нелинейного метода наибольшая сумма ежегодных амортизационных начислений возникает в первые годы эксплуатации основного средства. С позиции налогового менеджмента этот метод является более трудоемким.

    Списание  материалов (товаров) на затраты целесообразнее производить по методу ЛИФО, так  как в условиях инфляции это уменьшает  текущую налогооблагаемую прибыль (следовательно, налог на прибыль), а также налог на имущество за счет оценки материальных (товарных) остатков по более ранней цене приобретения. Вместе с тем этот метод опасен с точки зрения будущей налогооблагаемой прибыли, когда прибыль будет формироваться в условиях возросших отпускных цен и низкой учетной стоимости материалов, списываемых на затраты. При выборе методов списания ЛИФО или ФИФО на каждом конкретном предприятии необходимо учитывать, что важнее: текущие налоги или уровень налогов будущих периодов.

    Налоговым кодексом предусмотрено также создание резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в виде расходов будущих периодов по тем товарам (работам), по которым предусмотрены ремонт и обслуживание в течение гарантийного срока. Предельный размер резерва определяется как доля фактических расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в объеме выручки от реализации за предшествующие три года. Не израсходованные по назначению суммы резерва в конце отчетного периода списываются в состав внереализационных доходов, что может привести к существенному росту налогооблагаемой прибыли в годовой отчетности.

    Создание  резервов на гарантийный ремонт реализованных  товаров соответствует международным  нормам и в силу этого перспективно. Однако следует иметь в виду, что подобное резервирование позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль лишь в промежуточной отчетности.

    Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Порядок ее использования на налогообложение не влияет. Поэтому данный вопрос - скорее элемент финансовой, но не налоговой политики. В учетной политике, по моему мнению, предпочтительным является вариант использования чистой прибыли без предварительного распределения по фондам, учитывая изменчивость внешней среды и малый масштаб деятельности большинства предприятий сферы услуг. 

2.3. Проблемы создания системы налогового менеджмента на предприятии и рекомендации по их решению

    В настоящее время усиливается  значение налогового менеджмента как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов.

    Потребность в выделении налогового менеджмента  диктуется внешними и внутренними  причинами. К внешним причинам можно отнести: сложность, изменчивость, неопределенность, альтернативность норм налогового законодательства; тяжесть налогового бремени для хозяйствующего субъекта; возрастающий поток информации; увеличение размеров организаций и усложнение форм деятельности; неопределенность и динамизм внутренней и внешней среды. В качестве внутренних причин можно назвать ограниченность финансовых ресурсов и возрастающая опасность их потерь; возрастающая цена ответственности за принятые решения по сохранению бизнеса в условиях возрастающей конкуренции в процессе жизненного цикла развития организации.

    Предпринятые попытки выделения налогового планирования в рамках управления финансов организаций ограничиваются лишь фиксацией налоговых последствий финансово-хозяйственной деятельности. Но важно не только выявлять налоговые последствия, но и воздействовать на налоговую составляющую финансовых ресурсов организации.

    Анализ  существующего понятийного аппарата теории налогового менеджмента показал  необходимость уточнения понятия налогового менеджмента. Так как налоговый менеджмент является элементом системы управления, то применимые к нему термины должны опираться на понятийный аппарат теории управления.

    Налоговый менеджмент рассматривается как  процесс выработки управляющих  воздействий на налоговую составляющую финансовых ресурсов организации на каждом этапе ее развития, целью которого является обеспечение максимизации благосостояния собственников организаций в текущем и перспективном периоде. Данное определение налогового менеджмента увязывает направления выработки управляющих воздействий на налоговую составляющую финансовых ресурсов организаций со стадиями жизненного цикла и главной целью налогового менеджмента.

    Прежде  чем разработать систему налогового менеджмента в организации, необходимо разработать и предложить критерии оценки результативности налогового менеджмента, обосновать необходимость в составе финансовых отдельно учитывать налоговые риски.

    В отличие от установленных законодательно условно-постоянных параметров, переменные параметры налога – объекты налогового менеджмента, посредством воздействия  на которые могут быть существенно изменены результаты деятельности организаций за счет рациональной налоговой политики и эффективного использования налоговых инструментов в рамках действующего законодательства. Значит, именно этими параметрами необходимо целенаправленно управлять. Таким образом, переменные параметры налога являются налоговыми корректорами в управлении финансовыми потоками организаций. Такой параметр как налогооблагаемая база необходимо отнести к основным налоговым корректорам системы в виду того, что он законодательно не определен. Это дает право налогоплательщику применять различные варианты оптимизации налогооблагаемой базы.

    Необходимо  придерживаться следующего варианта организации  налогового менеджмента - выполнение всех управленческих функций на самостоятельной основе без передачи части функций по управлению финансовому менеджменту. Это позволит придать последовательность операциям, определить четкую организационную структуру, исполнителей и ответственность за реализацию тех или иных налоговых мероприятий, осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений, повысить уровень экономической вовлеченности элементов системы.

    Для каждой конкретной организации необходимо формировать такие налоговые  инструменты, применение которых сведет к минимуму возможные финансовые потери, связанные с признанием у организации необоснованной налоговой выгоды.

    Налоговый менеджмент можно условно разделить  на несколько этапов.

    I этап. Определяется стадия жизненного цикла организации и ее стратегические цели.

    II этап. Формируется набор инструментов налогового менеджмента для реализации функции планирования, включающий максимально возможный перечень.

    III этап. Выявляется превосходство рассматриваемых инструментов по выбранным критериям. Для оценки приоритетности инструментов определяются коэффициенты нормированной значимости сравниваемых объектов (инструментов). Сравнению могут подлежать как количественные, так и качественные показатели.

    IV этап. Полученные расчетные значения приоритетов сравниваемых инструментов ранжируются в вариационный ряд, на основании которого осуществляется выбор лучшего инструмента по наибольшему значению приоритета по всем критериям.

    После выбора значимых инструментов налогового менеджмента необходимо разработать мероприятия по их реализации.

 

Заключение

    Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Поэтому налогоплательщики изыскивают все возможные пути ухода от налогов как легальными, так и нелегальными методами.

    Законы  должны соответствовать условиям их применения, если этого не происходит, значит, число нарушителей будет расти. В России, за последние годы заметно сократилось число нарушителей. Это позволяет говорить о постепенном совершенствовании законодательства, доведения его до того уровня, когда нелегальный уход от налогов становится нецелесообразным. И здесь, в качестве приоритетного направления, выделяется оптимизация налоговых платежей, в частности для организаций. Возможность легального сокращения налоговых платежей заинтересовала многие организации и как показывает практика, они используют все возможные законные методики.

    Сокращать налоги можно и нужно, но не банальными схемами ухода от налогов, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия. Но прежде чем заниматься оптимизацией налоговых платежей, необходимо знать степень воздействия налоговых выплат государству, на хозяйственную деятельность организации - налоговой нагрузки.

    В курсовой работе были рассмотрены наиболее простые и доступные методики оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов, с помощью налогового планирования и учетной политики. Все методики определения налоговой нагрузки информативны и применимы для организаций.

 

     Список использованной литературы:

  1. Басалаева Е. В. Методика управления налогами на предприятии. Финансы, 2005.
  2. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент учебное пособие. ОМЕГА-Л М.,2008.
  3. Верстина Н.Г. Налоговое планирование как инструмент финансовой политики реструктурируемого предприятия. Финансы, 2002.
  4. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях. Налоговый вестник, 2002.
  5. Вылкова Е.С., Романовский М. Налоговое планирование
  6. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. 3-е изд., МЦФЭР – М., 2005.
  7. Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для ВУЗов. ЮНИТИ-ДАНА - М., 2001.
  8. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент, Финансы и статистика - М., 1999.
  9. Новикова Т. А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения. Финансы. - 2003.
  10. Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки., М.: ИТРК, 2002.

Информация о работе Налоговое планирование и налоговый менеджмент в организации