НДС в России и за рубежом. История возникновения и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание

Быстрое кажущееся совершенно беспрепятственным распространение налога на добавленную стоимость – это самое важное и поразительное достижение двадцатого века в сфере налогообложения. Еще сорок лет назад мало кто знал об этом налоге, информацию о нем можно было подчеркнуть только из научных трактатов. А сейчас 70% населения Земли, проживает в странах применяющих НДС, и поступления этого налога составляют почти четверть всех государственных доходов в мире. В последние десять лет этот налог стал распространяться особенно широко.

Содержание

Введение 1
1. Экономическая сущность НДС и история его возникновения в Западной Европе 2
2. Опыт применения НДС в зарубежной практике 3
3. История внедрения НДС в России. 4
4. Применение НДС в Российской Федерации 5
5. Тенденции развития НДС в России и других странах 7
Заключение 11

Работа состоит из  1 файл

НДС - реферат.docx

— 43.51 Кб (Скачать документ)

     1. пополнение доходов бюджета, испытывающего  острый финансовый кризис и  нуждающегося в стабильных налоговых  поступлениях;

     2. создание новой модели налоговой  системы в соответствии с требованиями  рыночной экономики;

     3. присоединение к международному  сообществу, широко применяющему  данный налоговый механизм.

     Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и  главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступление  НДС в бюджеты превысили поступления  по любому другому налогу, в том  числе и по налогу на прибыль. 

     
  1. Применение  НДС в Российской Федерации
 

     Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для  понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится  к тем налогам, которые имеют  в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также  огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно  связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщиков возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, как уже говорилось, по объему платежей НДС занимает первое место в бюджете страны.

     Согласно  НК РФ плательщиками НДС признаются :

     1) организации;

     2) индивидуальные предприниматели;

     3) лица, признаваемые налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации.

     Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и/или  услуг, облагаемых данным налогом, предприятия  с иностранными инвестиция и, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения  и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.

     Согласно  п.2 ст. 143 НК РФ не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр  и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического  курорта и внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации", в отношении  операций, совершаемых в рамках организации  и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. [11]

     Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 НК РФ.

     Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в  качестве налогоплательщиков по месту  нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика  осуществляется налоговым органом  на основании письменного заявления  иностранной организации.

     При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и  технически определить облагаемый оборот. Из самого названия налога вытекает, что  НДС представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства. Добавленная стоимость - это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или  услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Логически, это и  является объектом обложения. Однако действующее  налоговое законодательство установило иной объект обложения этим налогом. Объектом налогообложения признаются следующие операции, предусмотренные  ст. 146 НК РФ:

     1) реализация товаров (работ, услуг)  на территории РФ, в том числе  реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг)  по соглашению о предоставлении  отступного или новации, а также  передача имущественных прав;

     2) передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету (в том числе через  амортизационные отчисления) при  исчислении налога на прибыль  организаций;

     3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

     4) ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.

     Не  признаются объектом налогообложения:

     1)Следующие  операции:

     1. осуществление операций, связанных  с обращением российской или  иностранной валюты (за исключением  целей нумизматики);

     2. передача основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  организации ее правопреемнику (правопреемникам)  при реорганизации этой организации;

     3. передача основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  некоммерческим организациям на  осуществление основной уставной  деятельности, не связанной с  предпринимательской деятельностью;

     4. передача имущества, если такая  передача носит инвестиционный  характер (в частности, вклады  в уставный (складочный) капитал  хозяйственных обществ и товариществ,  вклады по договору простого  товарищества (договору о совместной  деятельности), паевые взносы в  паевые фонды кооперативов);

     5. передача имущества в пределах  первоначального взноса участнику  хозяйственного общества или  товарищества (его правопреемнику  или наследнику) при выходе (выбытии)  из хозяйственного общества или  товарищества, а также при распределении  имущества ликвидируемого хозяйственного  общества или товарищества между  его участниками;

     6. передача имущества в пределах  первоначального взноса участнику  договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае  выдела его доли из имущества,  находящегося в общей собственности  участников договора, или раздела  такого имущества;

     7. передача жилых помещений физическим  лицам в домах государственного  или муниципального жилищного  фонда при проведении приватизации;

     8. изъятие имущества путем конфискации,  наследование имущества, а также  обращение в собственность иных  лиц бесхозяйных и брошенных  вещей, бесхозяйных животных, находки,  клада в соответствии с нормами  Гражданского кодекса Российской  Федерации;

     9. иные операции в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом.

     2) передача на безвозмездной основе  жилых домов, детских садов,  клубов, санаториев и других объектов  социально-культурного и жилищно-коммунального  назначения, а также дорог, электрических  сетей, подстанций, газовых сетей,  водозаборных сооружений и других  подобных объектов органам государственной  власти и органам местного  самоуправления (или по решению  указанных органов, специализированным  организациям, осуществляющим использование  или эксплуатацию указанных объектов  по их назначению);

     3) передача имущества государственных  и муниципальных предприятий,  выкупаемого в порядке приватизации;

     4) выполнение работ (оказание услуг)  органами, входящими в систему  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных  на них исключительных полномочий  в определенной сфере деятельности  в случае, если обязательность  выполнения указанных работ (оказания  услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

     5) передача на безвозмездной основе  объектов основных средств органам  государственной власти и управления  и органам местного самоуправления, а также государственным и  муниципальным учреждениям, государственным  и муниципальным унитарным предприятиям;

     6) операции по реализации земельных  участков (долей в них);

     7) передача имущественных прав  организации ее правопреемнику (правопреемникам);[5]

     При чем товаром считается любое  имущество, реализуемое или предназначенное  для реализации. К работам относиться деятельность, результаты которой имеют  материальное выражение и могут  быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц. Услугами считается деятельность, результаты которой не имеют материального  выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Налоговая база определяется исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст.40 НК РФ. Элементами налогооблагаемой базы законодательством признаются:

     1) объект налога, т.е. обороты по  реализации товаров, работ и  услуг;

     2) будущий объект налога (авансы  полученные);

     3) иные средства, если их получение  связано с расчетами по оплате  товаров (сумма штрафов, пеней  и неустоек по хозяйственным  договорам, средства, перечисляемые  в фонды развития предприятий). 

     
  1. Тенденции развития НДС в  России и других странах
 

     В последние годы продолжаются дискуссии  о реформе налога на добавленную  стоимость, причем эти обсуждения активизировались в связи с разработкой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России и спорами о том, как создать стимулы для инновационного экономического роста. Некоторые предлагают снизить ставку налога, ссылаясь на сверхвысокие конъюнктурные доходы экономики, однако популярностью пользуется другая идея - полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж (НСП).

     Сторонники  отмены НДС ссылаются на ряд недостатков  налога и сложности с его администрированием, которые делают его неэффективным  не только в России, но и в других странах. При этом в России трудности  с возмещением НДС и обоснованием налоговых вычетов в некоторых  случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок, а структура  налога (позволяющая применять налоговые  вычеты и возмещение налога по методу начислений) используется для создания различных схем незаконной минимизации  налога, уклонения от налогообложения  и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета. Кроме того, зачастую аргументом против НДС служит тот факт, что  этот налог, по существу, сдерживает развитие отраслей с высокой добавленной  стоимостью, а его отмена существенно  улучшит инвестиционную привлекательность  таких отраслей, расширит их финансовые возможности.

     Критики НДС указывают и на другие его  отрицательные стороны. Например, на то, что относительно высокие издержки по его администрированию в России ложатся преимущественно на плечи  добросовестного налогоплательщика (в то время как в мировой  практике именно относительно низкие административные издержки для налогоплательщика  отличают НДС в выгодную сторону  от налогов на доходы). Более того, широкие масштабы использования  схем уклонения от уплаты НДС при  импорте создают неравные условия  конкуренции для законопослушных  импортеров, что заставляет весь этот сектор уходить "в тень".

     Другими словами, проблемы с администрированием НДС (впрочем, как и многих других налогов) налицо. И вместе с тем  на сегодня НДС является одним  из важнейших факторов стабильности как российской налоговой системы, так и российского бюджета [1]. В 2007 г. его доля в общих налоговых  поступлениях в бюджет расширенного правительства превысила 23, 2%, а в  совокупных доходах федерального бюджета  она составила более 29%. В абсолютном выражении поступления налога по итогам 2007 г. заметно превысили показатели предыдущего года и составили  сумму, эквивалентную 6, 86% ВВП . Поэтому любые шаги по реформированию налога должны быть тщательно просчитаны с точки зрения потенциальных выгод и издержек. Более того, долгосрочные прогнозы ситуации с государственными финансами свидетельствуют о нарастании дисбалансов в бюджетной системе уже в ближайшее десятилетие (это связано с ростом расходных потребностей и отсутствием предпосылок для такого же роста бюджетных доходов), что заставляет относиться с особым вниманием к любому доходному источнику, не говоря уже о таком существенном и стабильном, каким является налог на добавленную стоимость.

     Для того чтобы устранить недостатки НДС, предлагается заменить его на налог с продаж, НСП. Последний выдвигается в качестве альтернативы НДС потому, что он якобы традиционно считается простым в администрировании как для государства, так и для налогоплательщиков. Однако с практической и теоретической точек зрения все выглядит не совсем так. Нельзя не признать, что, хотя налоговые органы при администрировании НДС вынуждены контролировать значительный круг налогоплательщиков, основной объем доходов все-таки обеспечивает сравнительно небольшое количество организаций (в российских условиях крупнейшие налогоплательщики обеспечивают до 80% доходов бюджета от НДС). В отличие от НДС, НСП взимается только на стадии конечного потребления, а следовательно, налоговым органам придется перестраивать свою работу так, чтобы контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек. Потенциальные возможности уклонения от налогообложения, а также риски для бюджета, возрастают, причем этот рост пропорционален размеру налоговой ставки: выгоды от уклонения при сравнительно высокой налоговой ставке (на уровне 15-20%) значительно превышают издержки от возможных санкций за нарушение законодательства.

Информация о работе НДС в России и за рубежом. История возникновения и тенденции развития