НДС в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения.

Работа состоит из  1 файл

Введени сима готовая.docx

— 108.91 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 
Налог на добавленную стоимость  в Российской Федерации впервые  был введен 1 января 1992 г., и за это  время законодательный порядок  и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование  на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем  и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС  стал самым сложным налогом в  налоговой системе России: как  для понимания, так и для практического  применения.

Проблемы совершенствования  косвенного налогообложения, и в  частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно  актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся  постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и  порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного  союза.

Все это делает актуальным исследование основных направлений  совершенствования налога на добавленную  стоимость в России и выработку  ответов на поставленные вопросы  с точки зрения как теоретических  аспектов косвенного налогообложения  и налогового администрирования, так  и исследования и анализа мирового опыта.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в  цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения  в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных  налогов производится конечными  потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Цель работы заключается  в изучении налога на добавленную  стоимость и усовершенствование системы его взимания.

Исходя из цели работы, были сформулированы задачи исследования: 
- изучение теоретических основ и эволюции налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование экономической роли налога, его развитие до внедрения налогового кодекса, и правовые основы налога на добавленную стоимость в налоговом кодексе РФ. 
- применение и рассмотрение взимания налога на добавленную стоимость на примере бетонного завода Овен, рассмотрение характеристики завода, анализ системы его налогообложения, и обоснование порядка взимания налога на добавленную стоимость.

- усовершенствование системы  взимания налога на добавленную  стоимость и раскрытие перспектив  его развития.

Информационными источниками  работы налоговые отчетности по налогу на добавленную стоимость ООО «Липецкий бетонный завод» за анализируемый период, а также правовые акты по налогу и системе налогообложения, в частности Налоговый кодекс РФ, статьи и сайты сети Интернет. 
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют  
труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налогообложения.  
Существенный вклад в разработку налоговой проблематики, внесли российские ученые-экономисты А.А.Исаев, А.А.Соколов, Д.Г.Черник, С.Д.Шаталов, А.Д.Дадашев, И.А.Кравченко, В.А.Кашин, И.Г.Русакова, А.М.Ковалева, О.В.Терещенко.

Практическая значимость работы определяется особой актуальностью  проблемы необоснованного возмещения НДС. Законодательно установленный  порядок исчисления и уплаты НДС  в России позволяет налогоплательщикам предъявлять необоснованные требования к бюджету.  
Предлагаемый автором работы механизм исчисления и уплаты НДС является практически применимым, учитывает интересы, как государства, так и налогоплательщиков.  
 

1.Теоретическая  часть. Эволюция налога на добавленную  стоимость в РФ. Экономические  и правовые основы

1.1. Экономическая  роль и возникновение НДС

 
Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение  налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют «самым эффективным нововведением  в финансовой политике и практике последней трети ХХ в.» Об этом свидетельствует опыт различных  зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др. 

В большинстве стран НДС  обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов  государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного  налога с физических лиц, или в  странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.

Отцом налога считается французский  финансист М. Лоре, который разработал его концепцию, принципиальную схему  взимания и обосновал преимущества. Несколько лет НДС применялся в африканском государстве Кот-д’Ивуар, которое было опытным полигоном  для апробирования налога, а во Франции налог был введен 1 января 1968 г. 70-е гг. ХХ столетия – период распространения НДС в ряде государств Западной Европы. Этому в значительной мере способствовало принятие ЕС Директивы  об унификации правовых норм, которая  определила необходимость введения НДС как основного косвенного налога, функционировавшего в странах  Сообщества. Для стран, желающих вступить в ЕС, наличие действующей системы  НДС стало необходимым условием.

В 80-х гг. страны Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вводят НДС в свои налоговые системы. 90-е гг. – период его активного  внедрения в налоговую практику стран Восточной Европы [41, с. 216].

Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно  увеличить доходы государства посредством  обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции  за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.

НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов  и налогов с оборота позволяет  государству получать часть дохода на каждой стадии производственного  и распределительного цикла. При  этом конечный доход государства  от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов  во Франции, более 50% - в Великобритании и Германии. При этом поступления  НДС в бюджеты развитых стран  постоянно увеличиваются. Однако НДС  с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой  в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономике  развитых европейских стран. Когда  наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, то увеличивается ставка, чтобы  снизить объемы их выпуска.

В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР  от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость» в ранге федерального налога.

И фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с  оборота и налог с продаж, намного  превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций  и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало  с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг [27, с. 210].

Основное место в налоговой  системе страны занимают косвенные  налоги, к которым относят НДС, акцизы, таможенные пошлины. Такое количество косвенных налогов неизбежно  приводит к неоднократному обложению  одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские  товары и услуги.

Теоретически этот налог  определяется как форма изъятия  в бюджет добавленной стоимости. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

Рассмотрим динамику и  удельный вес НДС в системе  доходов бюджета. 
 
Таблица 1 Динамика поступления косвенных налогов в федеральный бюджет (млн.руб.) 

 
Налоги

 
2003 (факт)

 
2004

 
Темп  роста

 
2005 
 
(план)

 
2006 
 
(план)

 
Темп  роста

 
план

 
факт

 
% исп.

 
НДС

 
882063

 
1023653

 
1069692

 
104,50

 
121,27

 
1501103

 
1634343

 
108,88

 
Акцизы по товарам, производимым в  РФ

 
248109

 
110521

 
109739

 
99,29

 
44,23

 
89225,3

 
88526,1

 
99,22

 
Акцизы по товарам, ввозимым на РФ

 
4421,7

 
5452

 
7466,4

 
136,95

 
168,86

 
17568,4

 
21661,4

 
123,30

 
Таможенные пошлины

 
452789

 
841170

 
859737

 
102,21

 
189,88

 

 

 

 

 

 

 
Источник: ФЗ «О федеральном бюджете  на 2003-2006 гг» 
 
 
Источник: ФЗ «О федеральном бюджете на 2011-2012гг» 
 
 
 
Рис. 1 Динамика поступления косвенных налогов в ФБ

Из представленной таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес  в налоговых доходах федерального бюджета составляют налог на добавленную  стоимость и за анализируемый  период происходит рост удельного веса с 33,9% в 2004 году 49,13% в 2011 году и на 2012 год НДС составляет уже более 50% налоговых доходов федерального бюджета, а в денежном выражении происходит рост на 564651,1 млн. рублей.

Налогообложение добавленной  стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые  системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах  бюджета. 
Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны. 
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

НДС, сохраняя достоинства  других косвенных налогов с точки  зрения фискальной, не имеет их главных  недостатков. Среди причин, обусловливающих  целесообразность введения НДС в  налоговую систему страны с трансформационной  экономикой, необходимо акцентировать  внимание на следующих моментах:

1. НДС, как и налог  с оборота, взимается многократно  на каждой стадии производства  и обращения, поэтому сумма  налога начинает поступать в  бюджет государства задолго до  того, как товар дойдет до конечного  потребителя. Это позволяет государству  оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.

2. Преимуществом НДС является  широта налоговой базы, и введение  налога может не привести к  резким структурным изменениям  в экономике страны, поскольку  объектом обложения являются  операции по реализации всех  товаров (работ, услуг) у всей  совокупности налогоплательщиков. НДС, так же как и налог  с оборота, налог с продаж, является  универсальным. Универсальность  налога может быть реализована  только при условии незначительного  числа исключений из объекта  обложения, ограниченного количества  льгот и узкого перечня налоговых  ставок.

Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией. 

3. Поскольку сумма налога  прямо пропорциональна величине  добавленной стоимости, то она  зависит от реального вклада  этой каждой стадии в стоимость  конечного продукта. Сумма НДС  не зависит от количества стадий, которые проходит товар от  производителя до конечного потребителя,  поскольку, как правило, от  изменения организационной структуры  экономики зависит только величина  материальных затрат, а не добавленная  стоимость. 
4. Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения. В результате этого доля налога в конечной цене любого конкретного товара остается неизменной независимо от количества пройденных им промежуточных этапов. Это позволяет точно установить и учесть налоговую составляющую в цене товара, что имеет особое значение при экспорте, когда любой невозмещенный налог ставит экспортера в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из стран с более благоприятной налоговой системой. При этом на внутреннем рынке не наблюдается ущемления малых предприятий по сравнению с крупными производственными комплексами в части налогообложения их товарооборота. 
5. Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю. 

6. К достоинствам НДС  относится выгода для налогоплательщика,  возникающая в результате увеличения  той денежной суммы, которую  он получает от покупателей  товаров (работ, услуг). Эта выгода  тем больше, чем продолжительнее  период между фактическим поступлением  налоговых платежей на счет  производителя или продавца и  сроком их перечисления в бюджет. Так как эти сроки не совпадают,  то у производителя имеется  возможность временно на безвозмездной  основе распоряжаться денежными  средствами в течение некоторого  периода.

Информация о работе НДС в России