Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:24, курсовая работа
Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения.
Введение
Налог на добавленную стоимость
в Российской Федерации впервые
был введен 1 января 1992 г., и за это
время законодательный порядок
и особенности его исчисления
изменялись и уточнялись свыше 25 раз,
а нормативное регулирование
на уровне инструкции Госналогслужбы
- 14 раз (не считая различных писем
и разъяснений), что в конечном
итоге привело к тому, что НДС
стал самым сложным налогом в
налоговой системе России: как
для понимания, так и для практического
применения.
Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.
Все это делает актуальным исследование основных направлений совершенствования налога на добавленную стоимость в России и выработку ответов на поставленные вопросы с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования, так и исследования и анализа мирового опыта.
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).
Цель работы заключается в изучении налога на добавленную стоимость и усовершенствование системы его взимания.
Исходя из цели работы, были
сформулированы задачи исследования:
- изучение теоретических основ и эволюции
налога на добавленную стоимость в Российской
Федерации, обоснование экономической
роли налога, его развитие до внедрения
налогового кодекса, и правовые основы
налога на добавленную стоимость в налоговом
кодексе РФ.
- применение и рассмотрение взимания
налога на добавленную стоимость на примере
бетонного завода Овен, рассмотрение характеристики
завода, анализ системы его налогообложения,
и обоснование порядка взимания налога
на добавленную стоимость.
- усовершенствование системы
взимания налога на
Информационными источниками
работы налоговые отчетности по налогу
на добавленную стоимость ООО «Липецкий бетонный
завод» за анализируемый
период, а также правовые акты по налогу
и системе налогообложения, в частности
Налоговый кодекс РФ, статьи и сайты сети
Интернет.
Теоретическую и методологическую базу
исследования составляют
труды отечественных и зарубежных ученых
по проблемам налогообложения.
Существенный вклад в разработку налоговой
проблематики, внесли российские ученые-экономисты
А.А.Исаев, А.А.Соколов, Д.Г.Черник, С.Д.Шаталов,
А.Д.Дадашев, И.А.Кравченко, В.А.Кашин, И.Г.Русакова,
А.М.Ковалева, О.В.Терещенко.
Практическая значимость
работы определяется особой актуальностью
проблемы необоснованного возмещения
НДС. Законодательно установленный
порядок исчисления и уплаты НДС
в России позволяет налогоплательщикам
предъявлять необоснованные требования
к бюджету.
Предлагаемый автором работы механизм
исчисления и уплаты НДС является практически
применимым, учитывает интересы, как государства,
так и налогоплательщиков.
1.Теоретическая
часть. Эволюция налога на
1.1. Экономическая роль и возникновение НДС
Важнейшим событием мировой практики
налогообложения последней
В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.
Отцом налога считается французский
финансист М. Лоре, который разработал
его концепцию, принципиальную схему
взимания и обосновал преимущества.
Несколько лет НДС применялся
в африканском государстве Кот-
В 80-х гг. страны Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вводят НДС в свои налоговые системы. 90-е гг. – период его активного внедрения в налоговую практику стран Восточной Европы [41, с. 216].
Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.
НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.
На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% - в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются. Однако НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, то увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска.
В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога.
И фактически заменил (вместе
с акцизами) прежние налог с
оборота и налог с продаж, намного
превзойдя их по своему влиянию на
формирование доходов бюджета, экономику,
формирование ценовых пропорций
и финансы предприятий и
Основное место в налоговой системе страны занимают косвенные налоги, к которым относят НДС, акцизы, таможенные пошлины. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.
Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет добавленной стоимости. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Рассмотрим динамику и
удельный вес НДС в системе
доходов бюджета.
Таблица 1 Динамика поступления косвенных
налогов в федеральный бюджет (млн.руб.)
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: ФЗ «О федеральном бюджете
на 2003-2006 гг»
Источник: ФЗ «О федеральном бюджете на
2011-2012гг»
Рис. 1 Динамика поступления косвенных
налогов в ФБ
Из представленной таблицы
2 видно, что наибольший удельный вес
в налоговых доходах
Налогообложение добавленной
стоимости – одна из наиболее важных
форм косвенного налогообложения. Введение
косвенных налогов в налоговые
системы государств с рыночной экономикой
обычно связывают с возрастанием
потребности государства в
Современные национальные налоговые системы,
как известно, сочетают прямые и косвенные
налоги. Одни государства отдают предпочтение
прямым налогам, а другие – косвенным.
Характер предпочтения зависит в значительной
степени от экономического развития государства:
чем ниже уровень развития, тем большую
долю доходов государство получает от
взимания косвенных налогов. И наоборот,
чем выше этот уровень, тем значительнее
роль прямых налогов в налоговой системе
страны.
Важнейшим свойством косвенного налога
является включение его в цену облагаемых
товаров (работ, услуг) путем надбавок
к цене или включения в издержки производства.
В нормальных экономических условиях
уплата косвенных налогов производится
конечными потребителями, хотя вносят
эти налоги в бюджет непосредственно продавцы
и производители облагаемых товаров (работ,
услуг).
НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов с точки зрения фискальной, не имеет их главных недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему страны с трансформационной экономикой, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:
1. НДС, как и налог
с оборота, взимается
2. Преимуществом НДС является
широта налоговой базы, и введение
налога может не привести к
резким структурным изменениям
в экономике страны, поскольку
объектом обложения являются
операции по реализации всех
товаров (работ, услуг) у всей
совокупности
Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией.
3. Поскольку сумма налога
прямо пропорциональна
4. Принципиальные преимущества НДС по
отношению к внешней и внутренней торговле.
Он устраняет ценовые искажения, возникающие
при использовании налога с оборота. В
случае применения НДС можно точно рассчитать
налоговую составляющую в цене товара
на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке
производства и реализации при расчете
своих налоговых обязательств по произведенной
продукции может зачесть в счет уплаты
налога разрешенные к списанию суммы НДС,
внесенные при приобретении производственных
ресурсов, включая капитальные затраты
производственного назначения. В результате
этого доля налога в конечной цене любого
конкретного товара остается неизменной
независимо от количества пройденных
им промежуточных этапов. Это позволяет
точно установить и учесть налоговую составляющую
в цене товара, что имеет особое значение
при экспорте, когда любой невозмещенный
налог ставит экспортера в невыгодное
положение по сравнению с конкурентами
из стран с более благоприятной налоговой
системой. При этом на внутреннем рынке
не наблюдается ущемления малых предприятий
по сравнению с крупными производственными
комплексами в части налогообложения
их товарооборота.
5. Важным свойством налога является его
возможная нейтральность по отношению
к хозяйствующим субъектам различных
отраслей и сфер деятельности. Она выражается
в том, что в отличие от налога с оборота,
налога с продаж, налога на прибыль, налога
на имущество механизм его взимания предусматривает
право вычета сумм налога, уплаченного
поставщикам. Именно поэтому налог является
нейтральным по отношению к налогоплательщику,
но не по отношению к конечному потребителю.
6. К достоинствам НДС
относится выгода для