Оптимизация налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть сущность оптимизации налоговых платежей, изучить методы, с которыми сталкиваются предприятия на этом пути.
Основными задачами работы являются:
- изучение теоретических основ оптимизации налогообложения;
- анализ методов оптимизации на конкретном предприятии;
- обобщение перспектив развития налогообложения предприятий и разработка рекомендации по оптимизации налогообложения предприятий.
Объектами исследования в данной работе являются оптимизация налоговых платежей и ЗАО «Восточная сказка».

Работа состоит из  1 файл

kursovik2_nalogi.docx

— 72.30 Кб (Скачать документ)

Введение

Снижение  налоговой нагрузки рассматривается  как главный аспект налоговой  реформы в Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации  в настоящее время это одна из наиболее динамически развивающихся  отраслей. Реформа по ее совершенствованию  не завершается до сих пор. Главными направлениями налоговой реформы  было установление единой и стабильной налоговой системы в РФ, создание единой правовой базы, совершенствование  налогового контроля. Особо из них  всех выделялось снижение налоговой  нагрузки путем введения более низких ставок по налогам.

Но как  показывает практика, в России сохраняется  достаточно высокий уровень налоговой  нагрузки на хозяйствующие субъекты. Перед каждой организацией и каждым физическим лицом стоит задача определения оптимальных объемов налоговых платежей. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Налоговая оптимизация - обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов налоговых  платежей -- проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

 

Оптимизация налогов - это только часть более крупной -- главной -- задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента -- финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию  налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при  любом выпуске) и недопущение  штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью  начисления и своевременностью уплаты налогов.

"Минимизация  налогов" - термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер "прибыли для целей налогообложения".

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные  схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом  планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема  позволяет достичь намечаемого  результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации  может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Цель  минимизации налогов - не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги "в лоб", т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение  налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли  предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних  налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Государство предоставляет множество  возможностей для снижения налоговых  выплат. Эти возможности я и собираюсь рассмотреть в своей работе.

Основная  цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть сущность оптимизации налоговых платежей, изучить методы, с которыми сталкиваются предприятия на этом пути.

Основными задачами работы являются:

- изучение теоретических основ оптимизации налогообложения;

- анализ методов оптимизации на конкретном предприятии;

- обобщение перспектив развития налогообложения предприятий и разработка рекомендации по оптимизации налогообложения предприятий.

Объектами исследования в данной работе являются оптимизация налоговых платежей и ЗАО «Восточная сказка».

Предметом исследования является действующая  практика налогообложения предприятий  и перспектив оптимизации системы  налогообложения  анализируемых  предприятия.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы оптимизации налоговых платежей
    1. Сущность оптимизации налоговых платежей

Для субъектов  хозяйственной деятельности эффективная  оптимизация налогообложения так  же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что  обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в  бюджет, но и обеспечением общей  безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.

Одна  из целей организаций и индивидуальных предпринимателей – выработка оптимальных  решений в производственной и  хозяйственной деятельности, что  позволяет осуществлять легальные  операции с минимальными налоговыми потерями.

Оптимизация налогообложения – это система  различных схем и методик, позволяющая  выбрать оптимальное решение  для конкретного случая хозяйственной  деятельности организации.

Правильная  оптимизация налогообложения (то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование  возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных  убытков в процессе хозяйственной  деятельности.

Оптимизация налогообложения организации должна осуществляться задолго до начала налоговой  проверки, а лучше – до создания организации или регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя, поскольку будущая  система налогообложения определяется уже при регистрации организации  или индивидуального предпринимателя.

Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания организации, поскольку планирование будущей деятельности происходит при  условиях, когда еще не сделано  ошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.

В то же время, если налогоплательщик устраняется  от оптимизации налогообложения  при осуществлении своей деятельности, он может понести значительный финансовый ущерб.

Многие  субъекты хозяйственной деятельности не подозревают о том, что система  налогового учета построена не оптимально, что ведет к негативным последствиям в их деятельности.

Ввиду того что законодательная система  налогообложения в Российской Федерации  очень сложна и нестабильна, налогоплательщику  необходимо учитывать правоприменительную  и судебную практику, чтобы разобраться  во всех аспектах налогообложения.

С учетом вышеизложенного можно вывести  формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:

– оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса;

– планирование и оценка налоговых рисков с учетом разъяснений Минфина России и  налоговых органов;

– сопровождение  и анализ сложных сделок с целью  планирования и исключения негативных налоговых последствий;

– оценка хозяйственных договоров с точки  зрения налоговых рисков;

– разработка хозяйственных договоров и прочей документации с целью снижения налоговых  рисков;

– мониторинг действий налоговых органов при  проведении налоговой проверки на предмет  соблюдения налогового законодательства;

– профессиональная подготовка возражений по акту налоговой  проверки и их защита в налоговых  органах;

– грамотное  ведение дел в суде по оспариванию  решений налоговых органов с  учетом сложившейся судебной практики.

Процесс работы по созданию и внедрению системы  оптимизации налогообложения в  уже действующей организации  должен, как минимум, включать следующие  этапы:

– проверка бухгалтерского и налогового учета, базы хозяйственных договоров и  первичных документов; устранение обнаруженных ошибок; обеспечение необходимого объема и качества первичных документов;

– разработка собственно системы оптимизации  налогообложения, которая может  предусматривать разделение функций  бизнеса хозяйствующего субъекта между  несколькими структурными подразделениями  и (или) ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;

– обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов организации, создание системы автономного внутреннего  контроля; разработка новых форм договорных отношений с контрагентами;

– разработка необходимых инструментов регулирования  равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы  оптимизации.

Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах – основных руководящих началах, среди которых  отметим следующие:

– принцип  адекватности затрат.

Стоимость создания системы оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или  расходов на оплату сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых  налогов.

Допустимое  соотношение затрат на созданную  систему оптимизации налогообложения  и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и  от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50 – 90 % от размера уменьшаемых налогов. Иными словами, если, например, стоимость  конвертации рублевых средств в  иностранную валюту превышает 15 %, то многие субъекты хозяйственной деятельности предпочтут уплатить НДС как цену за собственное спокойствие. Следует  также помнить и о том, что  большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют  и определенных расходов на их ликвидацию. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что гораздо проще зарегистрировать хозяйственное общество, чем его ликвидировать;

– принцип  юридического соответствия.

Система оптимизации налогообложения должна быть, бесспорно, легитимной в отношении  как отечественного, так и международного законодательства.

Суть  этого принципа, который иногда еще  называется тактикой «наименьшего сопротивления», заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. Если отдельные  положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как  в пользу налогоплательщика, так  и в пользу государства, имеется  вероятность возникновения в  будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы. Что же касается вопросов, не урегулированных  законами («пробелов»), то однажды такие  пропуски могут быть «заполнены»  законодателем и не всегда так, как  хотелось бы коммерческим организациям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные  издержки могут привести к нарушению  принципа адекватности затрат;

– принцип  конфиденциальности.

Доступ  к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.

На практике это означает, что, во-первых, отдельные  исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации  налогообложения, не должны представлять себе картину в целом, а могут  руководствоваться только определенными  инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с  использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т.д.);

– принцип  подконтрольности.

Достижение  желаемых результатов от использования  схемы оптимизации налогообложения  зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов  воздействия на всех исполнителей и  на всех этапах.

Одной из особенностей большинства структур, занимающихся оптимизацией налогообложения, является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами.

– принцип  допустимого сочетания формы  и содержания.

Известны  случаи, когда организации, не имеющие  на балансе или в аренде основных фондов и состоящие только из директора, «умудрялись» оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень  часто интересуются наличием у исполнителя  достаточной материально-технической  базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует «порядок расчетов»  и прочие условия.

Информация о работе Оптимизация налогообложения