Налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание

Поэтому главной целью данной работы будет изучение влияния существующего налогового и уголовного законодательства на экономическую жизнь кыргызского общества. Перед работой поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие налоговых преступлений, применяемое в кыргызском законодательстве.
Описать механизмы совершения налоговых преступлений
Показать связь между степенью развития правовых норм налогового законодательства и уровнем экономической преступности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 4
1.1 Основные понятия 4
1.1 Налоговые преступления в кыргызском законодательстве 5
1.2 Статистика налоговых преступлений в КР 8
Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+ 10
2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета ……………………………………………………………………………………………………………..10
2.2 Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами 13
2.3 Операции с наличностью 14
Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность 19
3.1 Причины налоговой преступности 19
3.2 Последствия налоговой преступности 25
3.3 Пробелы законодательства в отношении налоговых преступлений 26
3.4 Зарубежный опыт борьбы с налоговой преступностью 30
Заключение 43
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 84.02 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика 4

1.1 Основные понятия 4

1.1 Налоговые преступления в кыргызском законодательстве 5

1.2 Статистика налоговых преступлений в КР 8

Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+ 10

2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета ……………………………………………………………………………………………………………..10

2.2 Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами 13

2.3 Операции с наличностью 14

Глава 3.  Правовые нормы и налоговая преступность 19

3.1 Причины налоговой преступности 19

3.2 Последствия налоговой преступности 25

3.3 Пробелы законодательства в отношении налоговых преступлений 26

3.4 Зарубежный опыт борьбы с налоговой преступностью 30

Заключение 43

Список литературы 45

Приложение 46

 

 

Введение

Проблема вмешательства  государства в экономику посредством  налогов всегда волновала экономистов. На протяжении нескольких столетий развития экономической мысли ученые пытались выяснить роль налогов, последствия  их изменения, оптимальный размер налогов  и сборов. Тем не менее, несмотря на то, что данная проблема была и  остается одной из самых актуальных в экономической практике, обратную ее сторону – налоговую преступность почти всегда оставляют без внимания. А ведь налоговая преступность существует во всех странах повсеместно, она представляет собой наибольшую угрозу экономической безопасности государства. При этом налоговые преступления наиболее сложно раскрыть, поскольку для этого требуется большой объем знаний и времени.

 Особенно остро проблема  налоговой преступности стоит  в современном Кыргызстане. Ни для кого не секрет, что практически каждый – будь то обычный гражданин, индивидуальный предприниматель, небольшая фирма или огромная корпорация – каким-либо образом уклоняется от уплаты налогов. Все это говорит о том, что правоприменительная практика налогового законодательства в Кыргызстане очень далека от совершенства. Таким образом, актуальность изучения налоговой преступности, ее последствий и методов борьбы с ней не вызывает никаких сомнений. Поэтому главной целью данной работы будет изучение влияния существующего налогового и уголовного законодательства на экономическую жизнь кыргызского общества. Перед работой поставлены следующие задачи:

  • Дать общее понятие налоговых преступлений, применяемое в кыргызском законодательстве.
  • Описать механизмы совершения налоговых преступлений
  • Показать связь между степенью развития правовых норм налогового законодательства и уровнем экономической преступности.

Глава 1. Общая характеристика

1.1 Основные понятия

Налоговое преступление

Согласно законодательству, налоговым правонарушением (преступлением) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность1. Для признания налогового преступления оконченным необходимо и достаточно, чтобы в результате действий виновного лица был не уплачен в крупном размере хотя бы один налог.

Субъекты  налоговых преступлений

Субъектами налоговых  преступлений в КР могут быть и юридические, и физические лица. Для физических лиц ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста2.

Субъективная  сторона

Субъективная сторона  налоговых преступлений  характеризует  вину в форме прямого умысла или  по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало  наступление вредных последствий  таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших  вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Объект

Объектом налоговых преступлений в современной юридической науке  принято считать правоотношения, возникающие между налогоплательщиком и государством и вытекающие из установленной законодательством обязанности первого уплатить определенные суммы в бюджеты различного уровня и во внебюджетные фонды. Предметом преступлений, в таком случае, являются именно денежные суммы, недополученные государством.

Объективная сторона

Объективная сторона налоговых  преступлений заключается в совершении гражданами следующих действий:

  • непредставление декларации или иных документов, представление которых является обязательным,
  • включение в декларацию или бухгалтерские документы заведомо ложных сведений;
  • Сокрытие денежных средств, имущества или других объектов, с которых должно производиться взыскание налогов

1.1 Налоговые преступления в кыргызском законодательстве

Обязанность физических и  юридических лиц уплачивать установленные законом налоги и сборы закреплена, прежде всего, Конституцией Кыргызской Республики. «Граждане обязаны платить налоги и сборы в случаях и порядке, предусмотренных законом.»3.

Исходя из легального определения налога (ст.4 Налогового кодекса КР) можно утверждать, что налог является формой безвозмездного изъятия части собственности хозяйствующего субъекта.

В соответствии со ст.40 Конституции КР каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ст.12 Конституции КР указано, что каждый вправе иметь в собственности имущество; право частной собственности охраняется законом.

Иначе говоря, законодательство КР признает право плательщика налогов (собственника денежных средств, полученных от осуществления определенной хозяйственной деятельности) на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств.

Однако, это право не безгранично. Как следует из ст.40 Конституции КР налогоплательщик имеет право только на те действия, которые не запрещены законодательством. Налогоплательщик имеет право только на законные (не влекущие нарушения закона) методы уменьшения налоговых обязательств (налоговая оптимизация). В случае, если в результате действий налогоплательщика будет допущено нарушение действующего законодательства (нарушение пределов оптимизации), то такие действия будут признаны уклонением от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов  в современной правоприменительной  практике квалифицируется двояко –  с одной стороны, как налоговое  правонарушение, с другой – как  налоговое преступление. Состав налоговых  правонарушений и ответственность  по ним предусмотрена главами  18 и 19 Налогового Кодекса КР. Ответственность же по налоговым преступлениям предусмотрена статьями 211-213 Уголовного Кодекса КР.

Одним из основных критериев  разграничения налоговой и уголовной  ответственности является именно размер сокрытых налогов. Уголовная ответственность наступает только в случае неуплаты налога в крупном или особо крупном размере, а также при наличии умысла или иных условий, предусмотренных законодательством. Во всех остальных случаях данное деяние квалифицируется как налоговое правонарушение и рассматривается в соответствии только с налоговым кодексом.

Вопрос о соотношении  налоговых правонарушений и преступлений является весьма актуальным и широко освещается в специальной литературе. Выработать универсальный критерий для разграничения налоговой и уголовной ответственности довольно сложно. Есть лишь некие общие принципы, а решение в отношении конкретного случая и налогоплательщика должно приниматься строго индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих вину.

В отличие от законодательства большинства развитых стран, в уголовном  кодексе КР налоговые преступления никак не связаны с таким преступлением, как мошенничество (ст. 166 УК КР, хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием). Мошенничество – корыстное преступление, в то время как налоговые преступления, по действующему законодательству, не являются таковыми. Поэтому, по смыслу закона, налоговые преступления являются менее социально опасными и относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести.

В результате неэффективности  правовых норм, регулирующих экономическую  деятельность, правоохранительные органы лишены возможности в полном объёме реализовать планы по пресечению широкомасштабных операций по легализации  и отмыванию незаконно приобретённых денежных средств. А ведь налоги – важнейший источник формирования доходной части государственного бюджета и бюджетов нижестоящих уровней. Поэтому, преступление, предусмотренные ст.211-213 УК КР подрывают финансовые интересы государства, т.е. в конечном итоге, потерпевшим по данным преступлениям является государство. Это приводит к тому, что государство не может в полной мере осуществлять социальную политику, регулирование экономической деятельности и т. д.

Таким образом, налоговая  преступность и неэффективность  мер борьбы с ней негативно  влияет на всю хозяйственную жизнь  общества в целом.

 

1.2 Статистика налоговых преступлений в КР

За 7 месяцев 2011 года подразделениями  ГСФП при Правительстве Кыргызской Республики по республике выявлено 1 290 фактов правонарушений, сумма причиненного ущерба составила 1 млрд. 831 млн. 306 тыс.сом, из которых 745 млн. 782 тыс.сом возмещено.

Через РОК (региональные отделения  казначейства) в бюджет государства  возмещено 593 млн. 805 тыс. сомов.

Всего возбуждено 671 уголовных  дел.

Окончено производством  и направлено в судебные органы для  дальнейщего рассмотрения 303 уголовных  дел.

По уголовным делам  и рассмотренным материалам возмещено 544 млн. 889 тыс.сом.

За отчетный период по приоритетным направлениям деятельности ГСФП при  ПКР возбуждено уголовных дел  по фактам:

- присвоения и растраты  вверенного имущества - 67 уголовных дел (ст. 171 УК КР );

- налоговых и таможенных  преступлений (уклонение от уплаты  налогов и таможенных платежей) — 59 уголовных дел (ст. ст. 210, 211, 212, 213 УК КР);

- лжепредпринимательства, незаконного  предпринимательства -38 уголовных   дел (ст.ст. 180, 182 УК КР);

- легализации (отмывание)  доходов, полученных                 преступным путем  — 3 уголовных  дела (ст. 183 УК КР);

- незаконного ввоза и  вывоза товаров и иной продукции  (контрабанда)- 14 уголовных дел (ст. 204 УК КР).

- незаконного и нецелевого  использования и получения государственного  кредита — 9 уголовных дел (ст. 184—185 УК КР).

- должностных преступлений  -160 уголовных дел (ст. 304—316 УК КР), в том числе:

- злоупотребления должностным  положением — 102 уголовных дел  (ст. 304 УК КР);

- превышения должностным  полномочием — 8 уголовных дел  (305 УК КР);

- нарушения земельного  законодательства  Кыргызской                   Республики — 4 уголовных дела (ст. 305—2 УК КР);

- заключения контракта,  осуществления государственной                  закупки вопреки интересам КР, незаконного использования  служебного  положения  при  осуществлении  приватизации, налоговой, таможенной  или лицензионно-разрешительной  деятельности — 2 уголовных дела (ст. 306,307  УК КР);

- незаконного использования  бюджетных средств - 5 уголовных дела (ст.308 УК КР):

- взятотничества  — 26 уголовных дел (ст.ст. 310—314 УК  КР).

- служебного подлога,  халатности  — 13 уголовных дел  (ст. 315,316 УК КР);

- незаконного получения  вознаграждения служащими 29 уголовных  дел (ст.225 УК КР);

-  292 уголовных дел по  другим статьям УК КР.

За отчетный период органами финансовой полиции ГСФП при ПКР  оказано содействие в пополнении государственного бюджета республики на 201 млн. 265 тыс.сом:

- по взысканию задолженности  по налогам на сумму 112 млн. 417 тыс. сом;

- по возмещению страховых  взносов на сумму 83 млн. 878 тыс.  сом;

- по взысканию бюджетных  ссуд и иностранных кредитов  на сумму 4 млн. 150 тыс.сом;

- хозяйствующим субъектам  в сумме 820 тыс.сом. 

Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+

 

Способы, используемые для  уклонения от  уплаты налогов  или снижения их размеров, достаточно разнообразны и многочисленны. В  настоящее время известно более  двухсот способов. Все многообразие налоговых преступлений и способов их совершения можно объединить в  следующие группы и виды.

2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета

1. Осуществление сделок без документального оформления, неоприходование товарно-материальных ценностей или денежной выручки в кассу.

Информация о работе Налоговые преступления