Налоговое законодательство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:59, реферат

Описание

Проблемы налогообложения на нынешнем этапе реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.
Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической деятельности. Государственная власть использует налоги как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе эти сферы одинаково важны в период переходной к рыночной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Сущность и значение налогового законодательства в России…… ………4
Понятия налогового права и налогового законодательства………… ….4
Содержание, система и особенности налогового законодательства……6
Роль налогового законодательства в условиях перехода к рыночной экономике…………………………………………………………………….11
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………14
Заключение…………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по налогам.docx

— 40.15 Кб (Скачать документ)

   Систему налогового законодательства, в силу специфики регулируемого объекта, можно рассматривать по властно-территориальному признаку.

   На  основе этого признака можно различать: федеральные законы и нормативные  акты федеральных органов исполнительной власти; законы и другие нормативные  акты органов власти субъектов федерации; акты органов местного самоуправления.

   Основным  же критерием для классификации  источников налогового законодательства является юридическая сила нормативно-правовых актов.

   Высшим  нормативным актом, выступающим  базой для развития всех отраслей финансового законодательства и  законодательства вообще является Конституция  Российской Федерации, как закон, имеющий  высшую юридическую силу в правовом государстве. Действующая Конституция  России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 57).

   Следующую ступень в системе налогового законодательства занимают налоговые  законы, определение которых уже  давалось выше. Законы, регулирующие общественные отношения по налогообложению, можно  условно подразделить на законы общего и специального действия. В качестве примера закона общего действия следует  привести Налоговый кодекс Российской Федерации. Законы о подоходном налоге с физических лиц, о налоге на добавленную  стоимость относятся соответственно к специальным законам.

   Нормативные акты высшего законодательного органа России занимают следующую ступень  в иерархии системы налогового законодательства. Сюда относятся такие акты, как  постановления о введение в действие налоговых законов, постановления, содержащие самостоятельные налоговые  нормы.

   Следующей ступенью в системе налогового законодательства являются нормативные акты Президента России. Данные акты могут вносить  существенную корректировку в налоговое  законодательство государства.

   Нормативные акты Правительства Российской Федерации  в системе налогового законодательства представлены не так широко, и в  основном потому, что нормотворчество  Правительства распространяется в  первую очередь на регулирование  вопросов взимания налоговых платежей, а в сфере налогообложения  полномочия Правительства определяются федеральными налоговыми законами. Постановлением Правительства, в частности, устанавливаются ставки таможенных пошлин, состав затрат по производству и реализации продукции, и другое.

   В настоящий момент важное место в  системе российского законодательства о налогах и сборах занимают нормативные  акты Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации, поскольку  оба этих органа исполнительной власти занимают важную позицию в фискальной сфере государства.

   Однако  нормативные акты этих ведомств не могут устанавливать, изменять или  прекращать права и обязанности  налогоплательщиков. Их назначение состоит  в том, чтобы регламентировать способы  практической деятельности органов  исполнительной власти.

   На  следующей ступени налогового законодательства находятся нормативные акты органов  государственной власти субъектов  Федерации и органов местного самоуправления, которые регламентируют отношения по поводу установления, введения и взимания региональных и  местных налогов и сборов, перечень которых имеется в Налоговом  кодексе Российской Федерации.

   Кроме нормативных договоров, важное значение имеют международные договоры и  соглашения, поскольку Конституция  Российской Федерации устанавливает  их приоритет над любыми национальными  законодательными актами.

   В то же время, международные акты являются в последнее время перспективными источниками правового регулирования. В международном договоре могут  быть установлены: общие принципы взаимодействия договаривающихся сторон в сфере  налогообложения; соглашения, направленные на избежание двойного налогообложения; общие налоговые соглашения, которые  охватывают все вопросы налогообложения; ограниченные налоговые соглашения, охватывающие лишь отдельные вопросы  в налоговой сфере; соглашения, в  которых наряду с другими вопросами, рассматриваются налоговые вопросы; налоговые соглашения, касающиеся индивидуальных лиц и хозяйствующих организаций.

   Весьма  влиятельными в регламентации отношений  налогового характера стали в  последнее время акты Конституционного суда Российской Федерации, поскольку они имеют прямое отношение к совершенствованию процесса налогового законотворчества и приведению норм отдельных законов в соответствие с нормами Конституции.

   Кроме того, Конституционный суд уполномочен  непосредственно влиять на содержание налогового законодательства посредством  признания незаконными отдельных  нормативных актов или их частей.

   Содержание  налогового законодательства, возможно подразделить на группы нормативных  актов по признаку регулирования  разных элементов налоговой системы.

   По  данному классифицирующему признаку различают:

   -           совокупность нормативных актов, регулирующих правовой режим налогов, сборов и других платежей;

   -           совокупность нормативных актов, регулирующих систему налоговых органов государства, их статус и полномочия;

   -           совокупность нормативных актов, регулирующих порядок распределения налогов и иных платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды;

   -           совокупность нормативных актов, регулирующих формы и методы налогового контроля;

   -           совокупность нормативных актов, регулирующих порядок и условия налогового производства;

   -           и совокупность международных нормативных актов о налогообложении.

   Как следует из статьи 1 Налогового кодекса  России, содержание налогового законодательства можно рассматривать как совокупность правил поведения, представленных в  виде их источников и состоящих из Налогового кодекса и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о налогах и (или) сборах.

   Система налогового законодательства — это  множество закономерно связанных  друг с другом нормативных актов  о налогообложении, представляющих собой определенное целостное образование, единство.

   Как мы видим, понятие «содержание налогового законодательства» близко к понятию  «система налогового законодательства». Последнее упорядочивает содержание законодательства о налогообложении в соответствии с принципами ее системы.

   1.3 Роль налогового  законодательства  в условиях 
перехода к рыночной экономике

   Создание  налоговой системы, отвечающей требованиям  рыночной экономики, началась на рубеже 1991 - 1992 гг.

   Настоятельная потребность в новой налоговой  системе была обусловлена тем, что  именно в этот период был взят твердый  курс на коренные преобразования экономики, переход к рыночным отношениям.

   Необходимо  было в сжатые сроки разработать  систему законодательного регулирования  и правового оформления налоговой  системы. По существу задача состояла в том, чтобы создать необходимые  условия для функционирования хозяйственного механизма, жизнедеятельности общества и государства в целом.

   Становление и развитие налогового законодательства происходит в условиях экономического и социального кризиса, спада  производства, инфляции, возрастающего  дефицита федерального бюджета, роста  цен, снижения уровня жизни населения, состояния социальной напряженности. Все это диктует необходимость  создания более совершенной системы  налогового законодательства.

   Кроме того, налоговая система и ее механизм реализации должны быть тесным образом  связаны со стратегией экономических  реформ, способствовать достижению целей  и задач государственной финансовой политики. С учетом этих исходных позиций  в настоящее время разрабатывается  и совершенствуется налоговое законодательство.

   Фундаментальным принципом новой налоговой системы, имеющим особо важное значение на переходном этапе к рыночной экономике, является обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим  субъектам, а также создание равных условий для использования субъектами затраченных ими средств. Все  юридические и физические лица, получающие доходы или имеющие на праве собственности  определенные виды имущества, должны платить налоги. Этот принцип реализовывается через законодательно закрепленный порядок установления и отмены налогов, а также предоставления льгот, определения прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов.

   Ключевое  место, на данный момент, в системе  налогового законодательства на сегодняшний  этап реформ занимает Налоговый кодекс Российской Федерации, первая часть  которого введена в действие с 1 января 1999 года. В нем определены принципы построения, структура и общий  механизм функционирования налоговой  системы, установлены федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, порядок их исчисления и взимания, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов и другие общие положения.

   Необходимо  избегать использования налогового инструмента для разрешения сиюминутных  трудностей и пополнения бюджета, поскольку  такой подход бесперспективен для  экономики страны в целом. Он увеличивает  спад производства, тормозит обращение  капитала, создает трудности для  предпринимательства.

   Практика  свидетельствует, что принятые в 1991-1992 г.г. законы, сформировавшие существовавшую тогда налоговую систему России, в целом соответствовали условиям перехода к рыночной экономике. Однако на сегодняшний день ситуация в экономике  изменилась, страна претерпела несколько  кризисов, поэтому возникла потребность  смены налогового законодательства.

   Есть  основания полагать, что по мере развития рыночной экономики, все более  возрастающую роль будут играть ресурсные  платежи. В законодательной системе  содержатся необходимые основания, обеспечивающие возможность существенного  повышения значимости ресурсных  платежей и превращения их в одни из важнейших источников формирования государственных доходов.

   Основные  поступления по местным налогам  составляют от налогов на содержание жилищного фонда, налога на недвижимость, налога с продаж и налога на имущество  организаций.

   Принципиально важной задачей для стабилизации финансовой системы, было и остается «обеспечение устойчивого сбора налогов, повышение дисциплины налогоплательщиков». Существующая налоговая система позволит продвигаться вперед при решении социальных и экономических задач за счет мобилизации финансовых источников.

   В общем, и целом, процесс становления  налогового законодательства выявил особую актуальность многих его институтов, которые выполняют важнейшую  фискальную функцию государства - формирование его доходов. Кроме фискальной функции, налоги оказывают регулирующее воздействие  на процессы производства и потребления. При этом учитывается платежеспособность налогоплательщиков, обеспечивается гибкость налоговой системы в меняющихся условиях. Естественно, для того, чтобы  налоговая реформа полностью  обеспечивала устойчивую доходную базу российского государства, необходимо определенное время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

   Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой  политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта  федерального бюджета на очередной  период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

   Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений  в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Информация о работе Налоговое законодательство России