Налоговое законодательство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:59, реферат

Описание

Проблемы налогообложения на нынешнем этапе реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.
Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической деятельности. Государственная власть использует налоги как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе эти сферы одинаково важны в период переходной к рыночной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Сущность и значение налогового законодательства в России…… ………4
Понятия налогового права и налогового законодательства………… ….4
Содержание, система и особенности налогового законодательства……6
Роль налогового законодательства в условиях перехода к рыночной экономике…………………………………………………………………….11
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………14
Заключение…………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по налогам.docx

— 40.15 Кб (Скачать документ)

ФГОУ  ВПО КОСТРОМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ 

Экономический факультет 

Кафедра финансов и кредита 
 
 

РЕФЕРАТ 

Тема: «Налоговое законодательство России» 
 
 
 
 

                              Выполнил:

                                                                        студент экономического факультета

                                    3 курса 5 группы

                                                               Торопов Эдуард Александрович 

                                    Руководитель:

                                                              Королева Елена Владимировна

                                                              
 

КОСТРОМА  – 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение………………………………………………………………………3

  1. Сущность и значение налогового законодательства в России…… ………4
    1. Понятия налогового права и налогового законодательства………… ….4
    2. Содержание, система и особенности налогового законодательства……6
    3. Роль налогового законодательства в условиях перехода к рыночной экономике…………………………………………………………………….11
  2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………14

    Заключение…………………………………………………………………...17

    Список использованной литературы………………………………………. 18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

   Проблемы  налогообложения на нынешнем этапе  реформирования российской экономики  становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.

   Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической  деятельности. Государственная власть использует налоги как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе  эти сферы одинаково важны  в период переходной к рыночной экономике.

   Взимание  налогов — по сути перераспределение  собственности в пользу государства  для выполнения им собственных задач  и функций. При этом власть императивным путем изымает частную собственность, поэтому необходимо неукоснительное соблюдение налоговых норм. Единообразное исполнение норм налогового законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.

   Реформирование  налоговой сферы государства, как  правило, проходит в соответствии с  утвержденными принципами и заранее  намеченной программой. Без этого  любые реформы обречены на неудачу, поскольку они носят хаотичный  характер. Для того, чтобы точным образом определить принципы и программу  реформирования, желательно проанализировать имевшиеся и имеющиеся на период реформирования общественные отношения  в области налогообложения и  их отражение в налоговом законодательстве.

   Рассмотрение  особенностей развития российского  налогового законодательства позволяет  выявить закономерности его изменения, которые необходимо учитывать при  переходе к рыночной экономике. 
 
 
 

  1. СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО 
    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

   1.1. Понятия налогового  права и налогового  законодательства

   Приступая к исследованию проблемы налогового законодательства, следует, прежде всего, обратить внимание на его теоретические  аспекты. Налоговая практика тесно  связана с теоретическими оценками ее реализации, так как трудно себе представить практику без теории и теорию без практики. Для изучения вопросов становления и развития налогового законодательства представляется важным определиться в понятиях налогового права и налогового законодательства, а также дать определение понятия  налога.

   В специальной юридической литературе имеются различные подходы к  определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, «что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им».

   Современные авторы также разнятся в определениях понятия «налог», и, видимо, проблема заключается в том, что налог  есть категория комплексная, имеющая  как экономическое, так и юридическое  значение. Несмотря на различия позиций, большинство авторов, однако, выделяют следующие его составляющие:

   -   обязательность и принудительность налога;

   -   адресность налога (внесение в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд);

   -   законность его установления.

   Таким образом, сравнивая у различных  авторов понятие налога, можно  определить налог как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в указанный законодательством  внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (юридическими и физическими лицами) в порядке и на условиях, регламентируемых налоговым законодательством. Легальное  определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, содержит в себе также цель взимания налога — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

   Налог, в том смысле, в котором он был  рассмотрен выше, включает в себя понятие  сбора. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

   Термин  «налоговое право» может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:

   1.      налоговое право как учебная дисциплина;

   2.      налоговое право как общественная наука (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);

   3.      налоговое право как часть института отрасли финансового права — «государственные доходы».

   Нас, естественно, интересует третья категория.

   Некоторые авторы выделяют налоговое право  в самостоятельную подотрасль финансового  права, основываясь на обособленности предмета и метода правового регулирования. Однако, на наш взгляд, это не соответствует  действительности, поскольку в качестве предмета правового регулирования  можно обособить как общественные отношения, регулируемые отраслью права, так ее частью. Наиболее предпочтительными среди российских авторов являются позиции Л. Вороновой и Н. Химичевой, которые, рассматривая налоговое право в качестве финансово-правого института, включают его в раздел финансового права, посвященный регулированию государственных доходов.

   Подводя итог сказанному, налоговое право  можно определить как совокупность, систему финансово-правовых норм, составляющих часть института отрасли финансового  права «государственные доходы»  и регулирующих общественные отношения  по налогообложению.

   Переходя  к определению понятия налогового законодательства, необходимо отметить, что большинство авторов не рассматривают  детально содержание этого термина. Чаще всего ими дается лишь его  общее определение, такое, например, как «система законов и иных нормативных  актов, регулирующих налоговую сферу государства». Это заставляет обратиться к дословному толкованию рассматриваемого понятия, которое, может быть раскрыто путем проведения морфемного анализа. Исходя из результатов такого анализа, данное слово можно разбить на два составляющих: «закон» и «дать». Таким образом, данный термин в узком смысле слова означает совокупность законов, а в широком — источник нормы, правила поведения.

   Представляется, что законодательство, как совокупность источников права, включает в себя не только законы федерального уровня, но и законы субъектов федерации, а  также иные подзаконные акты, с  помощью которых осуществляется правовое регулирование определенной сферы общественных отношений. «Принятие  подзаконных актов - уже вторичный  процесс, здесь, в основном, в форме  конкретизации реализуется право, выраженное в законах. Хотя, конечно  же, жизнь дает нам примеры того, как в подзаконных актах формулируются  исходные, первичные нормы права, не имеющие своей основы в законах». И хотя закон все же первичен, подзаконные акты нередко несут большую нагрузку, в связи с чем думается, что понятие законодательства может включать в себя, наряду с законами. также и подзаконные нормативные акты, которые являются их необходимым продолжением и служат источником прав и обязанностей участников правоотношений.

   Таким образом, налоговое законодательство можно определить как совокупность, систему законных и подзаконных  актов, регулирующих общественные отношения  в сфере взимания государством обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.

   1.2. Содержание, система  и особенности  налогового законодательства

   Основным  источником налогового законодательства, как собственно и любого другого, являются законы и подзаконные нормативные  акты, которые содержат нормы, регулирующие общественные отношения в налоговой  сфере жизни общества.

   Поэтому можно утверждать, что налоговое  законодательство составляет совокупность вышеназванных нормативно-правовых актов, расположенных в определенной системе, иначе говоря «систему российского  законодательства составляет взаимосвязанная  совокупность нормативных актов  различного уровня, содержащих налоговые нормы».

   Соответственно  этому, все нормативно-правовые акты, входящие в систему налогового законодательства, можно в соответствии со стандартной  классификацией разделить на следующие:

   1.      законы общего и специального характера;

   2.      подзаконные нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие налоговые отношения.

   Учитывая  традиционное понимание закона в  современной теории права, налоговый  закон можно определить как обладающий высшей юридической силой по отношению  к другим актам (за исключением Конституции) нормативный акт, принятый в специальном  порядке Федеральным Собранием  Российской Федерации и выражающий государственную волю по наиболее важным моментам в налоговой сфере общественной жизни.

   Нормы, так или иначе регулирующие общественные отношения, могут содержаться не только в специальных налоговых  законах, но и в других, не являющихся таковыми, законах, содержащих нормы  финансового права.

   Необходимо  отметить, что предпринятая в 1991 году при введении новой налоговой  системы попытка создать совокупность законов о налогах прямого  действия, исключающих возможность  регулирования этого вопроса  подзаконными актами, не удалась. И  лишь только в июле 1998 г. появилась  первая часть Налогового кодекса  России.

   Если  исходить из содержания термина «налоговое законодательство» существующего  в большинстве зарубежных стран, то следовало бы данным термином охватывать только федеральные законы, законы законодательных органов субъектов  федерации и соответствующие  акты органов местного самоуправления. В России дело обстоит иначе, так  как нередко подзаконные нормативные  акты, наряду с законами, имеют большое  значение в правовом регулировании  вопросов налогообложения и должны включаться в систему налогового законодательства.

   Подзаконные правовые акты в налоговой сфере  можно определить как акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа, изданный на основе и во исполнение закона и содержащий нормы налогового права.

Информация о работе Налоговое законодательство России