Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение налогового планирования предприятия и его основных методов, продемонстрировать практическое применение некоторых из них и оценить эффективность их внедрения.
В соответствии с целью определены задачи курсовой работы:
– рассмотреть теоретические основы налогового планирования на предприятии;
– изучить методы налогового планирования и их применение на практике;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ГЛАВА 2. АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОСКОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ»
2.1 Пояснительная записка к финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Московская теплосетевая компания» на 2012-2013 годы
2.2 Анализ учетной политики для целей налогообложения ОАО «Московская теплосетевая компания»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5. Метод льготного режима налогообложения предусматривает переход на специальный налоговый режим при наличии оснований (применяется для отдельных видов деятельности). Примеры льготных налоговых режимов – ЕНВД, ЕСХН, УСН, СНВСРП. Налоговые выгоды в этом случае следующие:
– отмена НДС, налога на прибыль, НДФЛ (для ИП) и налога на имущество организаций (или НИФЛ - для ИП);
– пониженные налоговые ставки ;
– затраты на приобретение НМА и ОС включаются в расходы;
– при определении НБ для ЕСХН и УСН учитывается убыток прошлого года (прошлых лет), если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
Также хочется сказать несколько слов о таком методе как метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту (т. е. формально независимому, но фактически подчинённому головному предприятию). Он заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами, вплоть до криминальных. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется в снабженческо-сбытовой деятельности.
Эти и другие методы мы рассмотрим более подробно, изучая примеры их использования на предприятиях.
ПРИМЕР 1
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» — крупнейшее предприятие российского ВПК. Основным видом продукции завода является производство военных истребителей «МИГ» — одним из самых знаменитых, наряду с «Су», видов продукции военного самолетостроения России. Налоговое планирование на ОАО «Сокол» производится в рамках процесса бюджетирования. Из всех всевозможных способов оптимизации налогового портфеля предприятия ОАО «Сокол» использует лишь метод применения законодательно установленных льгот и преференций. При этом льготы в основном используются в момент непосредственного исчисления налоговых платежей при заполнении налоговых деклараций.
ПРИМЕР 2
Завод «Этна» — один из признанных лидеров на российском рынке по производству крепежных деталей и пружин для автомобильной и других отраслей промышленности. В настоящий момент вопросами налоговой оптимизации занимается бухгалтерия предприятия. В основном используются метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей; метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков; метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту. Доказательством эффективности применения методов налоговой оптимизации может служить тот факт, что фактически предприятием ОАО «Этна» было уплачено, как уже отмечалось, 121,6 млн. рублей на 2010 г., хотя бюджетом была предусмотрена гораздо большая сумма прогнозируемых налоговых отчислений.
ПРИМЕР 3
ОАО «Горьковский металлургический завод» частное предприятие с уставным капиталом 4 032 250 долларов США. Основными видами выпускаемой продукции являются: пилы, ножи, стальные слитки, сменные рабочие органы для сельхозмашин и оборудования, товары народного потребления.
На предприятии применяются метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей; метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков; метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту. Среди специфических способов налоговой оптимизации можно назвать учет затрат производства с использованием метода Direct-Costing. Введение системы Direct-Costing, и соответственно определения прибыли от реализации продукции на основе маржинального подхода, позволило в 2010 г. снизить налоговые платежи по налогу на прибыль на 1,2 млн. рублей.
ПРИМЕР 4
ОАО «Павловский автобус» (бывший ОАО «ПАЗ») – крупнейший в России производитель автобусов. Производственные мощности позволяют выпускать 11 тысяч автобусов в год. В настоящий момент ОАО «Павловский автобус», наряду с ОАО «ГАЗ», входит в холдинг «Русавтопром» (группа «Сибирский алюминий»). При планировании налоговых платежей на ОАО «Павловский автобус» применяют широкий комплекс мероприятий по оптимизации налогового портфеля. В частности, используются:
– метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод прямого сокращения объекта налогообложения — методы разрабатываются отделом налогов совместно с юридической службой под общим руководством директора по экономике и финансам;
– метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту – в данном случае заключаются агентские соглашения с аффилированными лицами, которым уплачиваются за услуги большие комиссионные (например, с ООО «Руспромавто-НН», г. Н. Новгород);
– метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей; метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков– применяются отделом налогов совместно с бухгалтерией, аналитическим отделом и службой внутреннего аудита;
– метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения – реализация продукции производится посредством фирм, зарегистрированных в зонах льготного режима налогообложения (например, ООО «Руспромавто» г. Горно-Алтайск, ООО «Торговый дом «Павловский автобус» г. Саров).
ПРИМЕР 5
В составе
организационной структуры
В 2009 году ЗАО «Митаз-Холдинг» использовало метод смены юрисдикции сбытового управления предприятия в виде учреждения ООО «Митаз-Финанс», который базируется на принципе налогового федерализма, основывающийся на исключительном праве субъектов Российской Федерации самостоятельно и по своему разумению устанавливать ставки региональных и местных налогов, и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ (Республика Алтай), установленных федеральным законодательством. В Свободной экономической зоне «Алтай» НДС был снижен на 15%, налог на прибыль на 11% по сравнению с максимальной ставкой, налог на имущество и местные налоги отменены полностью. Поступления в доходную часть бюджета Алтайского края формировались за счет оплаты всеми предприятиями права получения оффшорных льгот, а также за счет организационных сборов.
ПРИМЕР 6
В ходе анализа
деятельности ООО «Сокольский хлебокомбинат»
был выявлен ряд проблем, особенно
в области налогообложения. Они
связаны с тем, что предприятие,
обеспечивая население района и
области продуктом первой необходимости,
действует на тех же условиях что
и другие коммерческие организации.
Администрация района ограничивает
увеличение цены на хлебобулочные изделия,
тем самым уменьшая плановую себестоимость
услуг, реальная себестоимость которых
гораздо выше. А предприятие платит
налоги на общих условиях, тем самым
ухудшая свое финансовое состояние.
В качестве оптимизации был выбран
метод, связанный с упрощенной системой
налогообложения поскольку с 1 января
2010г. заканчивается срок передачи всего
имущества с баланса ООО «
ПРИМЕР 7
Проиллюстрировать действие метода замены можно на следующем примере.
Замена договора купли-продажи основного средства на договор финансового лизинга. Налоговая оптимизация в данном случае достигается следующим образом. Вместо приобретения основного средства по договору купли-продажи оно приобретается в рамках договора финансового лизинга. Причем основное средство должно учитываться на балансе лизингополучателя. В результате последний имеет право: а) применить повышающий коэффициент 3 к норме амортизации; б) лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения. При обычной схеме в качестве расходов можно учесть лишь амортизацию.
ПРИМЕР 8
Пример схемы работы иностранной оффшорной компании. Допустим, гражданину РФ законным (получив лицензию ЦБ РФ или еще более экзотично - получив компанию в наследство) или полузаконным (таких путей значительно больше и они значительно проще) путем удалось учредить оффшорную компанию на Каймановых островах. Формально компанией руководит житель Каймановых островов (по совместительству являющийся руководителем еще сотни аналогичных компаний), в его компетенцию входят вопросы учета, отчетности и уплаты единого ежегодного взноса. Фактически управление компанией (заключение сделок, контроль над банковскими счетами) осуществляется из России.
Налоговое планирование как социально-экономическое явление существует и будет существовать до тех пор, пока будет принудительное и обязательное, хотя и на основании закона, изъятие части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд. Стремление избежать налогов есть реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом.
ГЛАВА 2 АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОСКОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ»
2.1 Пояснительная
записка к финансово-
ОАО «Московская теплосетевая компания» - одна из крупнейших энергетических компаний на рынке транспорта тепловой энергии Российской Федерации. Энергетическая система компании является технологически неотъемлемой частью энергетической системы ОАО «Мосэнерго» и жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы.
Миссия
ОАО «Московская теплосетевая компания»
заключается в обеспечении
Деятельность по обеспечению потребителей г. Москвы и московской области тепловой энергией определяет высокую социальную ответственность ОАО «Московская теплосетевая компания».
ОАО «Московская теплосетевая компания» дорожит своими сотрудниками, обеспечивая условия для реализации их способностей в труде и условия для достойного отдыха.
Основной задачей деятельности Общества является передача теплоносителя от источников тепловой энергии потребителям. Протяженность трубопроводов магистрального теплоснабжения по состоянию на 01.01.2012 г. составила 4901,8 п.км (в однотрубном исчислении).
В числе других видов производственной деятельности Общества следует отметить:
– поставка тепловой энергии;
– сбыт тепловой энергии потребителям, заключившим договора энергоснабжения с ОАО «МТК»;
– оказание услуг по присоединению к тепловым сетям;
– диагностика, эксплуатация, реконструкция и ремонт тепловых сетей, а также иных объектов теплосетевого хозяйства и технологическое управление ими;
– разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития теплосетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ;
– развитие тепловых сетей и иных объектов теплосетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку.
Представляя отчет о работе компании в 2012 году, можно с уверенностью сказать о том, что производственные и финансовые задачи в отчетном периоде выполнялись успешно.
Совет директоров ОАО «Московская
теплосетевая компания», избранный
акционерами и осуществляющий в
соответствии с действующим
За 2011 год Обществом получена выручка от продаж товаров, работ, услуг в размере 29 846,6 млн.руб., в том числе: от услуг по передаче тепловой энергии – 26 544,4 млн.руб. Общая себестоимость реализованной продукции составила 27 655,8 млн.руб. Валовая прибыль от реализации за отчетный период получена в размере 2 190,8 млн.руб.