Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования - анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
2) изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
3) проблемы и пути совершенствования налогового планирования

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие налогового планирования
1.1 Понятие и содержание налогового планирования………....5
1.2 Элементы налогового планирования…………………..……8
1.3 Этапы налогового планирования……………………………14
1.4 Пределы налогового планирования…………………………16
Глава 2.Организация налогового планирования
2.1 Развитие налогового планирования………………………....18
2.2 Налоговое планирование на предприятии АО
«Имсталькон»…………………………………………………21
Глава 3. Проблемы налогового планирования и пути его
совершенствования………………………………………………24
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 67.34 Кб (Скачать документ)

Пятый этап налогового планирования – размещение наиболее рациональным способом активов и прибыли предприятия. Во многих случаях правильное размещение прибыли и капиталов предприятия, и выбор инвестиционной политики могут обеспечить налоговые льготы и даже возврат части уплаченных налогов. Например, в соответствии с действующим законодательством освобождаются от налогообложения дивиденды, реинвестируемые на техническое перевооружение предприятия, реконструкцию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как правило, освобождаются от налогообложения средства, вложенные в государственные ценные бумаги, а также доходы, полученные от них.

Шестой этап представляет собой выбор системы налогообложения. Этот этап присущ очень узкому кругу  налогоплательщиков. Им представляется право выбора деятельности с переходом на упрощенную систему налогообложения или уплаты налогов и сборов в соответствии с общей системой налогообложения.

 

 

2.2 Налоговое планирование на предприятии

АО «Имсталькон» на протяжении многих лет является ведущим предприятием по изготовлению строительных металлоконструкций. Выпуск металлоконструкций освоен в 1963 году – с момента пуска завода в производство. Кроме типовых строительных металлоконструкций завод специализируется на выпуске сложных, нетрадиционных металлоконструкций. КЗМК производит следующие строительные металлоконструкции: каркасы зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства, конструкции жилых и общественных зданий и специальных сооружений, металлоконструкции автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов, нестандартное оборудование большинства отраслей промышленного производства, а также кислород технический и медицинский. Размер объявленного уставного капитала общества равен выпущенному (оплаченному) уставному капиталу Общества, состоит из вкладов акционеров и составляет 300 000 000 р. Уставный фонд разделен на 1 500 000 шт. акций номинальной стоимостью 200 р. В таблице 1 отражены данные объема товарной и реализованной продукции за 2010 и 2011 гг. в денежном выражении.

Таблица 1 - Объем товарной продукции  за 2010 и 2011 гг.

№п/п

Наименование

2010

2011

Темп роста

1

Товарная продукция

1 655 536

2 278 144

137,6

 

В т.ч. металлоконструкции

1 620 287

2 241 041

138,3

 

Прочие м/к

11 691

16 482

141,0

 

кислород

22 885

18 958

82,8

 

теплоэнергия

673

1 663

247,1

2

Реализация тов.прод.

578 989

292 391

145,2


 

В 2011 г. на основании заключенных договоров произведено товарной продукции на сумму 2 278 144 т.р, что составляет 137,6 % товарной продукции 2010 г., т.е. товарная продукция в 2011 г. увеличилась на 622 608 т.р., или на 37,6%. Сумма задолженности по расчетам с бюджетом на начало года составила 49929 т.р., из них отсроченная по решению Правительства РФ – 33131,2 т.р. Начислено налогов за 2007 год 176675 т.р.. в т.ч. социальный налог – 60893 т.р, земельный налог – 2397 т.р., налог на имущество – 2557 т.р., налог на транспортные средства – 222 т.р., по зоне отдыха – 268 т.р., уплачено – 157559 т.р. Начислено пени за несвоевременную оплату налогов в сумме 228 т.р., уплачено – 240 т.р.. Остаток задолженности на конец года по налогам составил 63139 т.р. из них отсроченных налогов – 33131,2 т.р.

Организационная структура  налогового планирования на АО “Имсталькон”  строится исходя из функционального состава планирования налоговых платежей: собственно планирования, реализации плана и контроля за реализацией плана, а также в соответствии с выбранным на предприятии линейно-функциональным принципом построения управленческих взаимосвязей. Планирование налоговых отчислений производится в рамках разработки годовой производственной программы, которая формируется планово-экономическим отделом совместно в области прогнозирования налоговых выплат с финансовым отделом и отделом по контролю за уплатой налогов. При этом с отделом по контролю за уплатой налогов согласовывается график уплаты текущих налогов, а также погашение реструктурированной задолженности; финансовый отдел предоставляет информацию касательно прогнозов наличия финансовых ресурсов на дату запланированной уплаты налоговых платежей. Сверстанный план производства передается в порядке согласования директору по экономике, который критически анализирует его совместно, в части исчисления налоговых платежей, с главным бухгалтером и финансовым директором, вносит коррективы и утверждает у генерального директора (внешнего управляющего). Утвержденная производственная программа передается на исполнение. Следующий этап - реализация запланированных показателей. Отдел налогообложения и сводной отчетности исчисляет и закрепляет в бухгалтерском учете налоговые платежи, формирует бухгалтерскую отчетность, заполняет налоговые декларации, которые передаются на оценку в отдел контроля за уплатой налогов. Отдел контроля за уплатой налогов в необходимых случаях согласовывает данные отдела налогообложения и сводной отчетности с данными налогового органа либо получает консультации в последнем относительно возникших вопросов при анализе деклараций. Кроме того, изучается возможность уплаты исчисленных платежей финансовой службой, учитывая дефицит ликвидности, испытываемый предприятием. В дальнейшем бухгалтерская и налоговая отчетность утверждается у заместителя главного бухгалтера по налогам, подписывается главным бухгалтером и направляется отделом налогообложения и сводной отчетности в Налоговой Комитет. Финансовая служба производит уплату налогов по распоряжению заместителя главного бухгалтера по налогам, согласованному с финансовым директором. Контроль за правильностью исчисления налогооблагаемой базы осуществляется отделом по контролю за уплатой налогов в процессе непосредственной реализации налогового плана. Контроль за эффективностью реализации запланированных действий производится на основании данных, предоставленных заместителем главного бухгалтера и финансовым отделом независимо друг от друга, совместными усилиями директора по экономике, главного бухгалтера и финансового директора. Таким образом, в процедуре налогового планирования на АО «Имсталькон» задействованы два отдела главной бухгалтерии, непосредственно ответственные за налоговую политику предприятия: отдел по контролю за уплатой налогов и отдел налогообложения и сводной отчетности.

 

 

 

3.Проблемы налогового  планирования и пути его совершенствования 

Налоговое планирование в  организации является составной  частью финансового планирования - управления финансами. Налоговое планирование также можно рассматривать как легальный способ снижения налоговой базы и минимизации налоговых платежей, а следовательно, и снижения налоговой нагрузки организации. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах бухгалтерского учета (ПБУ). Налоговое планирование - составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние. На практике можно избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование либо пытаться уклоняться от уплаты налогов. Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность. Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства. При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д. Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений. В качестве ограничений могут служить производственная программа, объем продаж и т.д. Решать данную задачу необходимо с использованием экономико-математических методов, методов статистики, математического программирования. Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:

- определение юридического  статуса организации, ее организационно-правовой  формы;

- определение целей и  сфер деятельности;

- разработка программы  анализа системы налогообложения  (например, проведение оценки с  применением современных методик  и технологий экспресс-анализа);

- формирование информационной  базы;

- тестирование состояния  системы налогообложения (например, для начала проведение сверки  расчетов с бюджетами всех  уровней);

- составление бизнес-плана  деятельности (бывает, что сметная  система, действующая на предприятии  и предлагаемая контролирующим  органом, не способна отразить  гибкость использования средств,  как собственных, так и целевого  финансирования);

- выбор стратегии оптимизации  налогового бремени - к этому  этапу переходят лишь после  осуществления подготовительной  работы и оздоровления финансового  положения в организации в  целом;

- оптимизация учетной  политики (оптимизация способов  ведения бухгалтерского и налогового  учета);

- установление системы  факторов и условий для конкретных  временных периодов, определяющих  налоговые последствия принимаемых  управленческих решений в краткосрочной  и долгосрочной перспективе;

- расчет налоговой экономии  при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;

- выявление резервов снижения  налогового бремени - представляется  перспективным полем для деятельности; произведя расчет налогового  бремени и рассмотрев его структуру,  становится более очевидным влияние  тех или иных факторов на его размер, в результате становится возможным управление этими факторами;

- выявление сильных и  слабых сторон организации;

- аудит состояния системы  налогообложения;

- разработка оргтехмероприятий - относится к практической, прикладной стороне вопроса для конкретной организации и предполагает создание эффективной локальной сети для обмена информацией между отделами финансово-хозяйственных служб с разграничением прав доступа в данную сеть и программные продукты по бухгалтерскому учету и реализации. Организационно-правовая форма организации имеет большое значение для минимизации налогового бремени, так как в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов. Не менее важно правильно определить вид деятельности. При налоговом планировании следует также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот, например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг). Важно определить состав и величину взносов в уставный капитал отдельных учредителей, а также форму внесения взносов. В частности, для субъектов малого предпринимательства имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым. Она не должна превышать 25%. Необходимо правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, варьируя им, можно регулировать экономию на соответствующих налогах. Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации, выбор показателей:

- начисление амортизации  основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по  сумме чисел лет срока полезного  использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

- начисление амортизации  нематериальных активов: линейный  способ, способ уменьшаемого остатка,  способ списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ);

- списание товарно-материальных  ценностей: по себестоимости каждой  единицы, по средней себестоимости,  по методу FIFO (по себестоимости  первых по времени приобретения  товарно-материальных ценностей);

- списание накладных,  комплексных расходов, сроки уплаты  налогов и сборов. Например, начисления  на заработную плату в социальные  внебюджетные фонды перечисляются  до выдачи ее работникам;

- определение выручки  от реализации продукции (работ,  услуг) для целей налогообложения.

Одной из проблем анализа  налоговой нагрузки является недостаточно полная информация о ней в отчетности. В этой связи представляется целесообразным фиксировать в форме N 2 «Отчет о прибылях и убытках» такие данные:

- в составе расходов  выделить отдельную строку, например 101 «Начислено налогов и отнесено на финансовые результаты»;

- отражать выручку, включая  косвенные налоги (НДС и др.), возмещаемые  за счет цены реализации продукции,  работ, услуг, а затем отдельной  строкой выделить в том числе общую сумму косвенных налогов. При использовании этих методов оптимизации необходимо как можно более четко прописать правовые основы оптимизации, чтобы избежать претензий налогового органа и доначисления налогов.

Вне всякого сомнения у налогового планирования есть будущее. Государство и налогоплательщик всегда будут играть в эту увлекательную игру. На очередные запреты государства налогоплательщик ответит поиском новых схем. Государство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазейки, которые позволяют реализовывать подобные схемы. В экономических изданиях в последнее время многими авторами проводится мысль о том, что при гармонизации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся. Гармонизация налоговой системы, скорее всего, значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения. Но в рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще разные инвестиционные кредиты. Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран-инвесторов. Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль. Даже изменение налоговой привязки, т.е. регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции, может способствовать минимизации определенных налогов. Известно, что некоторые финансово-промышленные группы перевели свои головные офисы из Москвы в провинцию. При существующем порядке вещей большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты. Базу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлений обеспечивают только несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, прежде всего налога на прибыль организаций, падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, преимущественно местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование главным образом направлено на минимизацию именно основных налогов. Их уменьшение достаточно часто приводит к уменьшению и всех остальных. В целях налогового планирования очень важно своевременно отказаться от привычных, давно применяемых схем бизнеса и расчетов. Если в рамках существующих схем невозможно добиться заметных результатов, значит, пришло время менять сами схемы. Тогда оптимизация должна проводиться не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными возможными схемами бизнеса. После эволюционной налоговой реформы 1991 - 1998 гг. российская система налогообложения подошла к новому этапу в своем развитии - этапу стабилизации и кодификации. Главных претензий практического характера к налоговой системе, без учета социальной и стимулирующей функции налогов, всего две.

Информация о работе Налоговое планирование