Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования - анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
2) изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
3) проблемы и пути совершенствования налогового планирования

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие налогового планирования
1.1 Понятие и содержание налогового планирования………....5
1.2 Элементы налогового планирования…………………..……8
1.3 Этапы налогового планирования……………………………14
1.4 Пределы налогового планирования…………………………16
Глава 2.Организация налогового планирования
2.1 Развитие налогового планирования………………………....18
2.2 Налоговое планирование на предприятии АО
«Имсталькон»…………………………………………………21
Глава 3. Проблемы налогового планирования и пути его
совершенствования………………………………………………24
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 67.34 Кб (Скачать документ)

Введение

       В настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность коммерческих организаций является основой для развития экономики страны и наполняемости доходной части бюджетов разных уровней, величины национального дохода и ВВП. Одна из основных задач государства связана с созданием благоприятных условий для поддержания инновационных начинаний промышленных предприятий и организаций. При этом предусматривается достижение обоюдной выгоды: максимум поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней и создание предпосылок для снижения налоговой нагрузки на данные организации. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых средствах организаций и самым непосредственным образом влияют на формирование экономических результатов их деятельности, на конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Поэтому налоговое планирование входит в практику хозяйственной жизни коммерческих организаций в качестве составляющей общеэкономического планирования, а стратегическое планирование - в качестве важнейшей ее составной части.  Цель исследования - анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи: 

1) раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;  
2) изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;  
3) проблемы и пути совершенствования налогового планирования; 
       Объектом исследования является налоговое планирование на предприятиях и в организациях. Предмет исследования - детальное рассмотрение структуры налогового планирования, ее элементов, этапов и принципов. Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены базовые понятия налогового планирования. Элементы, этапы и пределы налогового планирования. Во второй главе рассматривается организация налогового планирования. Третья глава посвящена рассмотрению проблем налогового планирования и пути его совершенствования. Актуальность темы – налоговое планирование в предпринимательской деятельности - в настоящее время наименее разработанная область научных знаний. Целевая направленность налогового планирования на уменьшение налогообложения, конфликтующая с государственным интересом, диктует необходимость законодательного регулирования этого явления, в частности, через установление его принципов, методов, точного разграничения правомерного и неправомерного поведения налогоплательщиков. Несмотря на то, что большинство хозяйствующих субъектов применяют налоговое планирование в современной предпринимательской практике, его правовое обеспечение в значительной степени отстает от требований времени. Анализ состояния правового регулирования данного понятия выявляет множество проблем: в законодательстве отсутствует его определение, не проводится разграничение законного налогового планирования и поведения, направленного на избежание налогообложения, имеет место массовое использование различных схем уклонения от уплаты налогов и др. В связи с изложенным возникла необходимость создания целостной, научно-обоснованной концепции, раскрывающей природу и сущность, способы осуществления налогового планирования как неотъемлемой части финансово-хозяйственной деятельности субъекта, которая была бы положена в основу разработки соответствующего законодательства.

                       

 

1.Понятие налогового  планирования.

1.1 Понятие и  содержание налогового планирования

Налоговое планирование для организаций является составной частью стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. В последнее время налоговое планирование рассматривают как составную часть налогового менеджмента. Основное содержание налогового планирования определяется как планирование налоговых обязательств путем регулирующего воздействия на элементы налогов,  как деятельность налогоплательщика по уменьшению налоговых обязательств. Существует множество определений налогового планирования.  Так,  в иностранных публикациях под налоговым планированием понимают особую организацию деятельности налогоплательщика с целью минимизации его налоговых обязательств в течение длительного времени,  способами, не связанными с нарушением действующего законодательства. Следует отметить характерные черты налогового планирования. Прежде всего – это особая организация предпринимательской деятельности налогоплательщика. Целью такой деятельности является минимизация налоговых обязательств. Эта деятельность налогоплательщика рассчитана на длительный период времени.  При осуществлении деятельности не допускается использование методов, связанных с нарушением налогового законодательства. Под соблюдением законодательства понимают:

1) соблюдение точности  расчета налогов в соответствии с действующими нормами законодательства;

2) соблюдение сроков уплаты налогов в соответствии с действующими нормами.

В некоторых источниках понятие налогового планирования отождествляется с понятием налогового менеджмента, компонентами которого являются минимизация и оптимизация налогов. Под минимизацией налогов следует понимать не только абсолютное уменьшение налогов,  но и целенаправленную деятельность, целью которой является перевод бизнеса в более благоприятные условия хозяйствования (так как абсолютная минимизация приведет к нулевой величине налоговых платежей). Минимизация может быть по одному, нескольким или по большинству налогов. Под оптимизацией налогов понимают разновидность экономической деятельности,  предполагающей увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов. При оптимизации налогов происходит контроль соотношения динамики налоговых платежей и динамики выручки организации. Сущность налогового планирования связана с признанием за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы, включая пробелы в законодательстве,  для максимального сокращения налоговых обязательств.  Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах». Также в Кодексе провозглашена  «презумпция невиновности»  налогоплательщиков,  и данный принцип дополняется следующими важными правилами:

1) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

2) налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. Возможность налогового планирования обусловлена следующими причинами:

1) естественным стремлением хозяйствующих субъектов сберечь свои доходы и сократить расходы;

2) расширением производственной и коммерческой деятельности без привлечения внешних  (заемных) источников финансирования;

3) рыночной конкуренцией и стремлением предприятий выжить;

4) заинтересованностью государства в предоставлении определенных общих и специальных налоговых льгот в целях регулирования социально-экономического развития, стимулирования той или иной сферы производства, группы налогоплательщиков.

При реализации методов налогового планирования налогоплательщиков в первую очередь интересует эффективность мероприятий налогового планирования и связанные с ними риски. Под рисками налоговой оптимизации понимают возможность понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежной форме, например, взыскание недоимок и штрафные санкции, расходы на адвокатов и т.п. Поскольку налоговое планирование рассматривается как особый вид экономической деятельности,  то,  как любая экономическая деятельность,  она предполагает наличие определенных затрат и не может быть бесплатной.  Это могут быть затраты на налоговые консультации,  разработку налоговых схем и т. п. Соотношение налоговых расходов, стоимости налоговой оптимизации и рисков налогоплательщика при налоговой минимизации определяют экономическую целесообразность применения налогоплательщиком методов налогового планирования. Считается, что налоговое планирование экономически выгодно для налогоплательщика, если в совокупности расходы по налоговой минимизации,  оптимизированные налоговые платежи и оценка рисков налогового планирования в денежном выражении окажутся существенно меньше, чем величина налогов до оптимизации. В рамках отдельной организации налоговое планирование представляет собой весьма полезный инструмент управления,  который способен существенно влиять на прибыльность организации и напрямую затрагивать безопасность руководителей организации, которые могут быть привлечены к различным видам ответственности.

 

 

1.2Элементы налогового планирования

Элементами налогового планирования являются:

1. Учетная политика организации; 

2. Налоговый календарь; 

3. Контроль дебиторской  задолженности; 

4. Контроль состояния  бухгалтерского и налогового  учета и отчетности;

5. Постоянный мониторинг  налоговых льгот. 

1. Учетная политика предприятий

Несмотря на строгость  налогового и финансового законодательства,  у руководства предприятия существуют возможности выбора наиболее приемлемых сроков, способа расчета и уплаты налогов,  учета иных показателей, имеющих значение для определения суммы налоговых обязательств предприятия. Одним из эффективных условий оптимизации налоговых платежей является учетная политика организации. Она влияет на финансовые результаты деятельности предприятия, отраженные в учете, а, следовательно, и на величину налоговых платежей. От учетной политики зависит насколько эффективной,  оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность предприятия. Учетная политика для целей бухгалтерского учета разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету. Данное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования), раскрытия (придания гласности) и изменения учетной политики организаций. В этом документе дано и определение учетной политики: учетная политика – совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения,  стоимостного измерения,  текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В соответствии с ПБУ 1/98  учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается приказом руководителя. Особое внимание в приказе об учетной политике уделяется положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством. В настоящее время организации должны оформлять не только учетную политику для целей бухгалтерского учета, но и учетную политику для целей налогообложения. Это могут быть два самостоятельных документа, но обе учетные политики могут быть утверждены одним приказом. В этом случае каждую из них следует выделить в отдельный раздел. В НК РФ ч. 1 введено понятие учетной политики для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов  (методов) определения доходов и  (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения впервые появился в ст. 167 НК РФ главы 21 «Налог на добавленную стоимость»,  а затем был дополнен новыми нормами, введенными ст. 313 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения соответствующим приказом (распоряжением).  Учетная политика для целей налогообложения,  принятая организацией,  является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Ст. 313 НК РФ устанавливает, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом. Ст. 313 НК РФ определен порядок изменения учетной политики для целей налогообложения. В соответствии с указанной статьей изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и  (или)  объектов в целях налогообложения может осуществляться в случаях изменения законодательства и изменения применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях отражаются в учетной политике,  утверждаются приказом и применяются с начала налогового периода. При осуществлении налогоплательщиком новых видов деятельности НК РФ предусмотрена возможность внесения дополнений в учетную политику. В этом случае он обязан определить и отразить в данной учетной политике принципы и порядок отражения этих видов деятельности в целях налогообложения. При формировании учетной политики по конкретному вопросу для ведения налогового учета налогоплательщик должен осуществить выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством. В учетную политику не включаются нормы, единые для всех налогоплательщиков; в ней должны содержаться только те способы налогового учета, по которым налогоплательщику необходимо сделать выбор, либо которые необходимо сформировать самостоятельно. Формировать учетную политику целесообразно по отдельным налогам. В учетной политике выделяют организационно-технические и методологические способы ведения налогового учета. К организационно-техническим способам относят способы организации самого технологического процесса,  которые устанавливают:

1) организацию работы  структурного подразделения,  занятого ведением налогового учета в организации (это может быть как бухгалтерская, так и налоговая службы организации);

2) состав, форму и способы формирования аналитических регистров;

3) организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.

Методологические способы ведения налогового учета представляют собой способы формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов.  Это выбранные организацией способы формирования налоговой базы. По налогу на добавленную стоимость целесообразно выделить такой элемент учетной политики, как момент определения налоговой базы. До 2006  г.  налогоплательщики могли  выбирать момент определения налоговой базы. Начиная с 2006 г. фактически ликвидируется право налогоплательщиков выбирать момент определения налоговой базы: обязанность по уплате налога,  в общем случае,  будет возникать на момент отгрузки товаров,  работ или услуг. В этой связи организации могут не вносить этот элемент в учетную политику.  Организации могли выделять элемент учетной политики  «налоговый период по НДС. Для остальных налогоплательщиков (налоговых агентов) налоговый период устанавливается как календарный месяц. Однако с 2008 года для всех налогоплательщиков установлен единый налоговый период как квартал. В связи с этим выделение этого элемента учетной политики также потеряло смысл. В настоящее время в учетной потитике может быть выделен такой элемент как порядок ведения раздельного учета при исчислении НДС.  В п. 4  ст. 170  закреплена обязанность организации вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам  (работам,  услугам), в т. ч. основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых налогом операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС вычету не подлежит и в расходы, принимаемые для исчисления налога на прибыль организаций, не включается. В соответствии с главой 21 раздельный учет должен вестись:

1) при осуществлении операций, подлежащих и неподлежащих налогообложению;

2) при применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, работ, услуг, облагаемых по разным ставкам;

3) при осуществлении как облагаемых, так и освобожденных от налогообложения операций входной НДС предъявляется к вычету или учитывается в стоимости товаров (работ,  услуг),  основных средств и НМА в пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров  (работ,  услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению  (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров  (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Информация о работе Налоговое планирование