Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования - анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
2) изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
3) проблемы и пути совершенствования налогового планирования

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие налогового планирования
1.1 Понятие и содержание налогового планирования………....5
1.2 Элементы налогового планирования…………………..……8
1.3 Этапы налогового планирования……………………………14
1.4 Пределы налогового планирования…………………………16
Глава 2.Организация налогового планирования
2.1 Развитие налогового планирования………………………....18
2.2 Налоговое планирование на предприятии АО
«Имсталькон»…………………………………………………21
Глава 3. Проблемы налогового планирования и пути его
совершенствования………………………………………………24
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 67.34 Кб (Скачать документ)

Налоговый календарь

Налоговый календарь предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления налогов, а также соблюдения сроков уплаты налогов и соблюдения сроков предоставления отчетности, поскольку в противном случае это может вызвать штрафные санкции. Налоговый календарь представляет собой план годовых платежей, предусматривающий не только календарные сроки уплаты налогов, но и наличие денежных средств, необходимых для осуществления платежей. С помощью налогового календаря у налогоплательщика появляется возможность координировать денежные потоки организации. Последовательность расчетов плана налоговых платежей может быть представлена следующим образом:

1. Расчет налогов, облагаемой базой для которых является выручка от реализации.

2. Расчет налогов, облагаемой базой для которых является фонд оплаты труда.

3. Расчет налогов на  основании заявок на расходы. 

4. Плановые налоговые  платежи. 

5. Расчет налога на  прибыль организации. 

Налоговые льготы

Одним из элементов налога, на который воздействует налогоплательщик, являются налоговые льготы, нормативное определение которых содержит ст. 56 НК РФ. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками,  включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. В зависимости от того, изменение каких элементов налога предполагает та или иная налоговая льгота и с учетом характера этих изменений различают:

− изъятие;

− скидки;

− понижение ставки налога;

− изменение срока уплаты налога;

− реструктуризация по налогам  и сборам, пеням и штрафам;

− освобождение от налогообложения.

Изъятие предоставляет налогоплательщику право исключить из налоговой базы отдельные объекты налогообложения или их части. Скидки дают право налогоплательщику уменьшить налоговую базу на сумму вычетов. Понижение ставки налога предусматривает уплату налога по ставкам меньшим, чем установлено в общем порядке. Изменение срока уплаты налога представляет собой перенос срока уплаты налога на более поздний срок. Формами изменения срока уплаты налога являются:

1) отсрочка по уплате налога может быть от одного до шести месяцев с единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности;

2) рассрочка по уплате налога может составлять от одного до шести месяцев,  с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности;

3) налоговый кредит предусматривает изменение срока уплаты налога от трех месяцев до одного года  (с 2007года отменен)

4) инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет и предусмотрен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам дает возможность отсрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, штрафов и пени. Освобождение от налогообложения может быть частичным или полным и предусматриваться на определенный срок либо бессрочно. Помимо льгот, которые предусмотрены для отдельных категорий налогоплательщиков, НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, под которыми понимают особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам отнесены упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров и соглашений о разделе продукции. В НК РФ к специальным налоговым режимам отнесены система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей  (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения,  система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,  а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.  Налогоплательщики могут планировать наиболее эффективный для них режим налогообложения.

1.3 Этапы налогового  планирования

Принято выделять несколько  этапов налогового планирования, каждый из которых, в свою очередь состоит  из целого набора взаимосвязанных процедур. Встречается выделение 4 или 6 этапов налогового планирования, которые охватывают период до регистрации организации  и период текущей деятельности предприятия. Например, при выделении четырех этапов налогового планирования,  характерными являются выполнение следующих работ:

1)  На первом этапе,  как правило, решается вопрос  о выборе наиболее выгодного  с налоговой точки зрения места  расположения как самой организации,  так и ее руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот,  возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую,  условия налоговых соглашений и т. п.

2)  На втором этапе  производится выбор оптимальной  для конкретных целей деятельности  организационно - правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

3) Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия; правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т.п.

4)  На четвертом этапе  решается вопрос о рациональном  размещении активов и прибыли  предприятия с учетом не только  предполагаемой доходности инвестиций, но и налогов, уплачиваемых  при получении этого дохода. Необходимо  отметить,  что неотъемлемой составляющей  этапов налогового планирования  является построение налогового поля предприятия, под которым понимают таблицу, в которой каждый налог описывается с помощью элементов налога, например, налоговой базы, налоговой ставки и т.д. Следует отметить, что первый и второй этапы планирования – до регистрации предприятия –  как правило,  имеют место лишь один раз при создании организации либо при существенных изменениях условий ее деятельности, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке. В некоторых источниках предлагается выделять этапы налогового планирования, связанные с:

1) анализом видов и  направлений деятельности организации; 

2) выбором месторасположения  организации; 

3) анализом организационно-правовых  форм предприятия; 

4) анализом использования  льгот по налогу;

5) анализом проводимых  сделок с точки зрения минимизации  налогов; 

6) рациональное размещение  активов и полученных доходов  с учетом минимизации налогов. 

Порядок проведения налогового планирования текущей деятельности предполагает:

1) анализ хозяйственной  деятельности налогоплательщика; 

2) определение основных  налоговых проблем; 

3) разработку и планирование  налоговых схем;

4) подготовку и реализацию  налоговых схем;

5) включение результатов  в отчетность и ожидание реакции  контрольных органов.

1.4. Пределы налогового  планирования

Все права налогоплательщиков должны быть гарантированы,  а исполнение обязанностей обеспечено пресечением  неправомерных действий. Применение мер, направленных на пресечение налоговых  нарушений,  позволяет определить предел налогового планирования,  т.  е.  ту грань,  за которой деятельность по уменьшению налоговых обязательств налогоплательщика перестает быть правомерной. Принято выделять три  группы методов ограничения налогового планирования:

¾ законодательные ограничения;

¾ административное воздействие;

¾ судебные доктрины.

К законодательным ограничениям относят меры,  направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов. Эти  ограничения устанавливаются в  законах о налогах и представляют,  по сути,  совокупность обязанностей налогоплательщика. Меры административного  воздействия,  применяемые налоговыми органами, являются своего рода инструментами, при помощи которых достигается  возможность оперативного вмешательства  налоговых органов в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов. Специальные  судебные доктрины, которые выработаны мировой практикой,  применяются  судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам  их заключения с целью уклонения  от уплаты налогов или незаконного обхода налогов. Доктрина «существо над формой» направлена на определение налоговых последствий мнимых сделок,  т.е.  сделок, совершенных лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.  Концепция, лежащая в основе этой доктрины, состоит в том, что юридические последствия, вытекающие из сделки, определяются ее существом в большей степени, чем формой. Суть доктрины «деловая цель» состоит в том, что сделка, дающая определенные налоговые преимущества ее сторонам, может быть признана недействительной,  если не достигнет цели. При этом достижение налоговой экономии не признается деловой целью сделки. Доктрина  «сделки по шагам»  служит для определения налоговых последствий притворных сделок, под которыми понимают сделки,  заключаемые сторонами для вида с целью прикрыть другую сделку, которую стороны в действительности желают заключить.  Суд при рассмотрении конкретной сделки как бы устраняет промежуточные операции,  проведенные сторонами,  и рассматривает только фактические результаты сделки.

 

 

 

 

                                   2.Организация налогового планирования.

 
2.1 Развитие налогового планирования

Налоговое планирование представляет собой  организацию деятельности налогоплательщика по минимизации  его налоговых обязательств на определенный период без нарушения законодательства. Т.е. оно означает выбор между  различными вариантами деятельности лица для достижения возможно более низкого  уровня возникающих при этом налоговых  обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законами льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. То есть налогоплательщики вправе организовать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию. В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми незапрещенными законом способами. Поскольку налог – это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений. Процесс налогового планирования можно разделить на несколько этапов, которые не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств. Большинство вопросов в планировании на любом этапе могут решаться одновременно.

К основным этапам налогового планирования относятся:

1) выбор месторасположения  предприятия;

2) выбор места ведения  хозяйственной деятельности;

3) выбор организационно-правовой  формы;

4) выбор форм и методов  ведения предпринимательской деятельности4

5) выбор форм и методов  распределения активов и прибыли;

6) выбор форм системы  налогообложения.

На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой  точки зрения места нахождения, как  самого предприятия, так и его  руководящих органов, филиалов, представительств и дочерних компаний. При этом в  первую очередь учитывается налоговый  режим, предоставляемый местным  законодательством. Под налоговым режимом понимается совокупность налоговых обязательств плательщика, возникающих в связи с его местоположением, либо особенностями налогообложения получаемых доходов. Также учитывается возможности безналогового перевода доходов (например, из одной страны в другую), условия предоставления налоговых кредитов, льгот и др. Так, целесообразно открывать предприятие в местности, где не установлены некоторые виды региональных налогов и сборов, где значительно ниже налоговые ставки и различные виды платежей (за воду, электроэнергию и т.п.).

 На втором этапе выбирается оптимальное место ведения хозяйственной деятельности, т.к. предприятие или организация может находиться водном регионе, а осуществлять деятельность в другом, где предоставляются более широкие возможности, в том числе и получение более высоких доходов.

Основная задача третьего этапа налогового планирования состоит  в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что  налоговые обязательства предприятия  определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли. При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами (полное товарищество).

Сущность четвертого этапа  налогового планирования состоит в  максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ  и льгот при текущей предпринимательской  деятельности. К числу наиболее важных вопросов, решаемых на данном этапе, следует  отнести планирование сделок, выбор  форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия; правильное использование  льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение  налогового законодательства и др.

Информация о работе Налоговое планирование