НДС в России и за рубежом. История возникновения и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание

Быстрое кажущееся совершенно беспрепятственным распространение налога на добавленную стоимость – это самое важное и поразительное достижение двадцатого века в сфере налогообложения. Еще сорок лет назад мало кто знал об этом налоге, информацию о нем можно было подчеркнуть только из научных трактатов. А сейчас 70% населения Земли, проживает в странах применяющих НДС, и поступления этого налога составляют почти четверть всех государственных доходов в мире. В последние десять лет этот налог стал распространяться особенно широко.

Содержание

Введение 1
1. Экономическая сущность НДС и история его возникновения в Западной Европе 2
2. Опыт применения НДС в зарубежной практике 3
3. История внедрения НДС в России. 4
4. Применение НДС в Российской Федерации 5
5. Тенденции развития НДС в России и других странах 7
Заключение 11

Работа состоит из  1 файл

НДС - реферат.docx

— 43.51 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 1

1. Экономическая сущность НДС и история его возникновения  в Западной Европе 2

2. Опыт применения НДС в зарубежной практике 3

3. История внедрения НДС в России. 4

4. Применение НДС в Российской Федерации 5

5. Тенденции развития НДС в России и других странах 7

Заключение 11

     Введение

     Быстрое кажущееся совершенно беспрепятственным  распространение налога на добавленную  стоимость – это самое важное и поразительное достижение двадцатого века в сфере налогообложения. Еще  сорок лет назад мало кто знал об этом налоге, информацию о нем  можно было подчеркнуть только из научных трактатов. А сейчас 70% населения  Земли, проживает в странах применяющих  НДС, и поступления этого налога составляют почти четверть всех государственных  доходов в мире. В последние  десять лет этот налог стал распространяться особенно широко. Будучи в первое время  уделом только развитых стран Европы и Латинской Америки, он постепенно превратился в основной элемент  налоговых систем развивающихся  стран и стран с переходной экономикой.

     Одной из таких стран является Российская Федерация, где НДС взимается  с 1992 г. Для России это новый вид  налога, заменивший два действовавших  до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных  налогов и поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих  налоговых доходах государства  неуклонно возрастает. Этот налог  прочно занимает первое место среди  всех налоговых доходов государства.

     Однако, начиная с 1992 года ведутся постоянные споры о целесообразности его  взимания, величине ставок и порядке  исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте  товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Экономическая сущность НДС и  история его возникновения  
    в Западной Европе
 

     Самым эффективным нововведением в  финансовой политике и практике последней  трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения, который имеет широкую налоговую базу и взимается на множестве стадий производства.

     И хотя налог на добавленную стоимость  находит все более широкое  распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как  самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении  и развитии западноевропейского, а  сегодня уже - общеевропейского, интеграционного  процесса. Достаточно сказать, что НДС  является важным источником бюджетной  базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет.  1

     Несмотря  на название, НДС по своей сути не является налогом на добавленную  стоимость, это скорее  налог на внутреннее потребление. При этом, несмотря на предполагаемое возложение налогового бремени на потребителя, последний  не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг, а также их продавцы, т.е. экономические  субъекты, занимающиеся производством  и распространением благ. При этом каждый налогоплательщик обязан перечислить  в бюджет только часть налога, собираемого  розничным продавцом с конечного  потребителя, равную произведению налоговой  ставки на стоимость товара, добавленную  налогоплательщиком в процессе своей  производственно-хозяйственной деятельности. Для достижения такого порядка обязательства  по налогу на добавленную стоимость  возникают при осуществлении  каждой налогооблагаемой операции, под  которой обычно понимают реализацию товаров и услуг. При смене  собственника товара или при реализации услуги налогоплательщик начисляет  НДС, а суммы уплаченного налога принимаются к возмещению или  относятся на уменьшение налоговых  обязательств. С юридической точки  зрения в полной мере налог на товар  или услугу уплачивается после того, как этот товар покидает круг зарегистрированных плательщиков НДС, т.е. происходит его  конечная или розничная реализация.

       Итак, сущность НДС состоит в  том, что он взимается на  всех стадиях процесса производства  товаров и услуг, однако при  этом действует механизм, позволяющий  компаниям вычитать налог, уплаченный  ими при покупке товаров и  услуг (так называемый «входной»  налог), из налога, который они  начисляют на стоимость реализуемой  ими продукции.

     Введение  НДС явилось одним из основных направлений глобальной налоговой  реформы 80 - 90-х годов. Столь широкое  распространение НДС во многих странах  мира и его признание объясняются  целым рядом причин:

     1) В большинстве государств налог  на добавленную стоимость вводился  в качестве замены налогов  с оптовых продаж или каскадных  налогов с оборота, экономический  эффект которых имел произвольный  характер, либо стимулировал вертикальную  интеграцию производства. Применение  НДС позволяет сделать налоги  на потребление более нейтральными  по отношению к ценам, эффективности  производства и потребления, потребительскому  выбору. При системе НДС налогообложению  подвергается потребление домашних  хозяйств, но не покупки предприятий  и организаций (кроме конечного  непроизводственного потребления).

     2) Налог на добавленную стоимость  имеет более широкую базу обложения,  т.к. им облагаются не только  розничные продажи, но и все  непроизводственные покупки предприятий,  в которых предприятия выступают  конечными потребителями, в т.ч.  работы, выполненные самим предприятием  для собственных нужд. Налогом облагаются также покупки предприятий всех сфер деятельности, освобожденных от уплаты налога (но не имеющих нулевой ставки).

     3) НДС позволяет сократить налоговые  искажения в ценах международной  торговли через принципы территориальности,  т.е. позволяет выровнять либо  цены потребителей, либо цены  производителей.

     4) Взимание НДС по наиболее распространенному  в мире методу — методу начислений  с использованием счетов-фактур  — легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога, т.к. подобная система обеспечивает распределение общего объема налоговых обязательств для каждого товара (услуги) между несколькими плательщиками — участниками производственно-коммерческого цикла.

     5) По причине того, что техника  взимания НДС обеспечивает сбор  налога на всех стадиях производства, при некотором усложнении техники  налогообложения увеличивается  устойчивость величины поступлений  налога относительно конъюнктурных  колебаний динамики оборота розничной  торговли. 
 
 

     
  1. Опыт  применения НДС в  зарубежной практике
 

     Широкое распространение НДС получил  благодаря подписанию в 1957 году в  Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые  системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива  Совета ЕЭС провозгласила НДС  главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые  системы до конца 1972 года. В том  же 1967 году налог на добавленную  стоимость начал функционировать  в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива  Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила  базу современной европейской системы  обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения  в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.1 [14]. В настоящее  время НДС взимается более  чем в сорока странах мира: почти  во всех европейских странах, Латинской  Америке, Турции, Индонезии, ряде стран  Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС  свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. В различных странах  существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний  уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых  странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и  его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются  к продовольственным, медицинским  и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым  развитым странам мира приведены  в таблице:

      
     Страна      Испания      Германия      Франция      Греция      Россия      Великобритания      Дания       
     Ставка      16%      16%      19%      18%      18%      17,50%      25%       
 
     Страна
     Австрия      Ирландия      Швеция      Португалия      Нидерланды      Бельгия      Норвегия       
     Ставка      20%      21%      25%      18%      17.5%      21,00%      23%       
                                                              

     Обширная  география распространения НДС  свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.[15]

     Необходимо  отметить, что прочному внедрению  его в практику налогообложения  в немалой степени способствовали следующие факторы.

     Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие  масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

     Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения  эффективности налогообложения.

     В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и  приведении их в соответствие с современным  уровнем экономического развития. 
 
 

     
  1. История внедрения НДС  в России.
 

     Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало  почву для появления его в  России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с  оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого "президентского" налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС  были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота  взимался в основном в виде разницы  между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и  его ставка колебалась от 20 до 30% для  различных видов продукции. Налог  с продаж устанавливался в процентах  к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%. [19]. В  связи с возросшей инфляцией  налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом  с продаж был заменен налогом  на добавленную стоимость. Новый  налог выгодно отличался от ранее  действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению  им подлежал товарооборот на всех стадиях  производства и обращения. Можно  было ожидать, что с расширением  налоговой базы и ставок поступления  будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным  для отдельного производителя, поскольку  обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть  налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует  также обратить внимание на такой  факт, что налог на добавленную  стоимость являлся более простой  и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его  взимания на всей территории страны. [12]. Первоначально ставка НДС была установлена  на уровне 28%. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов  питания и детских товаров  по перечню. В этом виде налог и  просуществовал до наших дней. Можно  отметить, что объективная необходимость  введения НДС в Российской Федерации  была обоснована рядом факторов:

Информация о работе НДС в России и за рубежом. История возникновения и тенденции развития