Общая характеристика налогов и налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:16, контрольная работа

Описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Содержание

Введение

1.Сущность налогов и элементы налога.
2.Принципы налогообложения и функции налогов.
3.Классификация налогов и субъекты налоговых отношений.
4.Объективная возможность влияния налогов на экономические процессы и налоговое регулирование экономики
5. Налоговый учет и налоговое планирование.
Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

налоговое планирование кр.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

   Соответственно, основная задача налогового контроля – расширение возможностей универсализации учета, отчетности и контроля, что, в свою очередь, снизит вероятность повсеместного ухода от налогов. Все это должно способствовать унификации российского налогообложения, продвижения его к международным стандартам. 
 

    5.Налоговый учет и налоговое планирование.

    Согласно  ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на прибыль  на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

    Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем предприятия. Следует обратить внимание, что составление учетной политики организации в соответствии с п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, никто не отменял. Таким образом, у предприятий будет две учетных политики - для бухгалтерского учета и в целях налогообложения.

    Данные  налогового учета основываются на первичных  учетных документах (включая справку  бухгалтера), аналитических регистрах  налогового учета и расчете налоговой  базы (ст. 313 НК РФ).

    Согласно  п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

    Аналитические регистры налогового учета - это разработочные  таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. 

Налоговое планирование в нашей стране как  отрасль знания до сих пор не имело  своей классификации.

     А ведь даже самые общие повседневные разговоры о налогах и налоговом  планировании предлагают нам вполне логичный подход. О чем прежде всего  говорят люди, упоминая налоги и налоговое планирование платить налогов поменьше и, по возможности, без проблем с законом исходя из этого, можно предложить достаточно простую и удобную классификацию видов или направлений налогового планирования.

     Используем  два следующих критерия разграничения видов налогового планирования законность действий налогоплательщика, то есть насколько действия налогоплательщика соответствуют закону для простоты примем две жесткие альтернативы налогоплательщик либо не нарушает закон, либо нарушает, степень налоговой нагрузки, платит ли он налоги, не предпринимая действии по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налоги Альтернативы следующие: платит как обычно, или минимизирует при совместном использовании данных критериев получаются 4 вида налогового планирования:

    • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. Назовем это классическим налоговым планированием,
    • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом производятся по возможности минимально Назовем это оптимизационным (минимизационным) налоговым планированием,
    • действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся назовем это вульгарным (противозаконным) налоговым планированием,
    • действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи производятся как положено Этот вид налогового планирования в реальной жизни практически отсутствует, хотя иногда отмечались и подобные случаи

    Соответственно  на практике получаются три основных вида налогового планирования классическое, смысл заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов Содержание классического налогового планирования состоит из организации правильного учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках определенных законом, и своевременной уплаты налогов, оптимизационное   (минимизационное)   налоговое   планирование (ОНП), при котором налогоплательщик путем использования и манипулирования существующим законодательством планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов в рамках ОНП налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость при этом он реализует налоговые схемы, которые позволяют применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально, вульгарное (противозаконное) налоговое планирование, при котором налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей С точки зрения голой экономики это выгоднее всего, однако порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика (или по крайней мере их вероятность).

        При существующем порядке вещей большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов фактически  нарушение формальных  правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, то есть обычаем делового оборота Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты.

        Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги к ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон налоговое планирование в большей части направлено на минимизацию именно основных налогов достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных. 

Заключение.

     Налоги  – один из основных способов формирования доходов бюджета. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения  платежеспособности различных уровней  государственной власти.

     Налоговая система возникала и развивалась  с момента образования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование налоговой системы. С развитием  государства налоги постепенно стали  главным источником пополнения государственной казны.

     Социально-экономическая  сущность, роль и назначение налогов  определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также историей становления  системы налогов.

     Для действующей в Российской Федерации в 90-е годы налоговой системы характерны были следующие особенности. Весьма высокий удельный вес косвенных налогов, в частности, пошлин и акцизных сборов. Относительно небольшая доля прямых налогов и сборов. Ориентация при выборе приоритетов между объектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий и организаций и в меньшей степени — на физических лиц. Расширялась база налогообложения в результате привлечения к уплате налогов ранее освобожденных юридических и физических лиц. Введен ряд новых налоговых платежей, вовлекших в орбиту обложения такие объекты, как имущество, наследства, операции с ценными бумагами, особые виды деятельности, использование престижных наименований и некоторые другие. На федеральном уровне введен широкий перечень разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование производства жизненно важных товаров для населения.

     Говоря  о косвенных налогах, можно отметить, что в налоговых законодательствах  разных стран можно встретить различные трактовки и определения косвенных налогов. Международные организации, проводящие сопоставления налоговых систем и тенденций в динамике налоговых доходов, тоже применяют различные методики группировок. Важно помнить об этих отличиях при сопоставлении данных из разных источников.

Список  используемый литературы.

    1. Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 1992.
    2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.
    3. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 1991.
    4. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.
    5. Налоговый портфель /Д.Н. Акуленок. М., "Соминтек", 1993.
    6. “Налоги - 92”, жур. "Экономика и жизнь", №4, 1992 год.
    7. “Налоги”, жур. "Экономика и жизнь", №36, 1992 год.
    8. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР", журнал "Финансы", № 9, 1992 год.
    9. Материалы газеты "Финансовые известия" и       журнала "Экономика и жизнь".

Информация о работе Общая характеристика налогов и налоговой системы России