Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа
Поэтому главной целью данной работы будет изучение влияния существующего налогового и уголовного законодательства на экономическую жизнь кыргызского общества. Перед работой поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие налоговых преступлений, применяемое в кыргызском законодательстве.
Описать механизмы совершения налоговых преступлений
Показать связь между степенью развития правовых норм налогового законодательства и уровнем экономической преступности.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 4
1.1 Основные понятия 4
1.1 Налоговые преступления в кыргызском законодательстве 5
1.2 Статистика налоговых преступлений в КР 8
Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+ 10
2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета ……………………………………………………………………………………………………………..10
2.2 Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами 13
2.3 Операции с наличностью 14
Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность 19
3.1 Причины налоговой преступности 19
3.2 Последствия налоговой преступности 25
3.3 Пробелы законодательства в отношении налоговых преступлений 26
3.4 Зарубежный опыт борьбы с налоговой преступностью 30
Заключение 43
Список литературы 45
Вторая тенденция зарубежного законодательства в вопросе установления налоговых санкций - так называемый европейский подход - отличается более гуманным отношением к нарушителям налоговых предписаний. Одним из направлений реформирования налогового законодательства европейских государств является декриминализация ряда налоговых деликтов. Уголовные наказания нередко заменяются различными доплатами к налогам, установленными не судами, а административными органами.
Повторное совершение налогового
правонарушения одним и тем же
лицом приводит к значительному
увеличению размера штрафных санкций
(повторный штраф). Так, в Законе Швейцарии
"О прямом федеральном налоге"
за непредставление в срок декларации
и иной информации, необходимой налоговой
администрации, штраф в случае повторного
нарушения увеличивается в
Другой пример. Во Франции в случае повторного совершения правонарушения в течение пяти лет после предыдущего виновное лицо выплатит штраф в три раза больше или получит срок заключения больше в 2-4 раза.
Наряду с основными
санкциями за налоговые преступления
и проступки (лишение свободы, уголовный
арест, штраф и др.) могут применяться
и различные дополнительные санкции
(конфискация имущества, приобретенного
на средства, сокрытые от налогообложения;
лишение прав на прибыль, которую
виновный мог бы получить за сделку,
совершенную до осуждения; запрещение
участвовать в публичных
Отметим, что налоговое
законодательство может предусматривать
многочисленные способы опосредованного
воздействия на нарушения налоговых
норм, суть которых состоит в
В целях повышения эффективности уголовных санкций за налоговые правонарушения законодательство устанавливает особый порядок придания гласности судебным приговорам и оповещения общественности о наказании неплательщиков налогов. Во Франции, например, суд, рассматривающий дела о сокрытии бухгалтерских данных путем обмана, должен распорядиться о полной или частичной публикации приговора в официальной газете "Журналь офисиель" и в других газетах по его указанию. В течение трех месяцев приговор публикуется в разделе объявлений для налогоплательщиков с последующим его вывешиванием у входа в учреждение, где работал осужденный.
Некоторые особенности уголовно-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства
Характерной особенностью уголовной
ответственности за уклонение от
уплаты налогов в странах
Наиболее жесткую позицию по этому вопросу заняли Соединенные Штаты Америки. Гражданско-правовая теория исключительной ответственности, в соответствии с которой главе корпорации могут вменяться в вину преступления, совершенные его служащими (принцип ответственности третьих лиц), перенесена и в уголовное право США. Корпорация может признаваться ответственной за преследуемые в уголовном порядке действия своих служащих, когда последние в рамках своих служебных обязанностей совершают преступления с целью принести выгоду корпорации (при этом сами виновные служащие понесут персональную ответственность).
Судебная практика исходит из того, что точная идентификация лица, совершившего преступление для корпорации, определение его места в иерархии корпорации не являются обязательным условием признания корпорации виновной. Даже если конкретный исполнитель был оправдан, суд может признать корпорацию виновной. Корпорация может быть оправдана, если суд установит, что действия исполнителя были направлены на получение личной выгоды, а не прибыли для корпорации.
Другой существенной характеристикой налогового законодательства западных стран является закрепление в законе отдельных случаев освобождения от ответственности.
Например, В Германии подлежит
освобождению от наказания лицо, сообщающее
в финансовые органы ранее сокрытую
информацию либо исправляющее (дополняющее)
представленные в целях налогообложения
неполные или неверные данные. Освобождение
от ответственности не происходит,
если виновный обратился в финансовый
орган после визита к нему должностного
лица финансового органа, намеревавшегося
проверить правильность уплаты налогов.
Наказание последует и в
Уклонение от уплаты налогов - наиболее распространенный вид налоговых правонарушений. Правоприменительная практика разводит понятия "уклонение от уплаты налогов" и "избежание налогов".
Уклонение от уплаты налогов может происходить в различных формах, но всегда способами, запрещенными законом. В отличие от уклонения от уплаты налогов избежание налогов - допустимые, законные попытки обхода налога, уменьшения (смягчения) налогового бремени за счет так называемого налогового планирования. В основе налогового планирования (или, как его еще называют, - налогового маневрирования) лежит комплексное применение предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот, умелое использование всех пробелов и нечеткостей в законодательстве. Еще в 1935 году судья Дж. Сандерленд выразил принципиальную позицию Верховного Суда США: "Право налогоплательщиков избегать налогов... с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено". Заручившись поддержкой высшей судебной инстанции, предприниматели с помощью налоговых адвокатов и специалистов по налоговому планированию стараются добиться максимального сокращения налоговых сумм, подлежащих уплате в казну. Следует отметить, что в некоторых странах, например, в Японии приняты законы о профессиональной этике таких специалистов.
Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов там занимаются, как правило, специальные аппараты, входящие в состав финансовых министерств. Например, в США - служба внутренних доходов (СВД), во Франции -Главное налоговое управление, в Великобритании - служба внутренних доходов.
Фискальные службы обладают
исключительно широкими правами
в области контрольно-
Несомненный интерес представляет
тот факт, что одними из самых
современных методов налогового
контроля в зарубежных странах являются
лояльные методы контроля, т.е. методы,
направленные на помощь юридическим
лицам в организации
Заслуживает внимания и опыт
Японии, где налоговые законы позволяют
послушным корпоративным
В Индонезии, например, ежегодно публикуется список 200 частных компаний, уплативших самый крупный налог. Их отмечают почетными грамотами, которые по традиции вручает Президент государства. Одновременно эти налогоплательщики получают определенные налоговые льготы и послабления.
Основные формы уклонения от уплаты налогов
Отметим, что во Франции
наказывается как оконченное преступление,
так и покушение на него. В США
нормы об ответственности за уклонение
от налогов сконструированы
Преступные действия должностных лиц налоговой администрации
Субъектом налоговых преступлений могут быть не только лица, обязанные уплатить налог, но и должностные лица налоговых органов, нередко использующие свое служебное положение в корыстных целях.
В США лица, обязанные собирать, рассчитывать и вносить налоги, которые намеренно не собирают, неправильно рассчитывают и не вносят налоги, наказываются штрафом до 10 тыс. дол. и/или лишением свободы на срок до пяти лет. Работники налоговой службы, занимающиеся вымогательством или шантажом в связи с налогообложением или сговаривающиеся с другими лицами с целью нанести ущерб государству, наказываются штрафом до 10 тыс. дол. и/или лишением свободы на срок до одного года.
Должностное лицо налогового органа может стать субъектом такого преступления, как разглашение налоговой тайны. В Германии разглашение или использование без специального разрешения сведений, которые стали известны в ходе административного или судебного процесса по налоговым делам; либо в ходе расследования или судебного разбирательства по делам о налоговых преступлениях или о налоговых административных правонарушениях; либо в связи с чьим-то обращением или представлением сведений в финансовые органы, наказываются лишением свободы на срок до двух лет или штрафом.
В США должностные лица
федеральных органов или
Уголовная ответственность
за разглашение налоговой тайны
предусмотрена также в
В целом анализ налогового уголовного права зарубежных стран позволяет сделать вывод, что кыргызский законодатель при внесении изменений и дополнений в Особенную часть УК КР, связанных с ответственностью за налоговые преступления, учел опыт ряда зарубежных стран, что, безусловно, полезно для борьбы с этим социальным злом в Кыргызстане.
Однако, каким бы передовым,
прогрессивным не был зарубежный
опыт, ценность его по поставленной
проблеме все же состоит не в том,
чтобы служить образцом для безусловного
подражания. Главное здесь заключается
в возможности с учетом знания
о нем более глубоко
Для эффективной борьбы с
уклонением от уплаты налогов с организаций,
а также при становлении