Налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание

Поэтому главной целью данной работы будет изучение влияния существующего налогового и уголовного законодательства на экономическую жизнь кыргызского общества. Перед работой поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие налоговых преступлений, применяемое в кыргызском законодательстве.
Описать механизмы совершения налоговых преступлений
Показать связь между степенью развития правовых норм налогового законодательства и уровнем экономической преступности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 4
1.1 Основные понятия 4
1.1 Налоговые преступления в кыргызском законодательстве 5
1.2 Статистика налоговых преступлений в КР 8
Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+ 10
2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета ……………………………………………………………………………………………………………..10
2.2 Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами 13
2.3 Операции с наличностью 14
Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность 19
3.1 Причины налоговой преступности 19
3.2 Последствия налоговой преступности 25
3.3 Пробелы законодательства в отношении налоговых преступлений 26
3.4 Зарубежный опыт борьбы с налоговой преступностью 30
Заключение 43
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 84.02 Кб (Скачать документ)

В секторе крупных предприятий  эффект от снижения налоговых платежей практически не используется на развитие производства. Выплаты "черных" премий распространяются лишь на доверенных представителей администрации. 

Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность

3.1 Причины налоговой преступности

3.1.1 Экономические причины налоговой преступности

Ухудшение финансового положения бизнеса  и населения.

Оно связано с кризисными явлениями, характерными для современной  кыргызской экономики: падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив сомовой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу. В промышленности убыточными стали свыше 40% организаций, на транспорте – около 60%, в строительстве – каждая третья организация. В регионах страны доля убыточных предприятий составила от 40% и более.

Финансовое положение  налогоплательщиков достаточно часто  является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. Налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные отрицательные  последствия. Если с материальной точки  зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Поэтому снижение налоговой способности субъектов  налогообложения, следует расценивать  как одну из важных экономических  причин уклонения от уплаты налогов.

Причины экономического характера, связанные  с проводимой налоговой политикой  и особенностями налоговой системы.

Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных  факторов, среди которых можно  отметить следующие.

Неспособность государства  обеспечить эффективный контроль над  расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов побуждает государство  повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое  бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Согласно имеющимся экспертным оценкам, уровень отечественного налогообложения оценивается как один из наиболее высоких в мире.

Практика предоставления льгот на федеральном и особенно на местном уровнях власти. По данным Министерства финансов, только по пяти налогам – налогу на прибыль, подоходному  налогу с физических лиц, налогу на добавленную стоимость и двум налогам на имущество (физических лиц  и предприятий) общие потери консолидированного бюджета составили 1млрд. 85 млн. сом.

Деятельность отечественных  оффшоров часто сопровождается различными нарушениями порядка налогообложения.

Таким образом, значимым криминогенным  фактором является неэффективность  налоговой политики, направленной, прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Сокрытие доходов становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать  свою финансово-хозяйственную деятельность.

Отсутствие легальных  возможностей обеспечения конкурентоспособности  в целом ряде сфер бизнеса. Уклонение  от уплаты налогов превратилось в  важнейший фактор конкурентоспособности.

3.1.2 Политические причины

Политические причины  уклонения от налогов связаны  с регулирующей функцией налогов: посредством  их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая  политика, путем неисполнения положений  налогового законодательства оказывают  определенное противодействие господствующей группе.

Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого  обострения кризиса государственной  власти в Кыргызстане отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

3.1.3 Правовые причины

Несовершенство и нестабильность налогового законодательства. В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного толкования. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство. Постоянное ожидание повышения налогообложения, вынуждает их заранее занижать объем своих налоговых обязанностей.

Несовершенство отдельных налоговых механизмов, под которыми понимают совокупность правовых норм, определяющих порядок исчисления и уплаты того или иного налога (элементы налогообложения). Они могут существенно различаться в зависимости от того, какой объект подлежит налогообложению. Наиболее уязвимым является механизм исчисления и уплаты налога на прибыль. Преобладание преступлений, связанных с уплатой этого налога, прежде всего, объясняется наличием целого ряда исключений и изъятий, а также льгот по его уплате, которые незаконно используются.

В наименьшей степени преступной деятельности подвержены имущественные  налоги (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог), так как сокрытие объектов недвижимости затруднительно.

3.1.4 Организационные причины

К их числу относятся недостатки во взаимодействии между органами федеральной налоговой службой и другими контролирующими и правоохранительными органами.

К причинам организационного характера, обусловленным недостатками процессуального законодательства, относится и несогласованность  в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов.

Известно, что в большинстве  случаев процесс расследования  уголовных дел о налоговых  преступлениях сопровождается исковым  производством, инициированным налогоплательщиком. Обращение налогоплательщика после  возбуждения уголовного дела в арбитражный  суд с иском о признании  решения по акту проверки недействительным осложняет расследование. Имеющие  место нарушения налогового законодательства, как правило, являются предметом  рассмотрения в заседании арбитражного суда до решения следственными органами вопросов, относящихся к их компетенции. В случае же удовлетворения иска налогоплательщика  перспектива направления дела в  суд при доказанности факта умышленного  уклонения от уплаты налогов становится проблематичной. К сожалению, в большинстве  случаев арбитражные суды игнорируют факт расследования нарушения налогового законодательства в порядке уголовного судопроизводства, и принимают решения  без учета его результатов.

Недостаточное развитие международного сотрудничества в деле борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями. В последнее время нарушения налогового законодательства все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Отсутствуют соглашения о  взаимодействии с фискальными аппаратами большинства государств, что препятствует проведению расследования фактов уклонения  от уплаты налогов, носящих международный  характер.

Недостаточная подготовленностью руководителей  и бухгалтерских работников

 

3.1.5 Технические причины

Несовершенство форм и методов налогового контроля. Так, типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконное привлечение к административной ответственности, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства. В ряде случаев документальные и камеральные проверки проводятся неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно. Разногласия и возражения плательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.

Недостатки  применения контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением. Не все предприниматели используют кассовые аппараты, в нынешних условиях для целей контроля за полнотой фактически полученной выручки и исчисления налогов в сфере торговли и услуг. Вместе с тем и при наличии современных кассовых машин с фискальной памятью практически каждая четвертая проверка выявляет факты неполного отражения денежной выручки, в результате чего до 30-50% наличных денег обращается, минуя кассовые аппараты.

3.1.6 Нравственно-психологические причины

Корыстная мотивация. Среди крупных налогоплательщиков немало бывших деятелей теневой экономики, должностных и общеуголовных преступников. Уклонение от уплаты налогов служит им в качестве одного из способов достижения указанных целей.

Часть налоговых преступлений совершается на основе корпоративной, групповой заинтересованности. Имели  место факты, когда сокрытые от налогообложения  средства использовались руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов, выплаты зарплаты. Здесь усматривается стремление улучшить финансовое состояние своего предприятия и тем самым увеличить  его прибыльность в будущем. Оно  возникает и реализуется в условиях просчетов политики поддержания предприятий, его сотрудников, особенно когда последним грозит явная или скрытая безработица, невыплата заработной платы.

Общая криминальная ситуация в стране. Криминальные группировки фактически подменяют налоговые органы, выводя из-под налогообложения значительные суммы, которые в дальнейшем используются в теневой экономике и преступной деятельности, для нужд членов преступных группировок, расширения масштабов и воспроизводства уголовной, экономической и налоговой преступности.

С проникновением в сферу экономики и установлением контроля над ней организованной преступности связан рост сокрытия доходов в крупных и особо крупных размерах.

Недостатки уголовной  политики государства, в частности  практика применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность  за нарушения налогового законодательства. В Кыргызстане еще не обеспечен принцип неотвратимости наказания за совершенные налоговые преступления. Прежде всего это объясняется тем, что сокрытие доходов (с момента введения в 1992 г. уголовной ответственности) не связывается с понятием тяжкого преступления, наносящего ущерб экономической безопасности государства.

Судебная практика по делам  о налоговых преступлениях отличается либерализмом, особенно при назначении наказания и возмещении ущерба.. Судами удовлетворяется лишь около 40-50% гражданских исков, заявленных налоговыми органами или прокурорами в защиту государственных интересов (по другим преступлениям этот показатель составляет около 80%). В судах существует проблема длительного непринятия решения по уголовным делам.

 

3.2 Последствия налоговой преступности

Масштабная налоговая  преступность в нашей стране опасна, прежде всего, тем, что влечет за собой  непоступление денежных средств  в бюджетную систему КР. Налоговые платежи являются важнейшими источниками формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Сформировалась особая категория  хозяйствующих субъектов, которые  вообще не платят налогов. Непоступление  в результате уклонения от уплаты налогов триллионных сумм в бюджет приводит к сокращению различных  социальных программ, кризису с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы, военнослужащим, пособий малоимущим и другим негативным последствиям.

Существующая в нашей  стране налоговая система несовершенна, она не обеспечивает необходимое  наполнение бюджетов всех уровней и  во многом облегчает

уход налогоплательщиков от уплаты налогов. Опасность этого  явления состоит не только в том, что оно подрывает устойчивость бюджетной политики, лишает Правительство  возможности маневра финансовыми  средствами, провоцирует политическую нестабильность, но и, как показывает исследования, незаконно сокрытые от налогообложения средства уходят в  «теневой» бизнес, начинают работать на криминальные структуры, усиливая экономическую базу организованной преступности.

Также, к негативным последствиям налоговой преступности можно отнести нарушение законов рыночной конкуренции, ибо предприятия-неплательщики оказываются в привилегированном положении; нарушение принципа социальной справедливости, поскольку для тех, кто исправно платит налоги, возникает дополнительное налоговое бремя.

Рост налоговых правонарушений противоречит интересам экономической  безопасности страны, тормозит экономическое  развитие, формирование рыночных отношений, оказывает негативное влияние на общественное сознание, негативно воздействуют на процесс перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

3.3 Пробелы законодательства в отношении налоговых преступлений

В Кыргызской Республике сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу "главенство директивы центра". Никогда за всю историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер. Сегодня у нас, по сути, сложилась едва ли не тупиковая ситуация: с одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой, — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

Информация о работе Налоговые преступления